Эксоцман
на главную поиск contacts

Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов

Опубликовано на портале: 14-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 129-133. 
В последние годы особым направлением внеучебной работы со студентами стало разработка и осуществление лидерских программ. Особое внимание им уделяется в системе работы со студентами в университетах США. Лидерство, необходимость развития лидерских качеств рассматриваются как одна из основных задач высшей школы США. С 80-х годов ХХ столетия лидерство становится предметом социологических, психологических и экономических дисциплин, исследуются пути и способы развития лидерских качеств личности. Возникает целая "философия" лидерства. (Американцы часто используют слово "философия" в смысле "позиция", "мировоззрение".) И обнаружилось, что внеучебная, общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. И в этом случае лидерство означает социальную активность, или "активную жизненную позицию". "Активная жизненная позиция" необычайно полезна для молодого американца. В первую очередь в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений, что всегда обеспечивало развитие экономики. Кроме того, эти качества являются основанием для привития управленческих умений. Работодатель заинтересован в том, чтобы получить потенциального управленца. Поэтому во всех университетах и колледжах США есть специальные отделы, предлагающие разнообразные лидерские программы.

В последние годы особым направлением внеучебной работы со студентами стало разработка и осуществление лидерских программ. Особое внимание им уделяется в системе работы со студентами в университетах США. Лидерство, необходимость развития лидерских качеств рассматриваются как одна из основных задач высшей школы США. С 80-х годов ХХ столетия лидерство становится предметом социологических, психологических и экономических дисциплин, исследуются пути и способы развития лидерских качеств личности. Возникает целая "философия" лидерства. (Американцы часто используют слово "философия" в смысле "позиция", "мировоззрение".) И обнаружилось, что внеучебная, общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. И в этом случае лидерство означает социальную активность, или "активную жизненную позицию". "Активная жизненная позиция" необычайно полезна для молодого американца. В первую очередь в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений, что всегда обеспечивало развитие экономики. Кроме того, эти качества являются основанием для привития управленческих умений. Работодатель заинтересован в том, чтобы получить потенциального управленца. Поэтому во всех университетах и колледжах США есть специальные отделы, предлагающие разнообразные лидерские программы.

Чаще всего такие отделы выполняют задачи развития морального сознания, лидерских качеств и стремления добровольческого служения обществу у студентов. (Например, Центр Развития Лидерства, Этики и Служения Обществу - Center of Leadership Development, Ethics and Public Service.) Считается, что личность должна обладать этими тремя качествами - активной жизненной позицией, нравственностью и желанием служить обществу. Подобные центры предлагают самые разнообразные программы для развития лидерских качеств, начиная от формирования университетской команды для участия в межуниверситетских соревнованиях по этическим дебатам и заканчивая специальными курсами. Их слушатели учатся волонтерской деятельности, получают знания о том, как экспериментировать, не бояться рисковать, планировать будущее, получать помощь от других людей, планировать небольшие победы, развивать сотрудничество, оказывать помощь другим людям, осуществлять сотрудничество и т. д.

Служение обществу выражается в первую очередь в готовности к волонтерской работе, которая необычайно популярна среди американских студентов. Будущий лидер должен гармонично сочетать "умение управлять" и "умение подчиняться", обладать развитой эмпатией, чутко реагировать на чужую боль. Проект Служения представляет собой волонтерскую работу, включающую различные виды служения обществу. Студент может заниматься тем, к чему имеет большую склонность. Это такие сферы как окружающая среда (животные, организация отдыха, помощь при катастрофах, уборка территории), здоровье (донорство, престарелые люди, инвалиды, помощь при госпиталях), воспитание/образование (общественная школа, внешкольная программа, колледж, образование взрослых), адвокатство (регистрация избирателей, помощь при выборах, деятельность, связанная с судебной, криминальной системой, гласность), бездомные и голодающие (обеспечение и организация питания, сбор продовольствия, работа в приютах), семьи и дети (критические ситуации), Кампус (украшение, гласность), помощь персоналу, фандрайзинг, обучение компьютерным технологиям и т. д.

Поиском волонтерских потребностей занимается Волонтерский Отдел, который осуществляет связь между социальными службами штата и студентами. Волонтерский Отдел формирует банк данных волонтерских возможностей. В университетах США очень распространены студенческие волонтерские организации. Возможности волонтерской деятельности достаточно обширны. Они включают в себя как деятельность на территории Университетских Кампусов, так и в городах расположения университетов и на территории Штатов. В рамках Кампуса осуществляются волонтерские программы, помогающие иностранным студентам безболезненно влиться в студенческую жизнь, способствующие пропаганде здорового образа жизни, мира на земле, проекты, поддерживающие женщин и т. п. Кроме того, волонтеры вовлекаются в общественную деятельность на территории общежития. Основной целью этого является помочь студентам понять важность служения обществу, развить у студентов чувство гражданской ответственности, воспитать потребность помогать другим, распространять среди студенчества интерес к волонтерству, создавать условия для рефлексии и анализа индивидуальной идентичности, ценностных ориентаций и этики.

Волонтерские проекты разнообразны. Это марши и митинги против сексуального насилия, занятия с детьми в школах, сбор консервированных продуктов для голодающих, изготовление игрушек и поделок для детского госпиталя, посадка деревьев и цветов на территории города, уход за животными, работа в приютах для бездомных, в домах для престарелых, помощь различным медицинским общественным организациям. Волонтерские проекты включают в себя также и поездки групп студентов в отсталые государства для оказания разнообразной помощи. Эти поездки дают студентам не только возможность реально помочь бедным людям, например, принять участие в строительстве домов для них, но и познакомиться с культурой другой страны. Вовлечению студентов в волонтерскую деятельность способствует и определенная образовательная методика "обучения служению" (service-learning), которая используется преподавателями самых различных дисциплин. Надо отметить, что эта методика становится все более и более популярной. Суть ее состоит в том, что образовательный процесс сочетается с практикой в течение всего периода изучения предмета. Студенты с самого начала семестра отправляются на предприятие или в организацию вместе с преподавателем, их задача состоит в том, чтобы выяснить какие знания для успешной деятельности в той или иной сфере им необходимы. Затем они возвращаются в аудиторию и изучают предмет. Считается, что студенты становятся более мотивированными в получении знаний.

Вовлечение студентов в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие лидерских способностей. В первую очередь это имеет огромное и позитивное влияние на познавательное и эмоциональное развитие. В соответствии с исследованием Роджера Гарольда по крайней мере дюжина специфических умений может быть развита через участие в студенческих организациях и общественной деятельности. Многие ценности соответствуют самой сути деятельности этих организаций. Эти способности обладают ценностью не только в настоящем опыте этих организаций, но и позднее в профессиональной работе. Гарольд выделяет такие способности, как лидерские способности, способности межперсонального взаимодействия, способности планирования программ, способности принятия решений, разрешения проблем, разрешения конфликтов, способности к критическому мышлению, способности к постановке целей, делегирования полномочий, управления финансами, привлечения к сотрудничеству, способности к общественной деятельности (Harrold R. Curricular and Extra-curricular Work // The Bulletin. March. 2002). Все эти способности важны для успешной профессиональной и управленческой карьеры. Вовлечение во внеучебную деятельность помогает достигать реальных целей высшего образования. Далеко не всегда эти способности могут быть развиты в учебной деятельности. Воспитательная работа в системе российского высшего образования опирается на исторически сложившиеся традиции евразийской цивилизации. Ее основными принципами являются всеобщность образовательного пространства, сочетание общечеловеческих ценностей с национальными и региональными традициями, уважение к труду и профессионализму, примат духовного над материальным, нравственное, эстетическое, экологическое и патриотическое воспитание, приоритет здорового образа жизни, эффективность социального взаимодействия, свободное самоопределение и самореализация личности.

Исходя из этих принципов, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева в качестве цели гуманитарной деятельности рассматривает создание оптимальных социо-культурных и образовательных условий для становления гармонично и всесторонне развитой личности компетентного специалиста, творчески мыслящего, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским самосознанием, высокой социальной активностью.

Для организации системы воспитательной деятельности в университете созданы и действуют Гуманитарный Совет университета, Воспитательные советы факультетов и институтов, Студенческий Совет университета и Студенческие советы факультетов и институтов, Студенческий Совет Студенческого городка, Отдел молодежных инициатив, Дом Культуры, Музейный комплекс университета, Центр содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников университета, Центр развития социальной активности студентов, Служба психологического консультирования.

Большую роль в университетской жизни играет студенческое самоуправление. Оно участвует в планировании учебного процесса, вырабатывает предложения по оказанию морального поощрения и материальной помощи студентов, организовывает систему изучения и учета общественного мнения студентов по важнейшим вопросам жизни вуза и создает условия, при которых обеспечивается участие каждого студента в обсуждении проблем, принятии и выработке решений. Непосредственно его деятельность реализуется в помощи кафедрам в организации предметных олимпиад, выпуске факультетских газет, проведении интеллектуальных, культурно-массовых и спортивных мероприятий, работе студенческих советов общежитий, трудовых десантов, рембригад, профильных отрядов и т. д.

Структура Студенческого Совета включает в себя секторы по направлениям: учебный сектор, научный сектор, социально-экономический сектор, информационно-аналитический сектор, культурно-массовый сектор, спортивный сектор. В состав каждого сектора входят руководители аналогичных секторов студенческих советов факультетов. Это обеспечивает организацию работы по тому или иному направлению на всех факультетах университета. Каждый сектор имеет свой ежегодный план работы. Таким образом, оказываются охваченными все сферы деятельности студентов. Очевидно, что студенты, занятые в этой работе, получают навыки планирования и организации деятельности, учатся ее анализировать, создавать команду, заинтересованную в определенном виде деятельности, привлекать дополнительные силы и ресурсы. Серьезным стимулом к организации общественной работы студентов является "Фестиваль студенческого творчества", принятый Студенческим Советом в 1998 году и зарекомендовавший себя как одна из наиболее эффективных форм поддержки и систематизации деятельности студенческого самоуправления. Это ежегодное подведение итогов за учебный год по всем видам деятельности студентов. Это единая системно-методическая база учета достижений студентов всех факультетов по всем видам студенческой деятельности: учебной, научной, интеллектуально-развивающей, культурно-массовой, спортивной, профилактической, волонтерской, социально значимой и т. п. Каждый факультет набирает определенное количество баллов и занимает определенную позицию в рейтинге. Подобный подход представляет собой мощный стимул саморазвития личности студентов и сплочения студенческих и факультетских коллективов, развивает корпоративный университетский дух и укрепляет университетские традиции. Контроль реализации мероприятий осуществляют студенты, работающие в том или ином секторе.

В 2003 году в Мордовском государственном университете был создан учебно-методический Центр развития социальной активности студентов. Необходимость его создания была очевидна, поскольку определенный опыт работы требовал систематизации. С 1999 года в университете осуществляется подготовка студентов для работы вожатыми в детских лагерях отдыха в "Школе вожатского мастерства". Это 4-х месячные курсы дополнительного образования, включающие в себя как теоретическую, так и практическую подготовку. За это время подготовлено свыше 700 человек, большинство из которых являются в настоящее время активными участниками общественной деятельности. В течение пяти последних лет существует практика работы с "трудными подростками", где уже наработан определенный опыт. В университете продуктивно действуют студенческие волонтерские организации "Милосердие" и "Пиэтас". Кроме того, наблюдается повышение интереса определенной части студенчества к социально значимой деятельности. Возникла насущная необходимость объединить несколько направлений единым координирующим центром, способным оказывать необходимую консультационную и организационную помощь студентам и создавать условия для разработки и внедрения социально значимых проектов.

Задачами Центра мы определили создание условий для реализации личностного потенциала студентов и их гражданской активности с целью оптимизации социальной жизни города и республики, развитие лидерских качеств, гражданского самосознания и гражданской ответственности студентов, стимулирование развития у студентов потребности в служении обществу.

Для эффективной организации работы мы провели серию семинаров-тренингов для сотрудников, создали систему выявления лидерских способностей и волонтерских потребностей студентов, создали банк данных применения лидерских способностей и волонтерских потребностей студентов. Семинары-тренинги "Работа с лидерами молодежных организаций", "Эффективное управление воспитательной работой на факультете", "Социальное проектирование" проводились с сотрудниками, занятыми в воспитательной работе, заместителями деканов по внеучебной работе и председателями студенческих советов. Ставились задачи формирования слаженной команды сотрудников, способных стимулировать социальную активность студентов, научиться командному взаимодействию и взаимопониманию, отработке навыков совместного решения проблем, более эффективной организации собственной деятельности.

Очевидно, что интерес к общественной деятельности в студенческой среде возрастает. Молодые люди, получающие высшее образование, стремятся не только реализовывать свои художественные таланты, но ищут и другие способы приложения сил и способностей. Это и волонтерская работа, и экологическое движение, и вожатская деятельность. Задача высшего учебного заведения - предоставить своим студентам возможность самореализации. Вовлечение во внеучебную деятельность влияет на внутренний мир человека. Внеучебная деятельность учит важности и ценности служения обществу, гражданской ответственности и этики. Она дает возможность практиковать личностную гражданскую ответственность через сотрудничество с другими и развивать такие ценности как честность, гражданское самосознание, сострадание, ценность культурного разнообразия, устойчивость к окружающей среде и т. д. Все эти способности и ценности, развивающиеся высшим образованием, помогают личности становиться настоящим лидером, соответствующим духу постиндустриальной эпохи.


Мартынова М. Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов / М. Д. Мартынова // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 5-6(28). С. 129-133


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Анна Валентиновна Борисенкова
Вестник международных организаций. 2006.  № 2. С. 25-34. 
[Статья]
Ф.Н. Снаговская
Экономические науки. 2011.  № 6. С. 23-30. 
[Статья]
В.А. Лелеков, Ю.Н. Прохоров
Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 109-115. 
[Статья]
Галина Александровна Краюшкина, Дмитрий Юрьевич Райчук
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 92-95. 
[Статья]
Владимир Борисович Звоновский, Регина Белоусова
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2006.  № 2 (82). С. 62-72. 
[Статья]