Эксоцман
на главную поиск contacts

Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма

Опубликовано на портале: 24-03-2004
Автор ставит вопросы: применим ли термин “олигархия” к российской бизнес-элите или правящему классу в целом; в каких отношениях с существующим политическим режимом находится элита бизнеса; действительно ли мы стоим перед дилеммой “демократия или олигархия”? Описывается процесс подключения бизнес-элиты к принятию важных политических решений, оцениваемый общественным мнением как нелегитимный. Делается вывод: как особое политическое образование внутри сообщества бизнеса “олигархия” не существует; бизнес-элита — лишь составная часть нового истеблишмента. Автор анализирует генезис взаимоотношений посткоммунистического режима с новыми и старыми элитами, процесс сближения государства и капитала по линии установления связей с крупными финансовыми структурами, способными взять на себя функцию агентов государства. Отмечаются внеинституционные отношения в этой сфере и направления их эволюции. Следующий этап, наступивший после президентских выборов 1996 г., связан с исчезновением принципа иерархии во взаимоотношениях политической и экономической элит и вызванным им конфликтом в новом истеблишменте. Рассматриваются идеологическое размежевание между “молодыми реформаторами” и большей частью бизнес-элиты, ликвидация политической автономии правительства, попытки институционализации новых взаимоотношений и эскалация конфликта в 1998 г., рост претензий бизнес-элиты к президенту. Ставится вопрос о том, кто правит в России, делаются прогнозы на 2000-й год — год президентских выборов, предлагаются три сценария развития событий.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Иванович Соловьев
Общественные науки и современность. 2015.  № 4. С. 83-96. 
[Статья]
Г. Моска
Социологические исследования. 1994.  № 12. С. 97-117. 
[Статья]
Наталья Эдуардовна Соболева
Общественные науки и современность. 2016.  № 6. С. 67-81. 
[Статья]
Михай Вайда
Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 254-258. 
[Статья]
Ольга Викторовна Крыштановская
Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 33-39. 
[Статья]
Андрей Зоткин
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 3. P. 95-108. 
[Статья]
Ольга Викторовна Крыштановская
Мир России. 2004.  Т. 13. № 4. С. 3-39. 
[Статья]