Образовательное пространство: процессы институциализации и структурирования
Опубликовано на портале: 05-04-2004
Поволжский журнал по философии и социальным наукам.
2001.
№ 9.
Тематический раздел:
В первой части статьи отправными моментами для анализа выступают понятие университета,
его этимология, история возникновения, становления и особенности развития в разных
странах Европы, а также понятие социального института, интерпретация его в рамках классических
концепций О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. В статье прослеживается
история становления университета как социального образования, начиная с протоуниверситетского
образования Древней Греции, эпохи Эллинизма, эпохи Нового времени, где сформировались
следующие базовые принципы идеи университета: (1) он
должен обладать относительной автономией - идея академической свободы; (1)
исследование и обучение - сущность образования; (3) университет предполагает
активное включение в общественную жизнь, возрождение ее целостности, а также этическое
обоснование достоинства знания и учености. В дальнейшем становление модели современного
университета связывается с именем Гумбольда. Анализ университета как социального
института должен, по мнению автора статьи, опираться на комплексный подход в рамках
системно-структурной парадигмы в социологии.
Вторая часть статьи посвящена теоретическому изучению взаимосвязи университета и интеллектуальной элиты в рамках данного социального института, роли духовно-интеллектуальной элиты в становлении общества на пути цивилизационного развития.
Ключевые слова
См. также:
[Диссертация]
Социология: теория, методы, маркетинг.
2005.
No. 4.
P. 119-131.
[Статья]
Экономическая социология.
2001.
Т. 2.
№ 4.
С. 28-55.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2015.
№ 4.
С. 5-25.
[Статья]
TERRA ECONOMICUS.
2018.
Т. 16.
№ 1.
С. 101-117.
[Статья]
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований).
2019.
Т. 11.
№ 3.
С. 54-63.
[Статья]