Эксоцман
на главную поиск contacts

Конкурентные преимущества: сравнительный анализ государственных и негосударственных вузов

Опубликовано на портале: 11-06-2004
Сегодня как государственные, так и негосударственные вузы испытывают трудности, присущие всей системе образования. Вместе с тем специфика организационно-правовой формы негосударственных вузов порождает особые трудности для реализации образовательных задач. Так, не вполне ясным остается положение образовательных учреждений по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации, вопросам налогообложения и др. По существующему законодательству студенты негосударственных вузов не освобождаются от армии до момента аккредитации вуза, а государственного - освобождаются сразу, что, по мнению 58% студентов, социально несправедливо. Эти обстоятельства, несомненно, снижают конкурентные возможности негосударственных вузов.

Конкурентные преимущества: сравнительный анализ государственных и негосударственных вузов

Приоритетность сферы образования в развитии российского государства провозглашена Президентом и подтверждена Государственным советом и Правительством России. Концептуальные документы (законы "Об образовании" от 19.07.82, "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96, "Федеральная программа развития образования" от 10.04.01 и др.) позволяют говорить о наметившейся тенденции системного развития российского образования.

Система высшего образования неоднородна: одним из ее секторов является негосударственное высшее образование. В начале 1993/94 учебного года в Российской Федерации 78 из 626 учебных заведений были негосударственными. В 2000/01 учебном году из общего количества в 965 вузов негосударственных вузов было уже 358, в них обучалось 470,6 тыс. студентов.

Первые негосударственные вузы, появившиеся в начале 1990-х годов, возникли как адекватное отражение изменяющихся социально-экономических условий в стране. С одной стороны, их возникновение - реакция на потребность рынка в специалистах экономических, юридических, гуманитарных профессий. С другой - они порождены политикой, разрушившей монополию государства в системе высшего образования. На протяжении многих десятилетий вузовская система СССР и затем России характеризовалась преобладанием специальностей отраслевого инженерного профиля. По сравнению с другими развитыми странами, в вузах была низка доля студентов, обучавшихся по экономическим специальностям - 8% (США - 24%, Япония - 10%) и большинству специальностей гуманитарного профиля. Не случайно большинство возникших негосударственных вузов - это вузы гуманитарного и экономического профиля [1, с. 336]. Изначально негосударственные вузы осваивали ниши, не занятые государственными, проявляя при этом высокую инновационную активность. Сегодня эти ниши освоены. При этом и государственная система переориентировалась на подготовку экономистов, юристов, психологов, политологов, социологов, лингвистов и других востребованных специалистов.

В этой ситуации неизбежно возникают вопросы: каково будущее негосударственной системы образования? сможет ли она конкурировать с традиционно более мощной и устойчивой государственной системой?

Ответы на эти вопросы вероятностны, поскольку будущее любого социального феномена - результат взаимодействия большого числа объективных и субъективных обстоятельств, закономерных и случайных процессов, в том числе и непредсказуемых. В то же время уже сегодня видны некоторые тенденции, предопределяющие перспективы развития негосударственных вузов. Эти тенденции прослеживаются в сложившейся демографической ситуации, во многом опосредующей развитие высшей школы; в направленности осуществляемой государством образовательной политики, законотворческой деятельности; в сформировавшемся и формирующемся общественном мнении по отношению к негосударственному высшему образованию.

Согласно прогнозам, в недалеком будущем произойдет сокращение притока студентов в вузы в силу сложившейся демографической ситуации. Так, например, в Свердловской области такой спад планируется в период с 2005 по 2009 год. Нередко этот факт интерпретируется таким образом, что у негосударственных вузов возникнут большие проблемы: государственные вузы смогут дать образование всем желающим. Результаты наших исследований показывают, что безоговорочно такой вывод сделать нельзя.

В 1999 году Институт международных связей (Екатеринбург) провел социологическое исследование на тему "Имидж высшего образования: сравнительный анализ государственной и негосударственной систем". Тогда было опрошено 770 студентов старших курсов очных отделений из четырех государственных и трех негосударственных вузов города [2]. Спустя три года, в октябре-ноябре 2002 года, исследование повторили (содержание анкеты существенно не изменилось). Было опрошено 808 человек из четырех государственных вузов (УГТУ-УПИ, УрГУ, УрГЭУ и УрГАПС) и трех негосударственных (ИМС, ГУ, УрИЭУиП). Результаты исследования 1999 года показали, что хотя в обществе имидж государственной системы образования был гораздо выше, чем негосударственного, в то же время у негосударственных вузов имелись большие преимущества, касающиеся как условий осуществления образовательного процесса, так и качества даваемого образования. Исследование 2002 года было нацелено на выявление динамики процессов, определение вектора развития негосударственных и государственных вузов.

На первый вопрос анкеты ("Представьте, что Вам снова предоставлена возможность выбрать высшее учебное заведение и у Вас нет проблемы с деньгами. Какой вуз - государственный или негосударственный - Вы бы выбрали?") мы получили ответы, в целом совпадающие с результатами первого исследования: 66,6% респондентов выбрали бы государственный вуз, а 13,5% - негосударственный (три года назад данные были соответственно 61 и 17%). На вопрос "Престижно ли учиться в вашем вузе?" "да" ответили 76,8% студентов государственных вузов и 52,4% негосударственных. Поскольку в первом исследовании мы получили 70 и 49% соответственно, можно сделать выводы, что, во-первых, за последние три года вырос имидж высшего образования в целом; во-вторых, имидж государственного образования по-прежнему высок, выше, чем негосударственного; в-третьих, престижность обучения в негосударственных вузах возросла, однако при наличии возможностей молодежь все же предпочла бы учиться в государственных вузах.

Наши последующие вопросы анкеты выясняли, в чем конкретно заключается превосходство государственных вузов?

В массовом сознании негосударственный вуз нередко понимается как вуз частный и платный. Соответствует ли это действительности и как влияет на конкурентные возможности образовательных систем? С юридической точки зрения статус "негосударственный вуз" не тождественен статусу "частный". В негосударственном вузе, согласно документам, регламентирующим его деятельность, руководство не имеет права распоряжаться полученной прибылью по своему усмотрению, оно обязано инвестировать ее в образовательный процесс. Также ошибочно полагается, что в негосударственном вузе (как в "частном") руководство может проводить какую угодно образовательную политику. В действительности содержание образовательной деятельности в негосударственном вузе далеко от полной свободы: как и в государственном, оно регламентируется государством и контролируется им посредством процедур лицензирования, аттестации и аккредитации. Что касается платности обучения, то следует учесть тот факт, что и государственное высшее образование является бесплатным только частично. В 2001 году государственные вузы финансировались из федерального бюджета на 45,1%, а из так называемых возмещенных затрат на обучение - на 53,5% [3, с. 212].

Сегодня в нашем обществе платное обучение - явление широко распространенное. В ходе опроса студентов государственных вузов мы не ставили своей задачей специально выявить тех, кто учится на платной основе. Но даже в случайном распределении среди студентов государственных вузов таких оказалось 25%.

Оценка платного обучения противоречива: 40% респондентов относятся к платному обучению положительно, 35% - отрицательно. В то же время 42,3% отметили, что "необходимость платить за обучение на получение образования не влияет", а еще 30% - "платное обучение стимулирует учиться добросовестней". Комментируя эти данные, заметим, что отрицательное отношение к платному обучению во многом определяется идеологией социального равенства: несомненно, более справедлива такая социальная ситуация, когда государство предоставляет всем своим гражданам возможность бесплатно получить необходимое образование. Однако, как известно, идеальная политика, желательная модель социальных процессов становится возможной только тогда, когда подкрепляется соответствующей ситуацией в экономике и политике страны. В современной России, с одной стороны, у государства нет возможности дать высшее образование всем желающим, а с другой - у части населения появилась возможность получить платное образование.

В наше время в России существует единая система высшего образования, включающая в себя мощное ядро государственных вузов и динамичный слой вузов негосударственных. Негосударственная система образования выполняет сегодня важный социальный заказ - дает знания тем, кто желает их получить, но кому государство не способно предоставить такой возможности. Таким образом, в обществе возникает возможность удовлетворения множества разнообразных частных интересов, а не только интересов государственных.

Мнение респондентов относительно того, что "необходимость платить за обучение на получение образования не влияет", во многом объясняется тем, что 82% респондентов учебу оплачивают их родители. Здесь проявляется традиционная система ценностных отношений между родителями и детьми в России: родители считают себя ответственными за судьбу детей, и даже в случае достижения последними возраста, намного превышающего совершеннолетие, считают обязательным оказывать им помощь, в том числе и материальную. В практике других стран, когда студенты часто вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги на образование, проблема платности образования перерастает в проблему сочетания учебы и работы, и общественное мнение оценивает эту взаимосвязь неоднозначно. Так, американская система высшей школы признает необходимость совмещения учебы и работы и поощряет такую практику, а японская - нежелательной, поскольку более целесообразна постепенность жизненных циклов, последовательность в получения образования и опыта трудовой жизни.

Следует учесть и то обстоятельство, что за истекшие три года возросли финансовые возможности семей: сегодня 17% студентов государственных вузов и 22,8% негосударственных имеют доходы свыше 5 тыс. рублей на человека в месяц (три года назад, согласно нашим данным, таких было только 4%). Таким образом, такое несомненное конкурентное преимущество государственных вузов, как бесплатность образования, сегодня в значительной степени нивелируется процессами коммерциализации этих вузов и ситуацией социально-экономического расслоения, неравенства населения.

Дальнейшее функционирование и развитие как государственных, так и негосударственных вузов в значительной мере будет определяться качеством подготовки специалистов.

В настоящее время концептуальный уровень проблемы качества образования разрабатывается многими специалистами, но единой, общепринятой теории качества образования пока не существует. В анкете мы попытались подойти к оценке качества образования комплексно, сгруппировав вопросы в три больших блока: блок общих условий организации учебного процесса; блок качества преподавания дисциплин и блок, выясняющий характер отношений между студентами, преподавателями и администрацией институтов.

Блок общих условий образовательного процесса содержал ряд вопросов, направленных на выяснение обобщенных оценок государственных и негосударственных вузов. Выяснялось, какому вузу в большей мере присущи следующие черты: гибкость и динамичность реагирования на изменения спроса на рынке специалистов; высокое качество подготовки специалистов; инновационный подход в обучении; приближение учебного процесса к запросам обучаемых; комфортность условий для учебы, для занятий спортом, проведения досуга, внеаудиторных мероприятий; развитие научных исследований.

Исследование 2002 года показало, что по такому параметру, как "гибкость и динамичность реагирования на изменения рынка специалистов", негосударственные вузы (как и три года назад) далеко опережают государственные: 70,3% респондентов отдали пальму первенства негосударственным вузам, и только 12,7% - государственным (в 1999 году соответственно 74 и 9%). Негосударственным вузам присущ и такой признак, как "инновационный подход в обучении": на это указали 67% респондентов (в первом исследовании - 63%). Негосударственные вузы лидируют и по фактору "создание в учебных заведениях комфортных условий для учебы": 70,5% респондентов указали на это в 2002 году, и 75% - в 1999 году (по государственным вузам соответственно 11,1 и 10%). Аналогичная картина и по "приближенности учебного процесса к запросам обучаемых": 62,8% (2002 год) и 65% (1999 год) (по государственным вузам - соответственно 12,9 и 11%). Можно констатировать, что негосударственные вузы по-прежнему "остаются на острие" ситуации на рынке труда, более чутко и быстро реагируют на запросы потребителей образовательных услуг.

В то же время, как и в 1999 году, негосударственные вузы отстают по такому параметру, как "условия для занятий спортом, проведения внеаудиторных мероприятий": 57,4% отметили, что эти условия лучше в государственном вузе (в 1999 году - 47%). Эти данные подтверждают тот факт, что негосударственные вузы в силу относительно небольшого периода их существования и жестких финансовых условий существования имеют менее развитую материальную базу, нежели государственные вузы. Кроме того, значительная часть деятельности негосударственных вузов ориентирована на организацию очно-заочной и заочной форм обучения, что объективно снижает необходимость внеаудиторной деятельности, воспитательной работы со студентами.

В 2002 году мы добавили в анкету еще один новый параметр - "развитие в вузе научных исследований": 74,9% респондентов отметили, что научные исследования более развиты в государственных вузах, 6,9% - в негосударственных. Известно, что одно из серьезных преимуществ государственных вузов - наличие научных школ и направлений, подкрепленных сформированной еще в доперестроечный период материальной базой. Вузовская наука в государственной высшей школе несомненно благоприятствует учебному процессу прежде всего в плане подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. В 1999 году ученые советы по защитам кандидатских диссертаций имелись только в 10,5% негосударственных вузов. В то же время наука и педагогический процесс - явления относительно самостоятельные, и сам по себе уровень развития науки в вузе прямым образом не коррелирует с уровнем подготовки специалистов. Более существенным является то, насколько активно привлекаются к научным исследованиям обучающиеся, то есть для оценки качества образовательного процесса важен такой показатель, как НИРС - научно-исследовательская работа студентов.

За последние три года резко изменилась ситуация по такому ключевому параметру, как "высокое качество подготовки специалистов": если в 1999 году 49% студентов считали, что именно негосударственным вузам присуще высокое качество подготовки специалистов (на наличие этого признака у государственных вузов тогда указали 32% респондентов), то сегодня 61,7% студентов выделили государственный вуз (15,5% - негосударственный).

Таким образом, по блоку "общие условия обучения" у негосударственных вузов четыре преимущественных позиции из семи, однако по трем из этих четырех параметров за последние три года прослеживается отрицательная динамика.

Особенно тревожным является факт снижения качества обучения. В условиях, когда и государственные, и негосударственные вузы готовят специалистов одного профиля, вопрос о качестве подготовки становится первостепенным. Негосударственные вузы имеют потенциальные возможности для поддержания высокого качества образования. Этому благоприятствуют практика привлечения к работе крупных специалистов; относительно небольшие размеры негосударственных вузов (в 2001-2001 годах среднее количество студентов, обучающихся в государственном вузе, составляло 7036 человек, в негосударственном - 1315), позволяющие полнее реализовывать индивидуальный подход в обучении [4].

Блок оценки качества преподавания дисциплин. Сравнительные результаты приведены в таблице.

Большинство дисциплин 1999 2002
Государственный вуз Негосударственный вуз Государственный вуз Негосударственный вуз
Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
Преподаются интересно 49 31 76 9 52 27 73 14
Понятно, доходчиво 71 12 81 8 71 16 77 11
Связаны с практикой 50 36 43 32 54 33 48 34
Предметов достаточно много, нагрузка большая 57 31 59 23 53 36 63 28
Институт предоставляет гибкие графики изучения дисциплин 10 74 36 38 12 73 22 55
Есть возможность выбрать изучаемые дисциплины 11 81 69 18 7 89 24 64

За последние три года государственная система улучшила показатели по таким пунктам, как "большинство дисциплин преподаются интересно", "связаны с практикой", "институт предоставляет гибкие графики изучения дисциплин". Не изменился, сохранился преж-ним характер изложения учебного материала ("большинство дисциплин преподаются понятно, доходчиво"). Отрицательная динамика наблюдается только по одному показателю - "возможность выбора изучаемых дисциплин". В целом показатели государственной системы по большинству параметров улучшились.

По сравнению с государственными вузами, за последние три года негосударственная система образования по большинству параметров этого блока сохранила свои преимущества, хотя по четырем параметрам из шести отмечается отрицательная динамика. Негосударственные вузы лидируют по таким показателям, как "большинство дисциплин преподаются интересно", "понятно, доходчиво", "институт предоставляет гибкие графики изучения дисциплин", "есть возможность выбрать изучаемые дисциплины", "предметов много, нагрузка большая".

В негосударственных вузах резко сократилась (с 69 до 24%) возможность выбора дисциплин. Возросла связь преподаваемых дисциплин с практикой, но по сравнению с государственными вузами отставание сохраняется.

Блок межличностных отношений. Характер межличностных отношений, существующий среди студентов, студентов и преподавателей, студентов и администрации - немаловажный фактор, влияющий как на качество приобретаемых знаний, так и на общую удовлетворенность от пребывания в вузе, на его имидж и конкурентоспособность.

В системе государственных вузов отношения между студентами и преподавателями более формальные, менее дружеские. В негосударственных вузах, наоборот, отношения менее формальные, более дружеские. В то же время в государственной системе за три года отношения по структуре не изменились: они прежде всего "формальные, без симпатий и антипатий" (47%, в 1999 году - 40%), "деловые, партнерские" (39%, ранее - 38%), "дружеские" (9 вместо 13%). В негосударственных вузах структура отношений между студентами и преподавателями несколько видоизменилась: если три года назад они были прежде всего "деловые, партнерские" (40%), затем "дружеские" (31%), и наконец, "формальные, без симпатий и антипатий" (23%), то сегодня - это отношения "деловые, партнерские" (43%), "формальные" (32%) и "дружеские" (19%).

Результаты исследования вскрывают внутреннюю динамику процессов в системе государственной и негосударственной высшей школы. Они показывают, что негосударственные вузы по-прежнему имеют ряд конкурентных преимуществ по сравнению с государственными, в то же время за последние три года разрыв между вузами сократился за счет улучшения работы государственных вузов.

Сегодня для удержания позиций и сохранения своего места в системе российского образования негосударственным вузам требуются новые усилия, поиск иной политики, базирующейся на развитии тех принципиальных преимуществ, которыми обладает негосударственный вуз. Возможно, негосударственные вузы, наряду с типичными мероприятиями по подъему качества обучения, должны более активно переориентироваться в направлении индивидуального обучения, подготовки специалистов немассовых профессий, сделать упор на применение уникальных методов и методик обучения.

Принципиально важными являются не только внутренние процессы, происходящие в системе государственных и негосударственных вузов, но и те внешние условия, в которых осуществляется их деятельность. Ведущим субъектом социальной политики в сфере образования в нашей стране является государство. Процессы, происходящие в образовательном пространстве высшей школы, в значительной мере определяются его действиями.

Сегодня как государственные, так и негосударственные вузы испытывают трудности, присущие всей системе образования. Вместе с тем специфика организационно-правовой формы негосударственных вузов порождает особые трудности для реализации образовательных задач. Так, не вполне ясным остается положение образовательных учреждений по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации, вопросам налогообложения и др. По существующему законодательству студенты негосударственных вузов не освобождаются от армии до момента аккредитации вуза, а государственного - освобождаются сразу, что, по мнению 58% студентов, социально не справедливо. Эти обстоятельства, несомненно, снижают конкурентные возможности негосударственных вузов.

Примечания

1. См.: Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002.

2. См.: Заборова Е. Н. Студенты об институте негосударственного высшего образования // Социологические исследования. 1999. N 11.

3. См.: Сфера услуг в России. М.: Госкомстат, 2002.

4. Регионы России. М.: Госкомстат, 2001.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Янис Улдисович Астафьев
[Статья]
Франц Эдмундович Шереги
[Книга]
Joel Adrian, Элиес Бентабет, Анни Винокур, Том Линей, Жорди Планас, Жорж Прохоров, Даниель Робен, Кароль Сигман, Рената Третьякова, Леонид Маркович Гохберг, Татьяна Львовна Клячко, Марк Львович Агранович, Ирина Андреевна Рождественская, Анатолий Георгиевич Каспржак, Елена Николаевна Соболева
[Книга]
Любовь Фридриховна Борусяк
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009.  Т. 101. № 3. С. 71-83. 
[Статья]
Ольга Николаевна Арзякова, Гавриил Александрович Агарков, Валентин Михайлович Кормышев
Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 49-51. 
[Статья]
Борис Владимирович Дубин, Наталья Андреевна Зоркая
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009.  Т. 101. № 3. С. 44-70. 
[Статья]