Эксоцман
на главную поиск contacts

Управленческие концепции: взгляд на организацию

Опубликовано на портале: 05-08-2004
Директор школы. 1994.  № 3. С. 24-29. 
В статье рассматриваются управленческие концепции и стратегии, организационные культуру. Попытка осознать все это неизбежно начинается с откровенных ответов на ряд вопросов. Авторы рассматривают еще один, чрезвычайно важный: как Вы представляете, что такое Ваша организация?

Продолжаем разговор об управленческих концепциях и стратегиях, организационных культурах. Попытка осознать все это неизбежно начинается с откровенных ответов на ряд вопросов. Мы уже останавливались на них в предыдущих статьях. Сегодня мы рассматриваем еще один, чрезвычайно важный: как Вы представляете, что такое Ваша организация?

Механизм или организм

Ответ может быть, во-первых, таким: это - механизм, созданный для реализации какой-либо цели. Данный ответ предполагает, что организацией управляют только цели, ради которых она была создана, и задача руководителя в этом случае в том, чтобы непрерывно проверять, насколько деятельность соответствует им.

В этом случае политика в отношении персонала - достижение максимального профессионализма каждого члена организации.

Координирующие механизмы деятельности - как правило, всегда требуют участия первого лица, Планирование - сверху вниз, поскольку цели задаются сверху, Контроль - поэтапный. Задача контроля - устранять отклонения в деятельности от намеченных ориентиров. Данный ответ также провоцирует использование руководителем концепции, которую Мак Грегор обозначил как концепцию Х

Концепция Х
- ЛЮДИ ЛЕНИВЫ
- ОНИ НЕ ЛЮБЯТ РАБОТУ
- ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ РАБОТАТЬ, ИХ НУЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ, НАПРАВЛЯТЬ И ДЕРЖАТЬ ПОД СТРАХОМ НА КАЗАНИЯ
- ОНИ ИЗБЕГАЮТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
- У НИХ МАЛО ЧЕСТОЛЮБИЯ

На первый взгляд, такая совершенно отталкивающая управленческая концепция не может иметь широкого применения. Однако так ли это? Безусловно, излагая эту позицию, мы рассматриваем крайнюю точку зрения. Во-вторых, можно ответить так: организация представляет собой организм, все части которого находятся в непрерывном взаимодействии между собой.

Такой ответ предполагает, что организация существует и развивается по своим собственным законам, создает свою собственную культуру, свое видение целей и путей их достижения и, следовательно, может переформулировать цели деятельности.

Политика в отношении персонала - достижение результата и ответственности каждого члена организации. Координирующие механизмы - горизонтальные связи, реализуемые в рамках временных и постоянных групп, создаваемых для решения определенных проблем.

Планирование - снизу вверх. Процесс планирования - постоянный при непрерывном переформулировании целей. Контроль играет функцию поддержки.

Данный ответ предполагает доминирование концепции Y (по Мак Грегору)

Концепция Y
- ЛЮДИ ЯВЛЯЮТСЯ ТВОРЦАМИ
- ОНИ ЛЮБЯТ РАБОТУ
- ОНИ САМИ УПРАВЛЯЮТ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И САМИ СЕБЯ КОНТРОЛИРУЮТ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАВЛЕННЫМИ ЦЕЛЯМИ
- ОНИ ГОТОВЫ ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- ОНИ ОБЛАДАЮТ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Эта управленческая концепция явно более привлекательна (хотя также является крайней точкой зрения). И первая реакция руководителей школ и РОНО на вопрос: "Какой концепции Вы придерживаетесь в своей деятельности?" - "Концепции Y, конечно!", вполне понятна. Однако в практике работы с группами руководителей, в том случае, если в группе создан нормальный климат и высок взаимный уровень доверия, после некоторой паузы можно услышать и другие ответы.

Я очень признателен одному своему коллеге, который во время семинара сказал примерно следующее: "Я говорю всегда, что придерживаюсь второй, но действую исходя из первой".

Отнесемся к такому высказыванию повнимательнее. Конечно, концепция Х выглядит отталкивающе, однако посмотрим на сегодняшнюю реальную управленческую деятельность. Разве способы контроля, планирования, принятия решений, стимулирования деятельности соответствуют представлениям об учителе как о творце, принимающем на себя ответственность, способном к самоуправлению и самоконтролю?

Какой же все-таки ответ наиболее правилен? Совершенно точного, очевидно, нет. Однако можно предположить, что на начальном этапе создания организации (при этом совершенно неважно, какая это организация - детский сад, школа, РОНО, частная фирма) в нашей культуре господствует представление о ней как механизме для достижения определенной цели.

Это тот промежуток времени, когда идет создание организации, нет стабильности, а внешние угрозы достаточно велики. Все это ведет к консолидации, подчинению своих личных целей и амбиций целям, поставленным перед организацией как механизмом, прежде всего - целям коллективной безопасности. Однако по прошествии некоторого времени, при стабилизации ситуации, отсутствии угрозы внутри организации возникают взаимодействия, группы, интересы, которые со временем начинают влиять на ее поведение в целом.

Возникает собственная культура организации, которая и определяет способы деятельности. В некоторых случаях формулируются свои собственные цели, весьма отличные от первоначальных, и они могут быть не только позитивными. Например, организация может сформулировать (на подсознательном уровне) основную цель как выживание, обращая основные усилия на доказательство своей нужности, создавая видимость деятельности.

При этом позиция руководителя может быть двоякой. Он может по-прежнему считать, что управляет механизмом, и действовать в соответствии с этим убеждением, но при этом в подавляющем числе случаев вынужден придерживаться концепции X, ориентируясь на ВЛАСТЬ, СТАТУС И КОНТРОЛЬ.

При этом следует сделать, возможно, спорное утверждение, что есть организации, продукт деятельности которых есть сама ВЛАСТЬ. Это организации типа министерств, главков, департаментов, и пр. Для организаций этого типа присутствие концепции Х неизбежно. Именно в рамках этой концепции появляются подзаконные акты, инструкции, приказы, определенного типа отчетность, контроль и пр. Интересно, кстати, что различные тесты, стандарты, диагностики используются в организациях этого типа именно для усиления власти, статуса и контроля (в частности и те, которые мы публиковали на страницах нашего журнала).

А вот понимание организации как организма ориентирует руководителя и весь коллектив на КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В этом случае вышеуказанные диагностические инструменты имеют задачу мотивации коллектива и согласования профессиональных позиций.

В школах мы сегодня имеем и то и другое понимание организации. Собственно, из ответа на вопрос, является ли возглавляемая Вами организация механизмом или организмом, следует признание различных функций и позиции руководителя.

Организации профессиональные и непрофессиональные

Существенным в формировании собственных управленческих стратегий и концепций является осознание того, какой организацией руководите Вы - профессиональной или непрофессиональной? Нам представляется, что организации типа министерств, главков, городских или районных отделов народного образования не являются профессиональными. Это утверждение отнюдь не является упреком, поскольку есть организации, которые по своему функционалу сегодня не должны быть профессиональными и не могут таковыми стать.

В соответствии с представлениями развитыми, в книге Л. де Калуве, Э. Маркса и М. Петри "Развитие школы: модели и изменения", организация является профессиональной если, работа ее членов базируется на определенном объеме знаний и их применение требует длительной подготовки. Тут нужно отметить, что ни специального объема знаний, ни специальных необходимых и достаточных курсов подготовки для управленцев сегодня не существует. Процесс создания этой области подготовки только начат. В практике мы это хорошо видим на примере предлагаемых сегодня на образовательном рынке программ подготовки управленцев, где имеются отдельные более или менее полные курсы по психологии, технике коммуникаций, экономике, праву, технике решения конфликтов, диагностике и т.д.

Поэтому все управленческие уровни (от директора школы до министра) нельзя отнести к профессиональным по этому признаку, однако есть несколько исключений. К ним относятся те отделы рассматриваемых организаций, которые являются профессиональными. Это бухгалтерия, статистика, строительные подразделения. Они не несут прямых управленческих функций, а в тех случаях, когда пытаются выполнять их с позиции профессиональных организаций, возникают конфликтные ситуации.
- Работа организации имеет какой-то смысл для клиентов,
- Отношения между работником и клиентом сильно влияют на эффективность и качество услуги. (Отметим, что в рамках централизованной системы отношения между уровнями управления никогда не носили у нас характера отношений "клиент - оказывающий услугу").
- Работник чувствует, что он принадлежит к более или менее институализированной группе профессионалов. (В настоящий момент начинает складываться профессиональная группа на нижнем уровне управления - директоров учебных заведений. Они начинают постепенно отказываться от взгляда на себя в первую очередь как на учителя, все большее количество руководителей школ уменьшает объем своей учебной нагрузки и все сильнее высказывают требование о необходимости специальной управленческой подготовки).
-Имеют место продолжающиеся дискуссии об объеме знаний практие и этике их применения, что выражается в более или менее строгих кодексах профессионального поведения работников. (Это, пожалуй, если читатель согласится, также следует отнести и к директорам учебных заведений). Принадлежность к касте профессионалов приводит к развитию автономности и изолированности педагогов, недоверию к внешней (непрофессиональной) оценке их труда. Следовательно, необходимо развивать кооперацию внутри профессионального круга. (Именно мнение профессионала, такого же как я, для меня наиболее значимо и уважаемо). Возможно, что отсутствие во многих случаях такой профессиональной оценки (в этом понимании) вызывает неудовлетворение руководителей школ процедурами нынешней аттестации. Такого рода разделение - на профессиональные и непрофессиональные организации - может привести нас к выводу, что во вторых, в целях улучшения координации деятельности, может в большей степени доминировать концепция X, а в первых (к ним следует отнести школу) имеются существенные возможности для реализации концепции У.

BiBTeX
RIS