Эксоцман
на главную поиск contacts

Для жизни такой, как она есть

Опубликовано на портале: 06-08-2004
Директор школы. 1995.  № 4. С. 63-68. 
Больше всех в смутные, кризисные времена страдают дети. Сегодня происходит первичное расслоение детей и подростков на «учащихся и неучащихся», «способных и неспособных», «успевающих и неуспевающих», «материально обеспеченных и необеспеченных», «сильных и слабаков», «избранных и изгоев», «работающих и неработающих». Если первые уверены в себе и у них довольно высокие и даже завышенные самооценки, то у вторых нередко развивается комплекс неполноценности, особенно когда их преследуют неудачи. Отсюда - заниженные самооценки, горькое ощущение ущербности и ненужности обществу. И та, и другая группы ищут свои способы, пути и формы самореализации. К сожалению, пути эти часто оказываются неправедными. Статистика повествует о все увеличивающемся числе правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Среди них - самые тяжкие преступления: грабежи, хищения, умышленные убийства, изнасилования. Серьезную тревогу вызывает и физическое состояние подрастающего поколения. По данным ряда исследований, в России подавляющее большинство школьников к концу учебы имеют отклонения в здоровье и свыше трети страдают хроническими заболеваниями. И одна из причин - неполноценное питание. Резко ухудшилась и ситуация с психическим здоровьем детей и подростков. 28 процентов детей младшего школьного возраста испытывают проблемы при адаптации к среде, 22 - склонны к депрессии, 23 - относятся к группе риска по агрессивности.

Больше всех в смутные, кризисные времена страдают дети. Сегодня происходит первичное расслоение детей и подростков на «учащихся и неучащихся», «способных и неспособных», «успевающих и неуспевающих», «материально обеспеченных и необеспеченных», «сильных и слабаков», «избранных и изгоев», «работающих и неработающих». Если первые уверены в себе и у них довольно высокие и даже завышенные самооценки, то у вторых нередко развивается комплекс неполноценности, особенно когда их преследуют неудачи. Отсюда - заниженные самооценки, горькое ощущение ущербности и ненужности обществу. И та, и другая группы ищут свои способы, пути и формы самореализации. К сожалению, пути эти часто оказываются неправедными. Статистика повествует о все увеличивающемся числе правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Среди них - самые тяжкие преступления: грабежи, хищения, умышленные убийства, изнасилования. Серьезную тревогу вызывает и физическое состояние подрастающего поколения. По данным ряда исследований, в России подавляющее большинство школьников к концу учебы имеют отклонения в здоровье и свыше трети страдают хроническими заболеваниями. И одна из причин - неполноценное питание. Резко ухудшилась и ситуация с психическим здоровьем детей и подростков. 28 процентов детей младшего школьного возраста испытывают проблемы при адаптации к среде, 22 - склонны к депрессии, 23 - относятся к группе риска по агрессивности.

Нелегкая судьба нового курса

Частично упрек за столь удручающее положение можно адресовать и школе. Но только частично, ибо и сама она сейчас в беде. Надо ли напоминать, по каким причинам? В особо тяжком положении оказался учитель. Психологическая и профессиональная нагрузка на него возросла, а вот жизненный уровень снизился. Не случайно отмечается повышение невротизации в среде педагогов. Бедный, раздраженный и потерявший уверенность учитель сам по себе является источником опасности для учеников. Школа явно не справляется со своими социальными функциями: она не готовит учащихся к жизни такой, как она есть, а еще лучше бы с упреждением: к такой, какой она может быть. Школа, как и производство, не приспособлена к человеку, а человек - к ней.

Собственно кризис школы - что не только издержки перестройки и реформ. Она и раньше не исполняла своей роли в жизни общества, будучи поставленной в условия обязательного выполнения государственного заказа по «производству человековвинтиков». Во многом и по этой причине мы имеем сегодня в России то, что имеем.

Назрела потребность в воспитании поколения людей, способных к более продуктивной и целеустремленной деятельности по сохранению своего здоровья, окружающей природы, проявляющих постоянную активность в поддержании безопасного общественного и личностного бытия. С мая 1991 года в государственных общеобразовательных учебных заведениях России был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), направленный «на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, на приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни и здоровью условиях, оказание помощи пострадавшим». Увы, судьба нового курса оказалась нелегкой. Слишком тяжело приживается он в школе, а во многих учебных заведениях к нему так и не приступили. Немало случаев, когда директора школ демонстративно отказались от этого предмета, посчитав его вредным, опасным, никому не нужным. Потому и постарались побыстрее уволить военруков, ликвидировать учебно-материальную базу по допризывной подготовке. Негативное отношение к новому курсу проявлялось лаже со стороны целых педагогических коллективов. Сказались социальная неграмотность иных руководителей школ и педагогов, их консерватизм, неспособность понять потребности общества и людей. Ну и, конечно, не будем забывать о финансовых трудностях, дефиците нужных кадров, о предвзятом отношении к военной подготовке, с которой ассоциировался этот предмет. До сих пор половина должностей преподавательского состава по курсу ОБЖ остается вакантной. Не пропагандируется курс в средствах массовой информации и среди родителей. О нем просто не знают. А между тем кризисная ситуация, сложившаяся в обществе и государстве, увеличивает рост потребности населения в обеспечении безопасности. Требуется разработка понятных каждому человеку ориентиров в выборе стратегии жизни и тактики поведения. Поэтому важная задача школы видится в том, чтобы дать учащимся функциональные знания, умения и навыки выживания и развития личности в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных. Полноценного гражданина нельзя представить без понимания необходимости внесения личного вклада в защиту окружающей среды, без умелых действий в случае природных и технологических катастроф, без готовности защищать свое отечество. Школа призвана стать ключевым звеном в формировании личности «без страха и упрека», безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания. Личности, ориентированной на созидание и развитие.

Формирование личности безопасного типа

В целях концептуального обоснования путей и способов формирования личности безопасного типа (этот термин используется как рабочее понятие - В.П.) и апробации организационно-методической системы в 5 общеобразовательных школах Северного округа Москвы с 1993 года проводится формирующий эксперимент. Внедряется разработанная Фондом национальной и международной безопасности экспериментальная инновационная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», имеющая гуманистическую направленность и ориентированная на подготовку учащихся к жизни со всеми повседневными реалиями. Овладение этой программой предполагает межпредметную учебную деятельность, комплексный, системный подход в реализации. В нее входят следующие разделы:
1. Основы личной безопасности в повседневной жизни.
2. Чрезвычайные ситуации и поведение человека.
3. Культура здоровья человека (психический, физиологический, медицинский аспекты).
4. Основы подготовки к воинской службе и другим видам деятельности в сферах обеспечения безопасности.

Отсюда вытекает и логика преподавания: первый раздел ведут все без исключения преподаватели предметники; второй и четвертый - преподаватели организаторы «Основ безопасности жизнедеятельности»; третий - преподаватели физической культуры, биологии, привлекаемые медработники. Преподаватели ОБЖ выступают в качестве координаторов работы всего педагогического коллектива по внедрению в школьную практику этого курса. А вот роль учителя физкультуры резко повышается, его предмет, понимаемый как культура здоровья, становится стержневым.

Программа, в этом ее особенность, определяет базовые темы курса, являющиеся системообразующими элементами учебно-воспитательного процесса в школе с 1го по 11й класс. Прохождение материала идет по нарастающей степени сложности параллельно и последовательно по всем базовым темам в зависимости от возрастных и других особенностей. В рамках отведенных для каждого класса учебных часов преподаватели сами выбирают вопросы, прохождение которых представляется им наиболее целесообразным сданной группой учащихся, а также по данному предмету обучения. Сами определяют необходимое время и порядок прохождения.

Внедрение программы проводится по интенсивной технологии учебно-воспитательной деятельности. Педагог, отказываясь от преимущественно объяснительного способа сообщения знаний, делает упор на привитие устойчивых умений и навыков безопасного поведения, на стимулирование потребностей к их развитию.

По существу, на каждом уроке предполагается достижение каких-то частных задач (например, одним из приемов является начало урока с успокаивающих дыхательных упражнений, создающих благоприятный физический и психологический настрой на усвоение преподаваемого материала). Учителю профессионально важно овладеть методикой психологической саморегуляции. Он принципиально не может появляться перед учениками в подавленном, удрученном состоянии. Ему не позволительны раздражительность, грубость. Чтобы избавиться от влияния внешних неблагоприятных факторов, ему важно овладеть соответствующими технологиями, обеспечивающими возвышение над неблагоприятными обстоятельствами, нередко возникающими в суете жизни из-за бытовых, семейных и других проблем.

Поскольку экспериментальная работа проводится в сжатые сроки, то представляется весьма продуктивной идея: сократить время становления личности безопасного типа за счет активных упражнений в предлагаемых программой действиях в атмосфере взаимоподдержки между преподавателями и учениками. При этом учителю нет необходимости скрывать от школьников цели совместного поиска лучших вариантов. Пусть каждый учится чему-то у другого и стремится оказать ему поддержку. Важно организовать в классе творческую «лабораторию» по обмену идеями, когда каждый участник обогащается вдвое. Экспериментальная программа предполагает включение в себя 400 часов в год, рекомендованных Министерством образования России для проведения занятий по ОБЖ во всех общеобразовательных школах, а также 748 часов, выделенных на уроки физкультуры. Кроме того, многие учебные модули и элементы отрабатываются на классных часах, на уроках по другим предметам, а также во время досуга. Каждая школа с учетом местных условий сама определяет, каким образом распределить эти часы в учебном плане и в расписании занятий.

* * *

Каковы наши первые наблюдения, полученные за год эксперимента?

Отрадно заметить, что педагогические коллективы позитивно воспринимают наш замысел и предложенные способы решения проблемы. Заметно меняется к лучшему отношение к курсу ОБЖ. Складываются предпосылки к межпредметному объединению усилий педагогов для преподавания его в единой структурно-логической схеме. И учителей, и учащихся привлекает ориентированность курса на подготовку к реальной жизни со всеми ее трудностями, опасностями и угрозами.

Мы очень надеемся, что и другие школы России подключатся к эксперименту в целом или возьмут из него отдельные, полезные для себя элементы. Более подробно узнать о нем вы можете из учебно-методического пособия для преподавателей «Безопасность человека», которое издано Фондом национальной и международной безопасности. В настоящее время готовится его второе издание.

Наш адрес: 121019, Москва, а/я 215, Фонд национальной и международной безопасности.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Василий Демьянович Кобяков
Директор школы. 1997.  № 5. С. 14-18. 
[Статья]
Директор школы. 2010.  № 8 (151). С. 95-99. 
[Статья]
И. Савельева, Наталья Михайловна Смирнова
Директор школы. 1994.  № 2. С. 27-31. 
[Статья]
В.С. Шувалова, О.В. Шиняева
Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 75-80. 
[Статья]