Эксоцман
на главную поиск contacts

Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества

Опубликовано на портале: 14-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 121-125. 
Среди основных приоритетов развития системы образования Екатеринбурга ведущая роль сегодня отводится вопросам гражданского участия, объединения усилий различных организаций и ведомств в интересах образования. Поэтому уже не первый год педагогическая общественность г. Екатеринбурга выходит на диалог с обществом, одновременно поднимаясь на новый уровень осмысления своей роли в реализации государственной образовательной политики. В последнее время в городе отчетливо наметилась тенденция к демократизации управления образованием на всех уровнях: от образовательного учреждения до органов муниципальной власти. И 2002-2003 учебный год не стал здесь исключением. В ходе Годичного совещания 2003 г. были определены условия, необходимые для сближения позиций учащихся, педагогов, родителей, обобщены и сформулированы основные предпосылки формирования гражданского участия в деле образования.

Среди основных приоритетов развития системы образования Екатеринбурга ведущая роль сегодня отводится вопросам гражданского участия, объединения усилий различных организаций и ведомств в интересах образования. Поэтому уже не первый год педагогическая общественность г. Екатеринбурга выходит на диалог с обществом, одновременно поднимаясь на новый уровень осмысления своей роли в реализации государственной образовательной политики. В последнее время в городе отчетливо наметилась тенденция к демократизации управления образованием на всех уровнях: от образовательного учреждения до органов муниципальной власти. И 2002-2003 учебный год не стал здесь исключением. В ходе Годичного совещания 2003 г. были определены условия, необходимые для сближения позиций учащихся, педагогов, родителей, обобщены и сформулированы основные предпосылки формирования гражданского участия в деле образования.

Сегодня ни у кого нет сомнения в актуальности проблем становления образовательного сообщества. Ведь и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что хотя "система образования за сравнительно короткий срок адаптировалась к свободному развитию демократического гражданского общества, однако комплексное обновление системы образования не было осуществлено. В то же время, совершенно очевидно, что образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности Общеобразовательная школа сегодня должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать его" - таковы ожидания государства. Но сами по себе они не осуществятся, если не будут выработаны механизмы диалога власти и общества в сфере образования. Поэтому, решая проблему развития активного взаимодействия общества и муниципалитета при разработке Стратегического плана развития г. Екатеринбурга на период до 2015 года по сфере "Образование", было учтено более 100 конкретных предложений, поступивших от жителей города Екатеринбурга. Причем, после широкомасштабного обсуждения в качестве стратегической цели развития для системы образования города определено развитие образовательного, культурного и духовного потенциала екатеринбуржцев на основе нового качества образования на протяжении всей жизни. А это значит, что в ближайшие 15 лет в Екатеринбурге будет создана система непрерывного образования граждан в соответствии с их потребностями и желаниями, интересами общества и государства. Для этого в городе сегодня есть необходимый потенциал.

Нужно отметить, что в процессы решения проблем образования и общественной жизни в целом в последнее время все активнее стали включаться учащиеся, их родители, представители науки, культуры и здравоохранения, деловых кругов. Причем наибольшую социальную мобильность здесь проявляют общественные объединения старшеклассников. Если еще 5 лет тому назад только 25 % старшеклассников выражали заинтересованность в участии в общественной жизни своих образовательных учреждений, то социологические исследования, проведенные в прошлом году, свидетельствуют о том, что около 90 % старшеклассников заинтересованы в усилении своего влияния на ход образовательного процесса. Нужно с удовлетворением отметить их самостоятельность, инициативность, ответственность, зрелость суждений. Вот лишь несколько примеров: Городской совет старшеклассников в октябре 2002 года организовал акции "Детская перепись населения", в которых приняли участие около 8 тысяч учащихся старших классов. В эти дни ребята смогли обратиться к представителям муниципальной и государственной власти и получить ответы на самые волнующие вопросы: о развитии физкультуры и спорта, о молодежной и образовательной политике, об экономических и общественных процессах. По итогам акции более 78 % ее участников подтвердили свою заинтересованность в продолжении подобной совместной деятельности учащихся и взрослых. Такие встречи в жизни городской системы образования уже не редкость. Совет старшеклассников, которому чуть больше года, очень заинтересованно включился в обсуждение и разработку Стратегического плана развития города, участвовал во многих заседаниях рабочих групп, консультациях и даже предложил собственный проект школьного самоуправления, который позволит воспитывать гражданскую активность будущих взрослых людей, начиная со школьной скамьи.

Все участники образовательного процесса проявляют высокий интерес к участию в общественной жизни и управлении образовательным учреждением: по данным социологических исследований, более 70 % педагогов и родителей и около 92 % учеников приветствуют создание органов ученического, родительского и педагогического самоуправления. Поэтому так важно, чтобы на уровне городского и районного руководства было понимание ценности такого проявления гражданского участия в делах образования. В системе образования Екатеринбурга взаимодействие власти и участников образовательного процесса - это добрая и нерушимая традиция. Она и послужила мотивом к созданию действенных органов соуправления и самоуправления на муниципальном уровне: при поддержке Администрации города были созданы Городской родительский комитет и Совет старшеклассников. В районах города повсеместно создаются попечительские советы. Ежегодно перед началом учебного года попечителей приглашают на районные торжественные приемы, в ходе которых и появляется понимание, что все мы члены единого образовательного сообщества. Таким образом, благодаря инициативе руководства местной исполнительной власти в общественном сознании формируется новый образ руководителя и предпринимателя, несущего свою долю ответственности за развитие образования. Сегодня в Екатеринбурге быть попечителем становится почетно и престижно. Хотя Попечительские советы еще только начинают действовать, но социальный и педагогический эффект от их работы, не говоря уже о материальной и финансовой помощи, оказался ощутимым. И самый главный результат - это создание атмосферы общественной поддержки, объединения людей общим чувством ответственности перед детством. Здесь очень многое зависит от того, кто возглавляет совет попечителей. Можно привести еще один пример становления образовательного сообщества. Считая основными регуляторами этого процесса родителей и учащихся, Управление образования Верх-Исетского района в 2003 году основное внимание направило на усиление поддержки детского самоуправления и развитие деятельности общерайонного совета старшеклассников. Опытом своей работы специалисты района вместе с ребятами из разных школ поделились на выставке "Образование от А до Я", где прошла презентация Форума детских общественных организаций.

К числу показателей становления образовательного сообщества можно отнести и начало работы Коллегии управления образования города. Главная цель ее создания - координация основных направлений Стратегического плана развития города в сфере "Образование". В нее вошли представители городской Думы, Администрации Полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе, руководители высшей школы и среднего специального профессионального образования, дошкольного, общего и дополнительного образования, родительской общественности, а также здравоохранения. Столь широкое представительство дает возможность сообща вычленять актуальные проблемы образования города и находить оптимальные средства для их решения.

Еще одна форма, которая сегодня активно способствует сближению позиции в образовательном сообществе, - совместные проекты детей и взрослых, решающие достаточно острую проблему эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. Вот, к примеру, Фестиваль литературно-художественного творчества "Дебют" существует уже 7 лет. В этом году идея "280-летию города - 280 подарков" помогла объединить творчество детей и взрослых. Авторами и исполнителями творческих идей выступали ребята, а консультантами и помощниками - взрослые, именитые писатели, поэты, критики (Владислав Крапивин, Вадим Осипов). Фестиваль был посвящен 280-летнему юбилею Екатеринбурга. И замечательно, что среди лауреатов оказались не только отдельные авторы, а творческие разновозрастные коллективы. В ходе проведения Фестиваля "Юные интеллектуалы Екатеринбурга" в этом году впервые была проведена широкомасштабная акция "Шаг в науку", в ходе которой с участниками Фестиваля встретились ведущие ученые институтов Уральского отделения Академии наук Российской Федерации. В ходе обсуждения научно-исследовательских проектов зародились новые направления деятельности учащихся, были созданы рабочие группы из детей и представителей УрО РАН, составлен перспективный план совместной научной работы на ближайшие 3 года. В качестве еще одного примера систематической работы по объединению участников образовательного процесса, всех жителей города в целях выработки взаимопонимания и взаимодействия можно назвать "Дни семьи", которые прошли в школах города под руководством специалистов муниципального центра "Холис". Для многих родителей, по их признанию, "День семьи" стал настоящим открытием. В целом же процесс осмысления и обобщения имеющегося опыта работы по организации взаимодействия субъектов образования в этом учебном году получил новое насыщение, что и позволило выработать основные принципы развития образовательного сообщества Екатеринбурга на перспективу:

  • равенство возможностей участников образовательного процесса при решении вопросов функционирования и развития образовательных учреждений и системы в целом;
  • коллегиальность в принятии решений и персональная ответственность субъектов управления и самоуправления;
  • свобода выбора каждым участником образовательного процесса форм, методов и механизмов участия в управленческой деятельности;
  • плодотворное сотрудничество, в соответствии с которым принятие управленческих решений организуется на основе широкого и свободного обсуждения;
  • цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий с помощью согласительных мер и механизмов.

Именно на этих принципах строится сегодня деятельность городской системы образования. Приводя конкретные примеры, можно отметить, что в части информирования все более популярными становятся такие формы организации диалога образования с обществом, как проведение радиопередач "Утренняя волна". В этом году, по просьбе слушателей, они стали выходить в эфир с периодичностью 2 раза в месяц. Появились тематические передачи под общим названием "Семья и школа". Советы психолога, традиции и новации, дошкольное образование - все эти темы передач родились в результате анализа вопросов, поступающих во время прямых радиоэфиров. Полные стенограммы передач, с ответами на вопросы, регулярно размещаются на информационном сайте Управления образования города так же, как значительная часть аналитической, методической и нормативной базы системы образования города. Управление образования регулярно выступает в средствах массовой информации, проводит пресс-конференции по ключевым темам, организует "горячие линии" в газетах "Вечерний Екатеринбург" и "Комсомольская правда".

Результатом систематизации информационной работы с населением и становления правовых взаимоотношений участников образовательного процесса можно считать снижение количества обращений граждан в органы управления образованием. Так, если в 2000 году в Управление образования поступило около 2200 письменных обращений граждан, то в 2003 их число снизилось до 1100, то есть практически в два раза. Причем радует, что изменился и характер обращений, так как жители города все чаще обращаются с конкретными предложениями о путях развития образования.

Другой пример тесного взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений и жителей города, о котором хотелось бы сказать, это проведение по инициативе Управления образования г. Екатеринбурга открытых приемов. Что же более всего волнует родителей, педагогов, учащихся сегодня? Прежде всего, это вопросы выбора образовательного учреждения, выбора учебных программ и обеспеченности учебниками, вопросы компьютеризации системы образования, профилизации старшей школы, проблемы готовности педагогических кадров к работе в новых условиях. То есть все то, что входит в понятие "содержание образования". Вместе с тем участники встреч иначе, чем раньше, выражают свое отношение к укреплению материальной базы образовательных учреждений. Сейчас оно сопровождается пониманием существующих проблем и реальным стремлением помочь образованию.

В 2003 году в образовательных учреждениях Екатеринбурга прошли открытые дебаты по проблемам современного понимания прав и обязанностей участников образовательного сообщества.

Так, с точки зрения педагогов - включенность в образовательное сообщество диктует необходимость для педагога становиться носителем ценностных ориентиров, брать на себя ответственность за результат образования - социализацию учащихся.

С точки зрения учащихся - причастность к образовательному сообществу способствует выбору системы жизненных ценностей и профессионального пути, дает чувство ответственности за свой выбор.

С точки зрения родителей - формирование образовательного сообщества, даже на начальном этапе, когда только идет обсуждение проблемы, помогает им осознать свою роль и ответственность за будущее своих детей. Вместе с тем появляется уверенность, что развитие системы образования определяет развитие общества, а значит необходимо иметь единую позицию с другими участниками образовательного сообщества.

Таким образом, еще одним шагом в становлении образовательного сообщества в городе, достигнутым в последние годы, следует назвать сближение позиций участников образовательного процесса в вопросах понимания результата образования, в определении способов его достижения, реализации собственных прав и ответственности. Об этом также свидетельствуют данные исследований по выявлению образовательных потребностей, которые проводились среди родителей и учащихся Верх-Исетского, Кировского, Ленинского, Октябрьского и Чкаловского районов. Рейтинг целей образования среди родителей выстроился следующим образом:

1) На первом месте - подготовка к профессиональному обучению (70 % респондентов);

2) На втором месте - личностный, интеллектуальный, духовный рост ребенка (60 %);

3) На третьем месте - формирование и развитие коммуникативной культуры (50 %);

4) На четвертом месте - приобщение к национальной и общечеловеческой культуре (30 %).

Как видно, в родительской среде в последнее время постепенно складывается новое понимание целей образования, что, несомненно, сближает педагогические и общественные интересы. Многие родители отмечают необходимость тесного взаимодействия с педагогами, особенно в вопросах воспитания, причем большинство опрошенных высказывают доверие к педагогам (более 70 %) и даже готовы перепоручить им свои воспитательные обязанности. Вот здесь и возникает проблемное поле разделения ответственности сторон.

С позиций учащихся, принимавших участие в исследованиях, функции школы в достижении целей образования распределены несколько иначе, чем у родителей:

  • на первом месте - умение учиться, то есть самостоятельно добывать новые знания (40 % учащихся);
  • на втором месте среди предпочтений учеников - профессиональное самоопределение (30 %);
  • примерно столько же ребят видят задачу школы в формировании высоких адаптивных качеств личности (28 %);
  • у 20 % опрошенных детей есть убеждение, что школа может влиять на процессы гуманизации в обществе.

Исследования деятельности педагогов показывают, что более 78 % из них предпочитают демократический стиль общения. Подростки также отмечают преобладание демократического стиля взаимодействия с педагогами, но здесь его доля несколько ниже (54 % респондентов).

Анкетирование, опросы, наблюдения экспертов, аналитические материалы, результаты которых были обобщены на уровне органов управления образованием, позволили выявить и обобщить основные проблемы, препятствующие развитию образовательного сообщества на уровне групп субъектов образования.

1. На уровне педагогов - в ряде случаев имеются проблемы в понимании профессиональной ответственности за результат образования.

2. На уровне учащихся - недостаточно сформированы образовательные потребности, порой проявляется отчуждение детей от участия в выборе образовательных программ и индивидуальных траекторий развития.

3. На уровне родителей - сохраняется практика предъявления школе социального заказа, основанного на узком понимании защитных функций системы образования.

Таким образом, главным и основным компонентом процесса развития образовательного сообщества сегодня должна стать заинтересованность руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений в проведении демократических преобразований. Без этого ни о каком сообществе не может быть и речи. Личность и профессиональные качества руководителя, демократический стиль его поведения, деловитость, инициативность, умение не только учить, но и учиться - именно это определяет побудительные мотивы других участников образовательного процесса, их готовность сотрудничать со школой. В каждом конкретном образовательном учреждении процесс становления и развития сообщества может идти своим путем, но обязательными составляющими этого процесса должны стать:

  • Демократизация деятельности руководителя образовательного учреждения за счет проведения широкой разъяснительной работы среди субъектов образования, организации деятельности коллегиальных совещательно-экспертных структур, обеспечения доступности общения с руководством для педагогов, учащихся и родителей.
  • Развитие самоуправления в педагогическом коллективе. Закон "Об образовании" квалифицирует педсовет как орган самоуправления, тогда как зачастую он действует лишь на уровне совещательного органа при директоре школы. Методические объединения, ассоциации, методсоветы и кафедры тоже могут и должны выполнять в школе не только согласительно-совещательные функции.
  • Педагогам следует помочь созданию системы ученического самоуправления. Как правило, в образовательном учреждении действуют различные детские организации (например, советы дела, советы старшеклассников). Объединение всех этих органов в единую систему обязательно должно сопровождаться наделением учащихся конкретными полномочиями.

И, наконец, необходимо дальнейшее развитие совместного управления педагогов, учащихся и родителей.

В целом, если исходить из определения, что "Образовательное сообщество есть объединение людей, заинтересованных в результате образования и способствующих его достижению", то следует признать, что в Екатеринбурге имеются все признаки зарождающегося образовательного сообщества, направленного как на организацию конструктивного взаимодействия, так и на решение конкретных проблем развития образовательного комплекса.

Все это дает основание надеяться, что результаты органов управления образованием, образовательных учреждений в этом направлении станут основанием для разработки среднесрочной программы развития образовательного комплекса г. Екатеринбурга на ближайшие 3 года. И в этом коллективном деле каждый участник образовательного сообщества сможет реализовать себя, увидеть реальное воплощение своих идей и мыслей.


Непомнящая Т. А. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества / Т. А. Непомнящая, Н. Н. Давыдова, Н. Н. Мангилева // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 5-6(28). С. 121-125


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Роман Григорьевич Стронгин, Борис Ильич Бедный, Григорий Артурович Максимов, Алексей Андреевич Миронос
Университетское управление. 2006.  № 2(42). С. 45-51. 
[Статья]
Сергей Всеволодович Кортов
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 61-68. 
[Статья]
Константин Александрович Аксенов, Борис Исаевич Клебанов, Наталья Вадимовна Гончарова
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 54-57. 
[Статья]
Н. Белюгова
Директор школы. 1999.  № 4. С. 24-30. 
[Статья]