Эксоцман
на главную поиск contacts

Техника организации командной работы

Опубликовано на портале: 05-08-2004
Директор школы. 1994.  № 4. С. 12-17. 
Мы уже не раз отмечали, что, решая задачи планирования в различных областях деятельности учебного заведения, стратегически целесообразно вовлекать в процесс подготовки и принятия решений членов вашего коллектива, это резко повышает мотивацию сотрудников. Однако вовлечение большого количества людей на начальном этапе и маловероятно и, возможно, нецелесообразно. В этом случае создается "рабочая группа"(в предыдущих публикациях мы часто использовали этот термин). В этой статье мы рассмотрим вопрос особенностей, объективных закономерностей и условий успешной деятельности рабочей группы.

Мы уже не раз отмечали, что, решая задачи планирования в различных областях деятельности учебного заведения, стратегически целесообразно вовлекать в процесс подготовки и принятия решений членов вашего коллектива, это резко повышает мотивацию сотрудников. Однако вовлечение большого количества людей на начальном этапе и маловероятно и, возможно, нецелесообразно. В этом случае создается "рабочая группа"(в предыдущих публикациях мы часто использовали этот термин).

В этой статье мы рассмотрим вопрос особенностей, объективных закономерностей и условий успешной деятельности рабочей группы.

Во время первого собрания (после того, как группа сформирована) следует рассмотреть пять основных проблем, без решения которых вряд ли удастся достичь успеха.

Рекомендации по проведению процедуры первого заседания:
-членов группы целесообразно посадить в круг. Помните, что Вы не исключение и тоже должны находится в этом круге. Помните, что любой человек, который оказался вне его, меняет позицию участника на позицию наблюдателя или критика.

Постарайтесь исключить всякие посторонние вмешательства во время работы. Ответы на нижеследующие вопросы целесообразно давать по очереди. Начните с себя. Постарайтесь говорить неформально и выделить в общей проблеме, ради которой собралась группа, свою личную. Это дает хороший пример и повышает уровень доверия. Итак, проблемы, которые следует решить сначала:

1. ЧЛЕНСТВО
-Кто является членом этой группы?
В данном случае имеется ввиду, что каждый член группы подробно представляется (даже в том случае, если члены группы хорошо знают друг друга)
-Как он стал членом этой группы?
Описывается процедура, которая привела к появлению этого человека в группе. Это может быть приглашение коллеги, руководителя, собственная инициатива и т.д.
-Кого представляют члены этой группы?
В данном случае необходимо, чтобы каждый из членов группы идентифицировал себя, если это возможно, с какой либо формальной или неформальной группой, подразделением, организацией.

2. ЦЕЛИ
-Чего я пытаюсь достичь?
При ответе на этот вопрос необходимо, чтобы каждый участник высказал свои личные цели участия в процессе групповой работы. Эти цели могут быть связаны как с содержательным интересом, собственным повышением квалификации, так и с симпатиями по отношению к членам группы, стремлением принять участие в коллективном процессе, желанием принадлежать к какой-либо группе в коллективе и пр.
-Чего он/она пытаются достичь?
Процедуру ответа на этот вопрос можно организовать следующим образом. Если вы сидите в круге, то после первого ответа на вопрос "Чего я пытаюсь достичь?" следующий участник в отведенное время формулирует то, как он понял цель предшественника и формулирует свою собственную цель. Следующий участник формулирует цели двух своих предшественников и говорит о своих собственных целях и т.д., до тех пор, пока все не выскажутся. В тренинговой практике этот процесс получил название снежного кома и имеет ряд преимуществ. Во-первых, повышает внимание членов группы к высказываниям коллег, во-вторых, позволяет проверить правильность понимания высказываний, т.е. начинает процедуру согласования.
-Чего мы пытаемся достичь?
Здесь подразумевается резюмирование высказываний. Однако целесообразно иметь в виду, что сформулированная коллективная цель может иметь несколько иные рамки, чем вы первоначально задумывали. Этому не следует препятствовать, целесообразно, чтобы резюмирование осуществляли не вы, а кто-либо из участников группы.
-Есть ли у нас общий подход к одним тем же определениям?
Эта позиция представляется важной, т.к. подразумевает процедуру согласования. Предварительно отбираются ключевые понятия и запускаются в круг, где каждый из участников дает свою трактовку понятия. При анализе акцент делается не на "правильность" трактовки, а на согласие с данной трактовкой всех участников процесса.

3. ВЛИЯНИЕ (ВЛАСТЬ)
-Кто обладает влиянием в данной группе?
Проблема решается в круге. Каждый из участников оценивает возможности своего влияния и влияния своих коллег.
-Какое влияние имеет группа?
Ответ на этот вопрос позволяет оценить эффективность процедур внедрения решений, если они будут найдены.

4. РУКОВОДСТВО
-Какой стиль руководства нам необходим для лучшего решения задач?
-Какой стиль руководства необходим для лучшего вовлечения других участников?
-Какой стиль руководства необходим для лучшего использования ресурсов членов группы?
Этот набор проблем связан с первыми попытками создания структуры группы. Помните, что группа будет создавать свою культуру, и стиль руководства в ней может сильно отличаться от того, который господствует в организации в целом.

5.ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
-Какие правила нам необходимо выработать для того, чтобы плодотворно использовать время?
Сюда могут войти ограничение времени заседаний, порядок ведения дискуссии и пр.
-Какие правила нам необходимо выработать, чтобы члены группы чувствовали себя комфортно, на равных, а также чувствовали свою свободу как участники?
-Как должен быть организован обмен и распространение информации, чтобы все участники были вовлечены и информированы, а также привлекались новые участники?
Эта позиция особенно важна. В случае успешного старта группа будет создавать свою собственную культуру, свой язык, ритуалы, легенды о своей работе, которые скоро перестанут быть понятны окружающим. Это естественное поведение группы, которая будет создавать и демонстрировать свою уникальность.
Этому процессу не целесообразно противодействовать, да вы и не сможете, если сами будите членом группы, однако необходимо принять меры к тому, чтобы группа сохраняла свои связи с остальным коллективом. Основным инструментом здесь будет организация регулярного информирования коллектива о деятельности группы.
Результаты работы группы необходимо протоколировать, особенно в той части, которая относится к принятому порядку руководства и операционным процедурам.

РАСПАД ГРУППЫ
К сожалению, группа может не состояться и ее работа прекратится. Основными причинами этого являются:

1.ЧЛЕНСТВО
-сильно выраженное непостоянство состава группы;
-неучастие ее членов в работе;
-неподотчетность участников;
-неудача с привлечением к работе ключевых фигур.

2.ЦЕЛИ
-отсутствие актуальных, мотивирующих целей;
-недостаточное согласование целей;
-нечеткое представление о конечном результате.

З.ВЛИЯНИЕ (ВЛАСТЬ)
-невыраженность авторитета;
-нехватка авторитета для достижения целей;
-недостаточная поддержка со стороны влиятельных лиц.

4. РУКОВОДСТВО
-неспособность справиться с межличностными конфликтами;
-недостаточная вовлеченность всех участников;
-нарушение исходных договоренностей по способам руководства.

5.ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
-недостаток навыка решения проблем;
-нарушение согласованных принципов деятельности;
-недостаток умения достигать консенсуса;
-отсутствие плана последовательных операций.

НАЧАЛО ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В ГРУППЕ
Отметим основные правила и требования к групповой (командной) работе:
-уважительное отношение к друг другу;
-различие точек зрения в группе повышает качество обсуждения и не ведет к изоляции кого-либо из участников;
-каждый член группы должен ощущать вовлеченность в процесс и причастность к решению;
-каждый член группы осознает, что групповая работа является более продуктивной. При этом:
-каждому предоставляется возможность высказаться;
-не прерывайте и не перебивайте другого;
-избегайте доминирования в дискуссии;
-постарайтесь иметь непредубежденное восприятие;
-избегайте голосования, силового принятия решения, принимайте решение консенсусом;
-не унижайте других;
-не допускайте нападок на других;
-начинайте и завершайте встречу в оговоренное время.

При написании статьи были использованы материалы, разработанные "Патисипейшн ассосиэйтс", Чикаго, США, представленные на семинаре "Лидер XXI века" С. Крейг в 1994 г.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Валерий Викторович Корнилов
Социологические исследования. 2002.  № 12. С. 76-87. 
[Статья]
Адриан Михайлович Бекарев
[Учебная программа]
Е.В. Штейн
Экономические науки. 2010.  Т. 64. № 3. С. 108-112. 
[Статья]
Д.А. Емельянов
Экономические науки. 2010.  Т. 70. № 9. С. 241-246. 
[Статья]