Эксоцман
на главную поиск contacts

В поисках контакта, или вновь - о соционике

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Директор школы. 1995.  № 5. С. 1-9. 
Соционический метод построен на дедукции (от общего - к частному). На базе знания типологических, фундаментальных основ строения психики человека делаются частные выводы, логически объясняются имеющиеся в наличии, реально наблюдаемые факты. Определяя социотип человека, мы одновременно определяем и ведущий канал его взаимосвязи с миром, узнаем, какой тип информации усваивается им быстрее всего и с максимальной полнотой. Все это необходимо знать учителю. О том, чем может помочь педагогу соционика, говорилось в предыдущей статье.* В основе выделения социотипов лежат дихотомические шкалы, разработанные в начале века швейцарским психологом К. Г. Юнгом в работе «Психологические типы». Рассмотрим их.

Соционический метод построен на дедукции (от общего - к частному). На базе знания типологических, фундаментальных основ строения психики человека делаются частные выводы, логически объясняются имеющиеся в наличии, реально наблюдаемые факты. Определяя социотип человека, мы одновременно определяем и ведущий канал его взаимосвязи с миром, узнаем, какой тип информации усваивается им быстрее всего и с максимальной полнотой. Все это необходимо знать учителю. О том, чем может помочь педагогу соционика, говорилось в предыдущей статье.*

В основе выделения социотипов лежат дихотомические шкалы, разработанные в начале века швейцарским психологом К. Г. Юнгом в работе «Психологические типы». Рассмотрим их.

Экстраверсия - интроверсия

Экстраверсия как особенность строения психики означает, что жизненные силы человека, его психическая энергия обращены во внешнюю среду, направлены на других людей. Поэтому поведение экстраверта отличают следующие характерные черты.

Это обычно очень коммуникабельный человек. Он быстро осваивается в незнакомой обстановке, легко вступает в контакты с новыми людьми. Экстравертные дети имеют много друзей, знакомых, с удовольствием общаются с ними, принимают живое участие в делах своего коллектива, не любят одиночества. Однако их друзья - скорее хорошие приятели, так как, быстро заводя знакомства, они не слишком дорожат прежними связями.

Экстраверт обращает на себя внимание повышенной активностью. Он представляет собой систему, которая выделяет больше энергии, чем накапливает. Для него характерно расширение сферы деятельности, разнообразие увлечений: и учеба, и кружки, и спорт, и общение с друзьями. Он не боится публичных выступлений в больших аудиториях, может легко при всех спеть, станцевать, продекламировать стихотворение. Ему нравится быть в центре внимания. У него достаточно рано начинают проявляться лидерские качества, он не прочь покомандовать, поучать, навязывать свои правила игры.

Обращенность жизненной энергии во внешнюю среду делает его очень зависимым от тех, кто находится рядом. Он постоянно соотносит свои действия и поступки с их оценкой. Ему лучше дается понимание других людей, чем самоанализ, поэтому, чтобы разобраться в себе, ему нужна помощь со стороны.

В отличие от экстраверта, интроверт большую часть своих жизненных сил и энергии направляет на самого себя, представляя собой энергосберегающую систему.

Как правило, интроверт - это человек, который с трудом, неохотно вступает в контакты с новыми людьми. Оказавшись в незнакомом обществе, он присматривается, выжидает, когда с ним заговорят. Одиночество переносит хорошо, более того, шумные компании, где много незнакомых людей, его утомляют. Интровертные дети бывают стеснительными, даже робкими. Друзей имеют мало, но дружбу очень ценят и могут поддерживать ее на протяжении многих лет.

Интроверт нередко выглядит инертным, заторможенным, он думает медленнее, скорость энергообмена у него ниже, чем у экстраверта. Именно поэтому интровертные дети чаще попадают в разряд неспособных, хотя это далеко не так. Их интересы не столь многообразны, но более глубокие. К лидерству они не стремятся, их устраивает роль ведомых; скорее сами приспособятся к окружающим, чем противопоставят себя им; предпочитают не выделятся и никого не пытаются переделывать по-своему. Они живут в своем особом мире, который мало понятен для других.

Однако как энергетическая система интроверт гораздо устойчивее экстраверта. От внешнего мира его всегда отделяет некая незримая граница, своеобразная защитная оболочка, предохраняющая от ударов извне. И, наконец, интроверт хорошо разбирается в самом себе.

Рациональность - иррациональность

Рациональность как способ мышления предполагает, что в процессе восприятия индивидом информация из окружающего мира расчленяется на отдельные части, элементы, которые систематизируются и выстраиваются в определенной последовательности (логической или этической). Поэтому для мышления и поведения рациональных типов характерны стабильность, устойчивость, приверженность к законченным формам. Рационал стремится уйти от противоречий, четко отделяет друг от друга плюс и минус, белое и черное, добро и зло.

Его действия всегда осуществляются в определенных рамках, он законопослушен, склонен придерживаться принятых в обществе правил и норм. Рациональные дети легче приучаются к тому, чтобы соблюдать режим дня, вовремя делать уроки, держать в порядке свои вещи, одежду, игрушки.

Свои действия рационал тщательно планирует. Ставя перед собой цель, он одновременно выделяет и этапы, пути ее достижения; решает задачу последовательно, переходя от одной ступени к другой. Психика рационалов отличается эмоциональной стабильностью. Колебания настроения у них всегда имеют «уважительную» причину. Своим состоянием, работоспособностью они управляют сами: невзирая на плохое настроение, рационал может заставить себя выполнить неинтересную, но нужную работу или, наоборот, несмотря на сильное желание, заставить себя отказаться от того, чего так хочется. В противоположность рациональному, иррациональный способ организации психики определяет восприятие индивидом информации в форме нерасчлененного образа, который может быть либо конкретно-чувственным (сенсорным), либо смутным, туманно-интуитивным. Целостность восприятия означает, что информация усваивается индивидом в единстве всех ее противоречивых сторон. В сознании человека возникает образ мира, в котором отсутствует четкое разграничение категорий, где все неустойчиво, относительно, преходяще, где противоположности существуют рядом, взаимопроникая друг в друга.

Поведение иррациональных типов характеризуется непоследовательностью, импульсивностью, стремлением к крайностям. Настроение у них может быстро меняться без видимых причин, периоды подъема работоспособности - чередоваться с периодами резкого спада. Именно иррациональные дети доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. Их внимание неустойчиво, постоянно переключается с одного на другое, часто меняются увлечения и интересы. Иррациональный ребенок быстро загорается, увлеченно включается в работу, но также быстро остывает, бросив начатое на полпути.

Иррационалы могут выглядеть неорганизованными, недисциплинированными, им трудно придерживаться размеренного графика работы и заставлять себя делать то, чего в данный момент не хочется. Однако иррациональный характер имеет свои плюсы. Такие черты, как гибкость, подвижность, обуславливают его жизненную стойкость. Сила подобного характера особенно ярко проявляется не в стабильной ситуации, а в кризисные, переломные моменты.

Логика - этика

Логика и этика - это две из четырех основных психических функций. Они присущи каждому человеку, но представлены в нем в неодинаковой степени: усиление одной из функций означает ослабление другой. Так, у логиков более развито логическое мышление, у эти-ков - чувства. Логический тип восприятия и переработки информации ориентирован на мир, в котором действуют объективные законы. Чувства логика всегда подчинены разуму. Он никогда не будет делать то, что считает неправильным, нелогичным, никогда не уступит партнеру в спорах, если с ним не согласен. Он отличается полной самостоятельностью в оценке информации и принятии решений, не доверяет мнению со стороны, для него нет авторитетов, нет раз и навсегда доказанных положений.

В области человеческих отношений подобный тип может иметь проблемы, связанные с проявлением своих чувств, эмоций. Ему плохо дается понимание внутреннего мира другого человека, поэтому его поступки иногда выглядят резкими, бестактными.

Дети логического склада вдумчивы и серьезны. Они любят размышлять, решать логические задачи, ребусы, кроссворды, у них рано проявляются способности к точным наукам. В общении со сверстниками такие дети могут испытывать некоторые трудности, так как не подстраиваются под других, честно высказывают свое мнение. Стараются не демонстрировать свои чувства.

Этический способ восприятия мира основывается на примате чувств над разумом. Этик руководствуется в своей жизни чувствами и отношениями, симпатиями и антипатиями, различая их оттенки и нюансы. Он прекрасно понимает людей, обладает развитыми способностями к сопереживанию. Собственных чувств не скрывает, умея их красочно выражать.

Дети этического типа отличаются тонкой эмоциональной чувствительностью, остро переживают размолвки между людьми (особенно между родителями), очень восприимчивы к отношению к себе партнера по общению, стремятся расположить его к себе, умело манипулируют его чувствами. Их интересы часто направлены в сферу гуманитарных наук.

Сенсорика - интуиция

Так же, как и логика и этика, сенсорика и интуиция - это основные психологические функции, присущие всем без исключения людям. Но уровень их развития у разных людей неодинаков Большая часть информации из окружающего мира поступает к сенсорику через ощущения (зрение, слух. осязание и т.д.). Они у него настолько развить, что можно сказать: он воспринимает мир кончиками своих пальцев. Сенсорный тип тонко чувствует форму фактуру материала, у него хорошо развит глазомер, он воспринимает не только звуки, цвета, но и их оттенки. Причем также прекрасно он ощущает состояние не только окружающего мира, но и своего тела.

Он умело справляется с конкретной повседневной работой требующей сосредоточенности на предмете своего труда, но при этом ему важно увидеть его результаты и получить достойное вознаграждение. Сенсорик - реалист. Плохо предвидя будущее, он живет сегодняшним днем, сам никогда не будет заниматься чем-либо, не проверенным на практике.

Он всегда исходит из реально существующих фактов. Обобщения, которые делает сенсорик, имеют индуктивный характер, когда на основе множества собранных фактов составляется определенное умозаключение. Воображение его также конкретно; то, что им придумывается, не есть что-то принципиально новое, невиданное ранее, скорее, это усовершенствование уже существующего, рационализаторство. Дети сенсорной направленности обращают на себя внимание своей практичностью. Они заботятся о своей внешности, одежде интересуются качеством вещей. Много времени они уделяют своему физическому здоровью, любят заниматься спортом, предпочитая такие те виды, которые развивают силу и совершенствуют тело. Они многое любят и умеют делать своими руками, с удовольствием возятся с конструкторами, пластилином, выпиливают, выжигают.

Сенсорики лучше воспринимают информацию не через теорию а практическую деятельность; они прочнее усваивают материал по физике, химии, биологии и т.д., когда экспериментируют, проводят опыты, манипулируют предметами.

В отличие от сенсорного, у интуитивного типа ощущения менее развиты, поэтому они отстают от сенсориков в плане приобретения навыков ручного труда. Рутинная, приземленная работа выбивает их из колеи. В обыденной жиз­ни они непрактичны, хуже приспособлены к борьбе за существование, ибо предпо­читают заниматься не тем, что выгодно, а тем, что интересно. Их часто счита­ют идеалистами. Они долго могут не замечать бытовых неудобств, не обращать внимания на свой внешний вид, состояние здоровья. Внутреннее содержание человека, его интеллектуальные и душевные качества они ценят выше, чем физическую красоту и силу.

Интуиты мыслят абстрактными, отвлеченными понятиями. Факты им нужны лишь как способ подтверждения своих гипотез. Они наде­лены богатым воображением, творческой фантазией. Причем их твор­чество - это всегда что-то новое, нестандартное, не виданное ранее.

В социуме интуитивные типы ориентированы скорее на будущее, чем на настоящее. В основном именно они предлагают и первыми подхватывают все крупные новшества. Они не боятся пойти на риск внедрения того, во что никто не верит.

Дети интуитивного склада - большие мечтатели, выдумщики, их интересы разносторонни, часто непоследовательны, но во все, чем бы они ни занимались, они вносят элементы фантазии. Такие дети много читают, бывают эрудированными для своего возраста. Нередко они ставят в сложное положение учителей и родителей, задавая ориги­нальные, нестандартные вопросы.

Четыре темпераментные группы

Определяя социотипы, следует иметь в виду, что, вступая в обще­ние, люди проявляют не свои ведущие функции, а противоположные им, так называемые ролевые, контактные. Так, например, логики при контактах демонстрируют этику, сенсорики - интуицию и т.д. Для выявления сильных функций необходимо более глубокое общение и наблюдение.

Для успешного взаимодействия учителя с классом, директора с педагогическим коллективом важно учитывать типные темпераменты. Преобладание в коллективе людей с однородным темпераментом может порождать массу проблем, связанных с недисциплинированностью, снижением работоспособности, ухудшением здоровья. Практикующие соционики могут дать педагогам и школьной администрации конкретные рекомендации по соотношению темпераментных групп в коллективе для решения тех или иных задач, по подбору учителя к классу или директора для школы с целью эффективной совместной работы. В соционике различают четыре темпераментные группы:
1. Линейно-напористые: взрывные, прямолинейные, не дают расслабиться, вовлекают в деятельность посредством эмоций или своей деловой активностью.
2. Гибко-разворотные: легко переключаются с одного состояния на другое, нуждаются в постоянной смене впечатлений, умеют извлекать пользу и находить выход в изменяющихся обстоятельствах.
3. Уравновешенно-сдержанные, спокойные, надежные, медлительные, терпеливые, выдержанные, но могут сорваться.
4. Восприимчиво-адаптивные: чувствительные, внутренне беспокойные, но скрывающие свои переживания под маской спокойствия или оживленности.

Присущие каждому социотипу особенности строения психики предопределяют их возможности в наилучшем исполнении одних задач и малополезном, энергозатратном осуществлении других. По направленности на тот или иной вид деятельности выделяют четыре группы.
1. Управленческую установку имеют логико-сенсорные и сенсорно-логические типы. Они хорошо решают задачи, требующие конкретного логического мышления, объективности подхода, способности заниматься текущими делами по организации, оформлению документации, учета и контролю, налаживанию дисциплины и т.п.
2. Социальная установка присуща этико-сенсорным и сенсорно-этическим типам. Они лучше всего проявляют себя в сфере удовлетворения конкретных потребностей людей, оказания повседневных услуг, массовой культуры. Их отличает умение работать с людьми, заботливость, способность создавать благоприятную атмосферу в коллективе.
3. Гуманитарная установка характеризует этико-интуитивные и интуитивно-этические типы. Они осуществляют миссию по поддержанию и воспитанию в коллективе духовно-нравственных ценностей, ведущих его к сплочению. Это идеологи общества.
4. Сайентистская установка (от англ. слова science - наука) составляет отличительную черту логико-интуитивных и интуитивно-логических типов. Они склонны к познавательной, исследовательской, экспериментальной деятельности, где необходимо умение анализировать и прогнозировать, разрабатывать системы и классификации.

Зная типную предрасположенность к той или иной сфере деятельности, можно формировать специализированные классы, удачно распределять функции в административном аппарате школы, создавать временные творческие группы. Различие в установках социотипов делает необходимым обеспечение дифференциации в средствах и методах обучения и воспитания, в тактике управленческого подхода к персоналу.

_____________________________
* См. «Директор школы» № 1 за 95 г., с. 42-74

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виктор Владимирович Гуленко
Директор школы. 1995.  № 6. С. 22-30. 
[Статья]
Л. Тихонова
Директор школы. 1995.  № 1. С. 42-47. 
[Статья]
Т. Антонова, Л. Тихонова, Н. Сироткина
Директор школы. 1996.  № 5. С. 14-20. 
[Статья]