Эксоцман
на главную поиск contacts

Пермский государственный университет- стратегия развития

Опубликовано на портале: 14-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 14-19. 
Пермский государственный университет - старейшее высшее учебное заведение на Урале, один из ведущих университетов России. Объективные показатели государственной аттестации Пермского университета, а также независимой международной экспертизы позволяют констатировать, что университет сегодня - динамично развивающееся высшее учебное заведение, ориентированное на новейшие образовательные технологии, со значительным научным потенциалом, высококвалифицированными преподавательскими кадрами, материальной базой, в целом достаточной для обеспечения образовательного и научного процессов, и высокой востребованностью выпускников как в России, так и за рубежом.

Пермский государственный университет - старейшее высшее учебное заведение на Урале, один из ведущих университетов России.

Объективные показатели государственной аттестации Пермского университета, а также независимой международной экспертизы позволяют констатировать, что университет сегодня - динамично развивающееся высшее учебное заведение, ориентированное на новейшие образовательные технологии, со значительным научным потенциалом, высококвалифицированными преподавательскими кадрами, материальной базой, в целом достаточной для обеспечения образовательного и научного процессов, и высокой востребованностью выпускников как в России, так и за рубежом.

За последнее десятилетие (1992-2002 годы) радикально изменилась законодательная база и экономические условия функционирования вузов, внешняя среда. Наиболее существенные перемены произошли в следующих сферах:

  • Управление системой высшего образования.

Имеет место определенная децентрализация управления и повышение самостоятельности вузов в принятии решений.

  • Финансирование высшего образования.

Государство перестало играть роль главного и единственного финансиста. Возникли различные группы заказчиков и потребителей услуг высших учебных заведений со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Сформировалась конкурсная система получения финансирования научных исследований и идет формирование такой системы в сфере образовательных услуг.

  • Структура высшего образования.

Стремительное расширение сети учреждений высшего профессионального образования: государственных и негосударственных. Университизация высшего профессионального образования. Развитие сети филиалов и представительств вузов. Рост конкуренции среди вузов на рынке образовательных услуг.

Игнорировать эти изменения невозможно. Их объективное существование обуславливает в свою очередь необходимость введения изменений в систему управления университетом. Ключевым моментом необходимых изменений является тот факт, что вузы все в большей степени становятся субъектами рынка, в то время как системы управления отстают от этого процесса.

Необходимость модернизации управления, связанная с новой ролью университетов в обществе и государстве, создает предпосылки для стратегического планирования.

Идея стратегического планирования управления университетом - это попытка ответить на вопрос о том, как управлять вузом в условиях, которые стремительно меняются и зависят от множества факторов, а также при дефиците финансовых ресурсов.

Стратегический план развития университета разрабатывается с учетом главной цели и приоритетов его развития.

Главная цель - высококачественная подготовка конкурентоспособных специалистов, способных работать в условиях интеграции России в мировое сообщество.

Приоритетами развития университета являются:

  • создание условий для эффективной и плодотворной деятельности научно-педагогического коллектива, поддержка существующих и складывающихся научных школ, ориентация в оценке их деятельности на мировые стандарты;
  • совершенствование и укрепление материально-технической базы;
  • совершенствование и повышение эффективности деятельности управленческой структуры вуза, построенного по принципу ассоциированного университетского комплекса.

Базовые принципы стратегического плана развития университета проецируются на основные направления его деятельности, которыми являются:

  1. Образовательная деятельность.
  2. Научная деятельность.
  3. Деятельность по совершенствованию воспитательной работы со студентами, организация их быта, возможностей культурного развития и занятий спортом.
  4. Деятельность в области информатизации.
  5. Совершенствование управленческой структуры университета.
  6. Экономико-финансовая деятельность.
  7. Социальная сфера и материальная база.
  8. Хозяйственная деятельность.
  9. Международная деятельность.

1. Образовательная деятельность

Стратегические цели

  • Сохранение высокого уровня профессионального образования выпускников университета.
  • Усиление позиций и повышение статуса университета в сфере образовательной деятельности на региональном, окружном, федеральном и международном уровнях.
  • Создание в университете системы непрерывного профессионального образования специалистов в течение всего времени их трудовой деятельности.
  • Развитие материально-технической базы университета в интересах образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Стратегические задачи

  • Обновление и совершенствование содержания профессионального образования.
  • Совершенствование системы контроля и управления качеством образования в университете.
  • Создание системы кадрового обеспечения образовательного процесса в университете.
  • Внедрение новых и инновационных подходов к обучению; усиление роли самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей, внедрение компьютерных и дистанционных систем обучения и контроля знаний;
  • Расширение участия университета в образовательных программах и проектах регионального, окружного, федерального и международного уровня.
  • Внедрение системного подхода к формированию спектра образовательных программ университета, наиболее полно отвечающего потребностям региона и российского общества.
  • Упорядочение и систематизация университетской системы связей с региональной, российской и международной общественностью.
  • Разработка и внедрение единого системного подхода к управлению сферами дополнительного, довузовского и послевузовского профессионального образования.
  • Создание системы анализа востребованности образовательных программ и выпускников университета регионом, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными работодателями.
  • Интенсивное развитие информационного обеспечения образовательной и научной деятельности (в первую очередь библиотечного обеспечения).
  • Модернизация и расширение материально-технической базы образовательного процесса.

2. Научная деятельность

Стратегические цели

  • Максимальное использование научно-исследовательского потенциала университета в обеспечении образовательного процесса и развития научной деятельности университета.
  • Фундаментализация научных исследований ученых университета.
  • Расширение спектра прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям.
  • Повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета в регионе, Российской Федерации, международном научном сообществе.

Стратегические задачи

  • Поддержка существующих и формирование новых научных школ и научно-педагогических коллективов, деятельность которых направлена на развитие направлений фундаментальных научных исследований Пермского университета.
  • Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через институты аспирантуры и докторантуры университета; повышение уровня контроля за процессом подготовки диссертационных работ; создание механизма адаптации молодых ученых на рынке научно-технической продукции в спектре интересов научных коллективов университета и их стимулирования.
  • Создание условий для укрепления и развития фундаментальных исследований ученых университета как основ реализации их научных интересов, получения новых знаний и создания передовых технологий. Приоритетная поддержка гуманитарного сектора университетской науки. Расширение спектра заявочных интересов в рамках федеральных и региональных конкурсов и программ, особенно учебно-научных и научно-методических.
  • Расширение спектра деятельности университета по прикладным проектам с целью разработки уникальных методов исследований, создания образцов новой техники, материалов, организации их производства; интеграция университетской науки в процессы экономического и социального развития региона.
  • Разработка концепции и создание механизма действия инновационной политики университета в сфере научной деятельности для полноправного выхода на рынок инвестиций производственного сектора экономики региона, особенно природно-ресурсного, коммуникационно-транспортного, химико-технологического.
  • Поддержание и развитие форм сотрудничества с научно-исследовательскими, проектными организациями, промышленными и иными предприятиями в целях совместного решения научно-технических задач и внедрения разработок в производство.
  • Развитие сложившихся форм научного сотрудничества с административно-управленческими структурами области регионов Российской Федерации, администрациями районов и городов области.
  • Расширение сферы научного, научно-производственного и научно-педагогического сотрудничества с институтами РАН, в первую очередь, институтами УрО РАН. 
  • Развитие системы административного управления научными исследованиями. Оптимизация структуры научных коллективов и научных подразделений университета.
  • Создание и совершенствование оптимальных структур НИДС; создание условий реализации научного потенциала студентов, обеспечение условий подготовки наиболее талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности, создание системы морального и материального поощрения одаренных студентов.
  • Создание условий нормативной обеспеченности и правовой защищенности научных разработок, защищенности интеллектуальной собственности и авторских прав сотрудников университета.

3. Деятельность по совершенствованию воспитательной работы со студентами

Стратегические цели

  • Создание условий для полноценного раскрытия духовных устремлений обучающихся, их творческих способностей, для формирования гражданской позиции, ответственности за принятие решений.
  • Превращение воспитания студентов в специально организованный процесс формирования социально значимых ценностей, гражданских и профессиональных качеств.
  • Освоение обучающимися новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения с учетом открытости общества, роста динамики изменений.

Стратегические задачи

  • Создание системы воспитательной работы, обеспечивающей участие студентов и преподавателей в реализации ее стратегических задач.
  • Создание условий для формирования воспитывающей среды: использование вузовских традиций, повышение воспитательного потенциала учебных занятий, профилактика негативных деструктивных форм поведения.
  • Гуманизация межличностных отношений преподавателей и студентов.
  • Проведение систематического мониторинга состояния воспитательной работы и воспитывающей среды.
  • Создание условий для самовыражения и саморазвития студентов и аспирантов в общественно-политической, духовной, спортивной сферах.
  • Облегчение социализации в рыночной сфере через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.

4. Деятельность в области информатизации

Стратегические цели

  • Выведение Университета на уровень информатизации и использования новых технологий обучения, достигнутый наиболее развитыми вузами России и западноевропейскими университетами.
  • Реализация концепций "опережающего образования" (включая фундаментализацию образования и внедрение инновационных методик), развивающего образования (включая гуманистическую ориентацию, гибкое обучение, использование креативных технологий) и открытого образования с использованием дистанционного обучения и телекоммуникационных технологий.
  • Подготовка выпускников к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, содействие предприятиям и учреждениям, на которых они будут работать по окончании университета (и тем самым стране в целом), в решении проблемы информационного ("цифрового") неравенства.

Стратегические задачи

  • Доведение количественного и качественного уровня оснащенности университета техническими средствами информатизации и реализации новых образовательных технологий до среднеевропейского университетского уровня.
  • Обеспечение доступности образовательных и научных информационных ресурсов для преподавателей, сотрудников и студентов университета с помощью телекоммуникационных сетей, включая ресурсы:
    • университета (библиотека, факультеты, кафедры, научные подразделения),
    • системы образования Пермской области,
    • вузов России,
    •  Российской Академии наук, иных научных организаций и фондов,
    • мировых образовательных и научных информационных систем.
  • Создание и запуск единой телекоммуникационной информационной системы университета (ЕТИС ПГУ).
  • Обеспечение высокого уровня подготовки выпускников университета по использованию информационных технологий общего и профессионально ориентированного назначений.
  • Подготовка специалистов по направлениям и специальностям, отражающим современное состояние информатики и информационных технологий и пользующимся спросом на рынке труда.
  • Широкое внедрение и создание условий для владения на высоком уровне преподавателями и сотрудниками университета информационными технологиями и современными технологиями обучения
  • Создание и поддержка средствами информационных технологий полноценного информационного образа университета.
  • Усиление сотрудничества университета с вузами региона и органами управления образованием по решению общих задач информатизации образования.
  • Увеличение объема средств, привлекаемых университетом на решение проблем информатизации, путем участия в договорных работах и конкурсных программах.
  • Обеспечение стабильного предсказуемого финансирования работ по информатизации университета из бюджетных и внебюджетных источников.
  • Объединение усилий всех профильных подразделений для решения задач, стоящих перед университетом в сфере информатизации.
  • Совершенствование управленческой структуры университета.

Стратегические цели

  • Оптимизация компетенций, разграничение функций, полномочий и ответственности управленческих структур университета различного уровня и их адаптация к новым экономическим условиям внешней среды.
  • Совершенствование системы управленческих мероприятий по улучшению условий для профессиональной деятельности и социальных условий работающих и обучающихся.
  • Совершенствование и повышение эффективности деятельности управленческой структуры университета, построенного по принципу ассоциативного университетского комплекса.
  • Создание университетского истеблишмента с целью поддержки и отстаивания интересов университета во всех сферах его деятельности, включая международную.

Стратегические задачи

  • Совершенствование нормативно-правового обеспечения управленческой деятельностью.
  • Оптимизация распределения функций, взаимодействия при разграничении полномочий управленческих структур университета различного уровня.
  • Расширение демократических принципов управления.
  • Формирование условий и поддержка инициатив по созданию ассоциаций выпускников, как в России, так и за рубежом, фондов, экспертных советов, расширение связей со средствами массовой информации и т. д.

6. Экономико-финансовая деятельность

Стратегические цели

  • Обеспечение финансовой устойчивости университета.
  • Развитие и использование механизма многоканального финансирования университета.
  • Совершенствование механизма определения приоритетности в распределении и использовании финансовых средств.
  • Улучшение материального положения работающих и обучающихся в университете.

Стратегические задачи

  • Развитие финансово-хозяйственного механизма в подразделениях университета и повышение их финансовой самостоятельности и ответственности.
  • Расширение и эффективное использование возможностей бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
  • Расширение перечня образовательных услуг и услуг по выполнению работ научно-исследовательского характера, оптимизация затрат на их выполнение.
  • Разработка дифференцированной материальной поддержки работающих и обучающихся в университете.
  • Формирование инвестиционных проектов с отечественными и зарубежными партнерами по развитию материальной базы и социальной сферы университета.
  • Разработка и внедрение эффективной нормативной базы финансовой деятельности университета.

7. Социальная сфера и материальная база

7.1. Социальная сфера

Стратегические цели

  • Дальнейшее развитие инфраструктуры социальной защиты и поддержки работающих и обучающихся в университете.
  • Создание условий для охраны здоровья работающих и обучающихся.
  • Расширение спектра мероприятий по обеспечению защиты прав работающих и обучающихся.

Стратегические задачи

  • Разработка системы приоритетов социальной поддержки работающих и обучающихся в университете.
  • Разработка жилищной политики и механизма ее реализации в отношении всех категорий работников.
  • Улучшение условий проживания и обеспечение правопорядка в студенческих общежитиях университета.
  • Разработка мероприятий, гарантирующих работающим и обучающимся в университете соблюдение требований по охране труда и социальному страхованию.

7.2. Материальная база

Стратегические цели

  • Совершенствование материально-технической базы университета с целью приведения ее в соответствие с потребностями учебного процесса и научно-исследовательской работы.
  • Рациональное и многопрофильное использование материально-технической базы университета.
  • Создание учебных и научных лабораторий двойного подчинения.

Стратегические задачи

  • Разработка стандартов потребности в оборудовании и расходных материалах для обеспечения учебного процесса и научных исследований с учетом перспектив их развития.
  • Перспективное планирование создания вузовско-производственных лабораторий по программам Министерства образования и Министерства промышленности, науки и технологий РФ. 
  • Разработка принципов формирования фондов развития материальной базы университета из бюджетных и внебюджетных источников.

8. Хозяйственная деятельность

Стратегические цели

  • Обеспечение развития материально-технической базы и основных фондов в соответствии с изменяющимися потребностями университета.
  • Создание в университете атмосферы заинтересованности и ответственности работников и обучающихся в сохранении и эффективном использовании помещений, оборудования и материалов.
  • Обеспечение рационального режима эксплуатации хозяйственного оборудования.
  • Обеспечение нормативного режима условий труда, обучения и проживания работающих и обучающихся.

Стратегические задачи

  • Сохранение и развитие материально-технической базы университета в соответствии с изменяющимися потребностями учебного процесса и научных исследований.
  • Оптимизация системы финансирования деятельности хозяйственного управления с целью его относительной самостоятельности и повышения ответственности и эффективности.
  • Улучшение условий эксплуатации имеющегося оснащения и оборудования, хозяйственных площадей и производственных мощностей.
  • Создание системы повышения квалификации, стимулирования и закрепления кадров.

9. Международная деятельность

Стратегические цели

  • Повышение и укрепление репутации ПГУ на международной арене.
  • Достижение международного уровня конкурентоспособности результатов учебной и научно-исследовательской деятельности университета.
  • Увеличение количества и повышение эффективности существующих в Пермском государственном университете международных договоров и соглашений.
  • Привлечение средств от международной деятельности в бюджет университета.

Стратегические задачи

  • Материальное и информационное обеспечение изучения достижений зарубежных научных школ и передового педагогического научно-исследовательского опыта для использования в Пермском государственном университете.
  • Содействие и поддержка студенческой преподавательской международной мобильности в свете Болонского процесса и создания европейского университетского пространства.
  • Укрепление взаимодействия в сфере международной деятельности с высшими учебными заведениями Перми и области, городскими и областными органами власти.
  • Расширение партнерских связей с зарубежными организациями и учреждениями по традиционным для ПГУ направлениям и формирование новых.
  • Создание международных научно-исследовательских коллективов и консорциумов для осуществления совместных исследований в области фундаментальных и прикладных проблем.
  • Резкое усиление активности университета на международном образовательном рынке.
  • Формирование и осуществление активной PR-политики на разных уровнях в сфере международной деятельности, пропаганда достижений и возможностей университета в области обучения иностранных студентов, совместной научно-исследовательской деятельности.
  • Формирование механизма взаимодействия между факультетами и подразделениями ПГУ в международной деятельности.

Такова концепция стратегического развития Пермского государственного университета на среднесрочную перспективу, которая является сегодня основой для конкретных планов вуза и его структурных подразделений. Реализация их в свою очередь поможет, на наш взгляд, упрочению позиций университета не только в регионе, но и на иных более высоких уровнях.


Маланин В. В. Пермский государственный университет- стратегия развития / В. В. Маланин, В. М. Суслонов, В. А. Шерстнев // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 5-6(28). С. 14-19


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Евгеньевич Балобанов, Алексей Константинович Клюев
Университетское управление. 2002.  № 2(21).
[Статья]
В.В. Федорова
Экономические науки. 2010.  Т. 68. № 7. С. 183-188. 
[Статья]
Виктор Николаевич Овчинников
TERRA ECONOMICUS. 2003.  Т. 1. № 1. С. 17-22. 
[Статья]
К.Ф. Тагиев
Экономические науки. 2010.  Т. 66. № 5. С. 116-120. 
[Статья]
Дмитрий Владимирович Холкин
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 17-26. 
[Статья]
В.В. Сорокожердьев, З.М. Хашева
TERRA ECONOMICUS. 2008.  Т. 6. № 4. С. 141-147. 
[Статья]
Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 2. С. 178-181. 
[Статья]