Эксоцман
на главную поиск contacts

Сельская школа: проблемы профессионального самоопределения старшеклассников

Опубликовано на портале: 06-08-2004
Директор школы. 2004.  № 2. С. 58-65. 
Тематический раздел:
Стратегия развития сельской школы неотделима от проблем российской общеобразовательной школы, однако в силу социальных и экономических особенностей имеет ярко выраженную специфику. Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает значительные трудности в разработке концепции профессионального самоопределения сельских школьников. Если раньше, как мы помним, трудовое обучение сельских школьников было ориентировано, в основном, лишь на механизаторские работы (мальчики) и уход за домашними животными (девочки), то сейчас в ряде регионов появилось увлечение созданием фермерских школ, которые формируют более интегрированное представление о крестьянском труде. Безусловно положительным в работе таких школ является сочетание в обучении современных агро- и зоотехнологий, технического оснащения сельскохозяйственных процессов с психологическим освещением значимости труда сельского жителя, привлечением генетического фонда хозяина и труженика, приглушенного в силу известных причин в нескольких поколениях селян.

Стратегия развития сельской школы неотделима от проблем российской общеобразовательной школы, однако в силу социальных и экономических особенностей имеет ярко выраженную специфику. Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает значительные трудности в разработке концепции профессионального самоопределения сельских школьников. Если раньше, как мы помним, трудовое обучение сельских школьников было ориентировано, в основном, лишь на механизаторские работы (мальчики) и уход за домашними животными (девочки), то сейчас в ряде регионов появилось увлечение созданием фермерских школ, которые формируют более интегрированное представление о крестьянском труде. Безусловно положительным в работе таких школ является сочетание в обучении современных агро- и зоотехнологий, технического оснащения сельскохозяйственных процессов с психологическим освещением значимости труда сельского жителя, привлечением генетического фонда хозяина и труженика, приглушенного в силу известных причин в нескольких поколениях .селян. Появились очень интересные учебные программы «Молодая хозяйка подворья», «Хозяин сельского дома», «Жена фермера» и т. д. В городе Невинномысске на базе ПТУ создан лицей по подготовке фермерских жен.

Очень интересный и сложный вопрос профессионального становления молодого фермера, формирования психологических и научных основ деятельности хозяина сельского дома в новых- экономических условиях требует детального рассмотрения с позиций педагогического менеджмента и дидактики. Однако в настоящей статье мне бы хотелось остановиться на другом - на проблеме профессионального самоопределения тех выпускников сельских школ, которые не связывают свои профессиональные 'жизненные планы с созданием собственного крестьянского хозяйства.

ПОМОЧЬ В ПРОЦЕССЕ ВЫБОРА И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Каждой школе, и городской и сельской, старшеклассники на основе В своего опыта, наблюдений, интересов, способностей и увлечений строят свои будущие планы. Профессионализм и знания профессиональных сфер деятельности могут помочь им в процессе выбора и принятия решения. Однако при этом личные притязания учащегося сельской школы часто входят в противоречие с его реальными возможностями. В отличие от городских сверстников он не имеет возможности обучаться в различных школах с продвинутым уровнем образования, получать консультации у репетиторов, учиться на подготовительных курсах в ВУЗах. Задача директора сельской школы в разработке такой концепции учебного заведения, которая позволяла, несмотря на малокомплектность и другие объективные и субъективные негативные факторы, каждому ее питомцу наиболее полно раскрыть и развить свои возможности. Первостепенное значение при этом придается анализу планов и индивидуально личностных склонностей учащихся. В идеале в школе с первого класса на каждого ребенка должно бы заводиться «досье», где бы собирались данные о проявлении его интересов, психологические наблюдения за динамикой роста ученика, раскрывались бы такие качества, как умение работать в коллективе, способность лидерства, умения взять на себя и разделить ответственность, анализировать и принимать решение и т. п. Однако я предвижу реакцию читателя - руководителя сельской школы: <ик>нет психолога, нет социального педагога, не хватает учителей - о каких наблюдениях тут можно говорить! Можно согласиться, а можно и поспорить. Так как речь идет о небольших заметках, которые вполне под силу педагогическому коллективу сельской школы. В следующих номерах журнала мы познакомим читателей с технологией создания вариантов подобных «досье». Но сегодня у вас в школе этого еще нет. Значит нужно параллельно принять другое управленческое решение. Тем более, что именно от директора сельской школы в значительной мере зависит социум и культурная среда в селе: уедут его выпускники учиться в сельскохозяйственный, медицинский, педагогический и другие ВУЗы, и получат селяне через 4-5 лет грамотных молодых специалистов.

Много говорится в печати и на совещаниях о трудностях привлечения и закрепления на селе учителей и других специалистов. Вполне справедливо, что без изменения социально-бытовых условий сельской жизни эту проблему решить невозможно. Но ведь и ждать, как изменятся условия, нельзя. Предлагают привлекать учителя в сельские школы Нечерноземья по договорам, как это практикуется при вербовке работников в северные регионы, вводить при этом специальную оплату.

Но нам это не представляется правильным. В этом случае село не получит идейного единомышленника в коренных преобразованиях, а лишь специалиста-временщика. Нужна другая стратегия - педагогически грамотная и корректная профессиональная ориентация сельских школьников на все виды профессиональной деятельности, востребованной на селе. Но не только ориентация, хотя это и очень важно для личностного развития школьника в сфере его интересов и склонностей. Вторым важным моментом для руководителя сельской школы является создание условий для индивидуального продвижения, развития ученика в сфере избранного направления. И еще один немаловажный момент в вопросе профессионального самоопределения именно сельского школьника. Пусть самые чуткие и тактичные педагоги с помощью самых корректных тестов, методик и личных консультаций помогут подростку построить жизненные планы. А вот для продолжения образования ему предстоит поехать в город. Смена социального окружения, отсутствие помогающего, а порой и контролирующего внимания взрослых, урбанизированная обстановка и стиль жизни - все это в психологическом плане оказывает негативное влияние на подростка. При этом возможен вариант непоступления в желаемое учебное заведение, крах профессиональных и жизненных планов. Все, кто имел и имеет отношение к вопросам воспитания молодежи, знает какую криминогенную опасность представляют собой общежития ПТУ и техникумов, как потенциально взрывоопасна среда подростков, оторванных от социальных корней, лишенных взрослой поддержки и помощи, а порой и должной ответственности за окружающих. Значит и эти проблемы нужно предвидеть директору сельской школы. Итак, попробуем сконцентрировать вопросы, которые желательно разрешить руководителю учебного заведения на селе для оказания помощи своим ученикам в профессиональном самоопределении:
- выявление профессиональных жизненных планов на основе тщательного изучения интересов, склонностей, способностей;
- оказание помощи в получении продвинутого образования с учетом жизненных планов;
- создание условий для первоначального профессионального становления подростков в привычных сельских условиях.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ

Цель настоящей статьи однако не заключается в постановке еще Ц, одной педагогической проблемы директору сельской школы, пусть даже в обнаженном, препарированном виде. Хотелось бы показать, как может директор школы в содружестве со своими коллегами приступить к разрешению поставленных задач.

Выделив конкретные задачи, руководитель школы должен быть лидером в их решении, способным создать деловую и доброжелательную атмосферу, особый микроклимат, где все - дети, родители, учителя, администрация - будут ориентированы на главную цель образования - максимальное развитие каждого для реализации жизненных планов, счастливой профессиональной карьеры. Говоря о развитии личности, целесообразно обратить внимание на анализ тех личностных подструктур, которые представляют интерес для настоящей проблемы.

Если ставится цель выявления адекватного личностным особенностям индивидуального жизненного плана, то очевидно целесообразно и тестирование учащихся проводить по четырем направлениям: направленность личности, социальный опыт (знания, умения, навыки), психологические особенности и физиологические параметры. Диагностируемость достигается путем исследования отдельных качеств личности. Варианты тестов по всем направлениям достаточно апробированы в практике школы. Конечно, более идеальный путь - это наблюдение за ребенком с ранних лет, но если этого не делалось ранее, то целесообразно в 7-9 классах провести несколько этапов тестирования. Повторение желательно для исключения случайностей. Дети, проявившие способности и склонности к математике, физике, биологии и т. п., естественно, должны получить продвинутый уровень образования в этом направлении. Финансовое решение проблемы может быть многовариантным: в школе открывается центр образовательных услуг населению, ребята сами зарабатывают деньги в УПБ - в этих случаях часть прибыли идет на школьный учебный процесс, и, наконец, родители сами оплачивают дополнительное к базовому образование детей. Такой подход позволяет рассчитывать на поступление способных выпускников сельской школы в ВУЗы по соответствующей специализации. Школьники, ориентированные в жизненных планах на сельскохозяйственные профессии, получают продвинутое образование по определенной специализации за счет трудового обучения. Это направление наиболее отработано сегодня в сельской школе.

Для руководителя школы должно быть очень важным, если тестирование показало приверженность учащегося к медицине или педагогике. Это его будущие коллеги и соседи, будущая сельская интеллигенция. Почетно и весьма значимо - вырастить своих учителей и врачей. Но сегодня в лучшем .случае для таких ребят создаются педагогические и медицинские группы и идет ознакомление (пропедевтика) с будущей профессиональной деятельностью. Это все хорошо, но этим учащимся нужна элементарная помощь в подготовке к поступлению в ВУЗ, дополнительная помощь по профилирующим предметам, т. к. их сверстники в городе более конкурентноспособны отнюдь не из-за повышенной мотивации или психологической профессиональной адекватности - просто им проще найти репетитора.

Несколько лет эксперимент по профессиональной подготовке к поступлению в педагогические институты под руководством автора ведет аспирант В. Намчук в Ставропольском крае. Учащиеся сельских школ, проявившие склонности к педагогической деятельности, после специального тестирования проходят специальную подготовку по русскому языку и литературе, спецпредметам выбранного педагогического факультета и основам педагогического мастерства. Ниже предлагается модель учебного плана обучения педагогических групп, в 10-11 классах, принятая в Ставрополье.

Одиннадцать часов, дополнительно выделяемые на обучение, руководство школы берет из школьного компонента учебного плана, из часов на профильное обучение, трудовое обучение и т. п. Причем, оплата педагогам за эти часы производится поэтапно: 50 % оплачивается по окончании учебного года; 50 % - после зачисления выпускников школ в ВУЗы и педучилища. По положению о премировании педагогов сельской школы из фонда материального поощрения учителям, занимающимся подготовкой будущего учителя, выделяется дополнительное вознаграждение после возвращения молодого специалиста на работу в родное село. Такой подход позволяет материально заинтересовать учителей в формировании молодого сельского педагогического корпуса. При желании возможна организация межшкольных или районных групп «будущего педагога», когда в обучении будут объединены усилия руководителей нескольких сельских школ.

Точно такой же подход возможен и при подготовке абитуриентов в медицинские ВУЗы и училища.

ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА

Очень хотелось бы, чтобы руководители сельских школ ориентировались на то, что кроме склонностей учащихся, целесообразно учитывать реальный и общепризнанный факт неравенства способностей. Эта проблема отличается особой деликатностью и требует очень корректного подхода. Поэтому мы и рекомендуем пролонгированное тестирование в 7-9 классах, сопровождаемое беседами с родителями и школьниками,

В ходе профессионального самоопределения учащихся выделится и группа подростков, не вписывающихся в традиционные формы образования, имеющих пробелы в знаниях или просто желающих оставить школу и начать трудовую деятельность. Таких подростков целесообразно объединить в разновозрастную профессиональную группу, где обучение будет ориентировано на получение сельской рабочей профессии. Дополнительным образованием для таких ребят желательно введение предмета (или предметов) с идейно-нравственной направленностью. Например, «Мировая культура», «Основы современной цивилизации», «Человек и общество» и т. п. Причем обучение по этим дополнительным предметам носит воспитательный оттенок, а не является частью какой-либо специальной программы. Для желающих подростков возможно создание условий изучения предметов общеобразовательного цикла и подготовка к сдаче экзаменов на аттестат зрелости экстерном или в режиме вечерней школы. Такой подход, с одной стороны, позволяет учащимся считать себя питомцами школы, не. выброшенными за ее пределы из-за неуспеваемости. А с другой - эти подростки не уезжают в районный центр или город для обучения профессии, не остаются бесконтрольными в период ее получения, работают дома, а потом из родных мест уходят служить в армию. Подводя итоги вышесказанному можно отметить, что в старшем звене сельской школы необходимо, даже может быть и больше, чем в городской, введение фуркаций. Распределение учащихся по потокам образования производится в зависимости от результатов пролонгированного тестирования в 7-9 классах. Первый поток школьников занимается углубленным изучением предметов и ориентирован на ВУЗы - это лучшие ученики школы; второй поток учащихся ориентирован на допрофессиональную и профессиональную подготовку и формирование большей сельской интеллигенции (учителей, врачей, фермеров, агрономов, зоотехников и т. п.). Для села особенно важен этот поток старшеклассников, именно от их обучения, мотивации, способностей зависит формирование будущей инфраструктуры села. Третий поток - учащиеся, не получающие аттестат зрелости, но приобретающие конкретные профессии в сочетании с формированием общей культуры и нравственности в процессе обучения. Эти подростки также будущие потенциальные труженики села. Их воспитание и обучение - процесс сложный, требующий согласованного внимания не только руководства школы, но и общественности, родителей. Но усилия оправдываются. Опыт показывает, что до 75% подростков, получивших рабочую профессию и трудовую книжку в родном селе, возвращаются после демобилизации из армии именно домой.

Такой подход к профессиональному самоопределению сельских школьников позволит преодолеть трещины в трансляции и воспроизводстве профессиональной культуры, приостановить разрушение основ многих видов сельской профессиональной деятельности, умирающих сегодня (сельский врач, сельский учитель, хороший печник, и т. п.), тех профессий, что передавались но наследству и считались самыми престижными.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Нина Ефимовна Боревская
Социологические исследования. 1991.  № 8. С. 82-88. 
[Статья]
Евгений Николаевич Степанов
Директор школы. 2000.  № 2. С. 16-26. 
[Статья]
В.И. Астахова, Омельченко
Социологические исследования. 2004.  № 3. С. 150-151. 
[Статья]
Александр Васильевич Гаврилин
Директор школы. 1999.  № 7. С. 71-76. 
[Статья]
Дмитрий Николаевич Лухманов, В Н Аванесова, Инга Вениаминовна Канцебовская
[Книга]
Игорь Михайлович Реморенко
Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 153-155. 
[Статья]
Галина Петровна Чернова
Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 203-208. 
[Статья]