Эксоцман
на главную поиск contacts

Развитие единой образовательной информационной среды в Российской Федерации

Опубликовано на портале: 09-06-2004

Целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2002 гг.) была утверждена Постановлением правительства Российской Федерации N 630 28 августа 2001 г. Основной акцент в Программе делается на решении вопросов компьютеризации, информатизации среднего образования, на что выделяется больше всего средств.

В разные годы, начиная с 1984 г., за счет федерального бюджета осуществлялись мероприятия по информатизации образования, но в основном это касалось высшего образования. Чтобы не отстать от мира, необходимо перейти на другую парадигму образования. Она связана с новыми технологиями. Это, конечно, не только информационные технологии, но и современная развивающая педагогика. Информационные (компьютерные) технологии - это базис, на который все в большей степени опирается человеческая деятельность.



А. Н. Тихонов,
Государственный научно-исследовательский институт
информационных технологий и телекоммуникаций

РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(По материалам выступления)

А.Н. Тихонов, 2001.

 

Целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2002гг.) была утверждена Постановлением правительства Российской Федерации N 630 28августа 2001 г. Основной акцент в Программе делается на решении вопросов компьютеризации, информатизации среднего образования, на что выделяется больше всего средств.

В разные годы, начиная с 1984 г., за счет федерального бюджета осуществляются мероприятия по информатизации образования, но в основном это касалось высшего образования. Чтобы не отстать от мира, мы сейчас должны перейти на другую парадигму образования. Она связана с новыми технологиями. Это, конечно, не только информационные технологии, но и современная развивающая педагогика. Информационные (компьютерные) технологии - это базис, на который все в большей степени опирается человеческая деятельность.

Содержание проблемы

Большую часть компьютерного парка в школах составляют компьютеры первого поколения, установленные в 1985-1992 гг. (Агат, БК, Ямаха, Корвет и УКНЦ), практически непригодные к эксплуатации.

Россия является единственной страной вмире, в которой (по данным исследований международных организаций на 1999 г.) количество компьютеров в школах сокращается. Один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся (во многих европейских странах - на 10 -15).

Менее 2 % образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия; лишь 1,5 % образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.

На сегодняшний день менее 20 % школ имеют в штате специалиста в области информатики. На одного специалиста приходится примерно 1000 учащихся.

Сравнительный уровень оснащенности школ по действующим нормативам, %
Школы 1999 2000
Москвы и С.-Петербурга
Областных центров
Районных центров
Сельские
90
75
65
40
55
40
30
5

Использование информационных технологий и Интернет в общеобразовательных школах ограничено и слабо связано с учебным процессом.

Широкому распространению Интернет-технологий в российской общеобразовательной школе мешает устаревшая и слабая материальная база; отсутствие учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы; неподготовленность учителей к использованию информационных технологий.

В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, лабораторного оборудования. По действующим нормативам сельские школы на сегодня оснащены компьютерной техникой и средствами телекоммуникаций всего лишь на 5 %.

Основные цели программы

Создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

  • единство образовательного пространства на всей территории страны;
  • сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
  • повышение качества образования во всех регионах России;
  • создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
  • предоставление образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Основные задачи программы

Формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования, включая:

  • создание федеральной системы информационного и методического обеспечения развития образования;
  • предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, средств технического обслуживания.

Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая:

  • создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития;
  • разработку средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;
  • обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации;
  • подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Структура программы

Развитие информационных технологий сферы образования:

  • создание основ единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования;
  • формирование перечня электронных учебных материалов и информационно-технологических средств, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования;
  • разработка и тиражирование электронных средств поддержки и развития учебного процесса;
  • организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к ним;
  • организация системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения учащихся учебных заведений различного уровня;
  • формирование концепции информационной безопасности, организация и обеспечение соответствующих образовательных курсов;
  • организация сети ресурсных центров;
  • разработка нормативных документов по стандартизации в области образования, открытого образования, включая дистанционные технологии обучения, информационные технологии, информационную поддержку образования, телекоммуникационные сети, открытые системы, системы передачи, хранения и обработки данных.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических. административных и инженерно-технических кадров:

  • формирование программ и разработка методического обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий;
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров.

Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации:

  • организация конкурсов на лучший проект оснащения общеобразовательных учреждений средствами информатизации;
  • оснащение общеобразовательных учреждений средствами вычислительной техники, средствами телекоммуникаций;
  • оснащение общеобразовательных учреждений лицензионными и сертифицированными программными продуктами, предоставление услуг по их сопровождению;
  • оснащение общеобразовательных учреждений специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов.

Организация системы технического обслуживания:

  • разработка нормативно-технического и методического обеспечения, организационных форм и принципов управления техническим обслуживанием на отраслевом, региональном и местном уровнях;
  • создание материально-технической базы и подготовка кадров для центров технического обслуживания.

Расходы на реализацию программы

Необходимые затраты на создание электронных средств обеспечения и поддержки учебного процесса, млн р.
Разработка методических материалов
(полиграфических / электронных)
8650
Методическое обеспечение 3650
Всего 12300
Потребность системы образования в средствах учебной и вычислительной техники, тыс. р.
Оборудование для общеобразовательных учреждений (всего - 67296) 48316194
Оборудование для ПТУ и лицеев (число - 3548) 7042485
Оборудование для техникумов и колледжей (общее число - 659) 1375712
Оборудование для технических и педагогических вузов (общее число - 265) 2866274
Оборудование для гуманитерных вузов (число - 324) 305765
Всего 59906430
Необходимые затраты на интеграцию образовательных учреждений в единую информационную среду, р.
Магистрально - региональная инфраструктура
- оснащение аппаратурой доступа 159420
- аренда 2 стволов спутника - ретранслятора 120 000
Среднее (полное) общее образование (кол. учебных заведений - 51540)
- оснащение средствами асимметричного Интернет-доступа 1267880
- оплата трафика (60 часов/месяц) 4453050
Начальное профессиональное образование (кол. учебных заведений - 3548)
- оснащение средствами асимметричного Интернет - доступа 96185
- оплата трафика (20 часов/месяц) 168900
Среднее профессиональное образование (кол. учебных заведений - 2576)
- оснащение средствами асимметричного Интернет - доступа 63344
- оплата трафика (30 часов/месяц) 139050
Высшее профессиональное образование (кол. учебных заведений - 574)
- техническое развитие 1770000
- оплата трафика 2124000
Международная связность
- поддержка канала емкостью 34 Mb 135900
Всего 10497729
Необходимые затраты на развитие единой информационной образовательной среды, млн р.
Интеграция общеобразовательных учреждений в единую информационную среду 10500
Необходимые затраты на создание электронных средств поддержки учебного процесса 12300
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка 4000
Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации 60000
Организация сервисной службы 5500
Итого 92300
Необходимые затраты на повышение квалификации работников сферы образования в области информационных и телекоммуникационных технологий, млн р.

Коэффициент 1:6

Средняя заработная плата ППС - 900 руб. Затраты на оплату ППС Методи-
ческое обеспечение
Командиро-
вочные расходы
Всего
Персонал административно - управленческого аппарата 0,97 1,50 670,3 672,77
Сельские общеобразова-
тельные школы (число - 45535)
3,72 7,27 18,40 29,38
Начальные профессиональные учебные заведения (число - 3548) 0,54 0,95 386,02 387,50
Городские общеобразова-
тельные школы (число - 2032)
3,30 6,30 2457,89 2467,58
Средние специальные учебные заведения (число - 2576) 0,42 0,79 386,02 387,22
Итого 9,04 16,80 3918,62 3944,46

Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансирования Программы 56 000 млн руб. (в ценах 2001 года)
в том числе:
федеральный бюджет 16 000 млн руб.
бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты 22 400 млн руб.
внебюджетные источники 17 600 млн руб.
Направления расходов федерального бюджета:
НИОКР 150 млн руб.
прочие 15 850 млн руб.

Приоритетные направления регионального и внебюджетного финансирования

Направление 1. Развитие информационных технологий сферы образования:

  • поддержка проектов по созданию электронных обучающих средств на условиях софинансирования;
  • тиражирование и доставка электронных обучающих средств;
  • поддержка региональных компонент учебных программ.

Направление 2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров:

  • создание региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • поддержка планового процесса переподготовки и повышения квалификации.

Направление 3. Оснащение учебных заведений средствами информатизации:

  • дополнительное оснащение средствами вычислительной техники образовательных учреждений;
  • создание и поддержка условий для обеспечения функционирования средств информатизации в образовательных учреждениях;
  • обеспечение средствами информатизации органов управления образованием.

Направление 4. Организация системы технического обслуживания:

  • обслуживание и техническое сопровождение программно-аппаратных средств;
  • создание и поддержка внутрирегиональных ресурсных центров;
  • транспортное обеспечение сервисной службы.

Ожидаемые конечные результаты

Создание основ единой реализации образовательной информационной среды, обеспечивающей:

  • доступ учащихся и преподавателей 50процентов общеобразовательных и 70 процентов учебных заведений профессионального образования к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы;
  • возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Российской Федерации;
  • методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней;
  • подключение вузов к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам;
  • переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;
  • создание для граждан России с ограниченными возможностями условий, обеспечивающих получение полноценного образования, необходимой специальной (коррекционной) помощи, а также социальную адаптацию и реабилитацию с помощью образовательных средств;
  • поэтапный переход к новой организации российского образования на основе информационных технологий.

Доведение числа компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: 1 компьютер на 80 учащихся.

Достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки российских преподавателей в области информационных технологий.

Повышение качества обучения в образовательных учреждениях, находящихся в удалении от методических центров (сельские школы, школы в закрытых военных городках и др.), путем организации доступа таких учреждений к существующим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для этих учреждений.

Создание сети ресурсных центров, обеспечивающих информационную и научно-методическую поддержку учебного процесса, обслуживание аппаратно-программных средств, оказание консультационных услуг.

Развитие фундаментальных и прикладных исследований для реализации задачи, формулой которой является "образование через всю жизнь".

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Михаил Иванович Корсаков
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 64-66. 
[Статья]
Cheryl Gaimon
Management Science. 1997.  Vol. 43. No. 9. P. 1308 - 1328. 
[Статья]
Владимир Васильевич Крюков, Карина Иосифовна Шахгельдян
Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 85-94. 
[Статья]
Анна Дмитриевна Климова
Среднее профессиональное образование. 2009.  № 11. С. 73-75. 
[Статья]
Росица Стоянова Костова
Социологические исследования. 2007.  № 8. С. 134-136. 
[Статья]
Евгений Петрович Тавокин
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 1(101). С. 70-80. 
[Статья]
Ю. В. Таратухина, О. Г. Чамина
Бизнес-информатика. 2011.  № 3 . С. 3-9. 
[Статья]