Эксоцман
на главную поиск contacts

О перспективах развития международной деятельности УГТУ-УПИ

Опубликовано на портале: 29-03-2004
Университетское управление. 2000.  № 3(14). С. 29-32. 
С конца 40-х годов XX века ведущие мировые державы начали рассматривать международные образовательные обмены и программы как часть своей внешней политики, поставив их по важности в один ряд с военной и экономической помощью другим странам. К концу XX века сформировалась отрасль мирового хозяйства - международный рынок образовательных услуг с объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и потоками международной академической мобильности численностью в несколько миллионов человек в год. В начале XXI века конкуренция стран-экспортеров образования выйдет на новый виток. Такие страны, как Франция, Япония, Австралия, Великобритания, приняли программы действий, предусматривающие выход в ближайшее десятилетие на уровень, сравнимый с современным уровнем лидера в этой области - США (ежегодно 500 тыс. студентов-иностранцев, 13 миллиардов долларов США в качестве платы за обучение).

С. М. Шанчуров
Д. В. Пономаренко
Л. Л. Фридман

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГТУ-УПИ

С конца 40-х годов XX века ведущие мировые державы начали рассматривать международные образовательные обмены и программы как часть своей внешней политики, поставив их по важности в один ряд с военной и экономической помощью другим странам. К концу XX века сформировалась отрасль мирового хозяйства - международный рынок образовательных услуг с объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и потоками международной академической мобильности численностью в несколько миллионов человек в год. В начале XXI века конкуренция стран-экспортеров образования выйдет на новый виток. Такие страны, как Франция, Япония, Австралия, Великобритания, приняли программы действий, предусматривающие выход в ближайшее десятилетие на уровень, сравнимый с современным уровнем лидера в этой области - США (ежегодно 500 тыс. студентов-иностранцев, 13 миллиардов долларов США в качестве платы за обучение).

Развитие международной деятельности в Уральском государственном техническом университете - УПИ неразрывно связано с развитием международной активности Российской Федерации в целом и образования в частности.

В основу подхода к формированию концепции развития международной деятельности университета легли следующие основные положения:

  • Россия усиливает политику открытых дверей, приветствуя на государственном уровне разнообразные локальные инициативы по привлечению иностранного капитала, наиболее ценного опыта, передовых зарубежных технологий и техники в продвижении преобразований нашего общества;
  • Россия не поддерживает изоляционистские настроения и продолжает активно сотрудничать в различных международных организациях; общественных, финансовых и др., а также и в военных блоках, демонстрируя стремление играть передовые политические роли в мировом сообществе;
  • Россия продолжает интеграцию в мировое высшее образование, активно развивая новые образовательные технологии, решая организационные вопросы доступности и структурирования высшего образования, а также конвертируемости национальных дипломов о высшем образовании.

Среди важнейших задач высшей школы России выделяется задача интеграции образования и науки в мировую академическую систему, формирования специалиста, отвечающего высшим мировым требованиям, способного решать актуальные задачи развития гражданского общества. Очевидно, что международное сотрудничество является не только необходимым условием поддержки высокого уровня российского образования, но и механизмом реализации геополитических и внешнеэкономических национальных интересов. Высокий потенциал нашей высшей школы убеждает, что она может и должна стать в ряд ведущих мировых экспортеров образовательных и научных услуг, для чего необходимо активизировать, совершенствовать деятельность вузов по организации приема и обучения иностранных граждан, более эффективно использовать свой научно-педагогический потенциал.

В международной системе высшего образования существует жесткая конкуренция за все виды ресурсов: за студентов и преподавателей (в особенности лучших), за общественные и частные фонды, за экспорт своих программ обучения, который осуществляется путем присутствия своих специалистов или через средства дистанционного образования.

При этом качество и динамичность (способность реагировать на перемены) университета обратно пропорциональны степени контроля и прямо пропорциональны уровню влияния рынка, системе поощрения преподавателей и степени свободы преподавателей в реагировании на требования рынка. Активное участие выпускников вуза состоит в том, что они могут привлечь деловые и правительственные круги, фонды, а также других выпускников к финансированию и участию в делах университета. Выпускники безвозмездно предоставляют свое время и знания, жертвуют деньги, учреждают стипендии, организуют места практики и т.д.

Основными направлениями международного сотрудничества университета являются: развитие международных связей в области образования, осуществление совместных проектов по исследовательским программам, проведение международных семинаров, симпозиумов и конференций, приглашение на работу ученых и исследователей из других стран, активное сотрудничество с различными международными организациями.

Для развития международных связей в области образования необходимо создание такой системы обучения иностранных граждан, которая обеспечит высокий рейтинг привлекательности УГТУ-УПИ на международном рынке образовательных услуг, будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, развитию приоритетных специальностей, пользующихся наибольшим спросом на мировом рынке. Поскольку любой университет известен прежде всего своими профессорско-преподавательскими кадрами, своей образовательной подготовкой, своими научно-исследовательскими школами, традициями, своими выпускниками, то в международной деятельности УГТУ-УПИ область образования является одной из важнейших составляющих. УГТУ-УПИ может представить на международный рынок широкий спектр образовательных услуг: обучение по программам дипломированного специалиста или бакалавриата и магистратуры; обучение в аспирантуре и докторантуре; различные формы стажировок и повышения квалификации специалистов всех профилей; переподготовку специалистов; курсы русского языка как иностранного; предвузовскую подготовку к дальнейшему обучению на всех специальностях, предлагаемых университетом; "включенное" обучение; дополнительные образовательные услуги (отдельные дисциплины, циклы дисциплин, специальные курсы).

Для реализации вышеперечисленных образовательных услуг требуется:

  • улучшить систему формирования контингента иностранных студентов на основе целенаправленных маркетинговых исследований международного рынка образовательных услуг, а также систему рекламной кампании университета во всемирной сети и на международных ярмарках образования, установить прямые связи с российскими и зарубежными организациями, производящими набор студентов за рубежом;
  • улучшить сферу быта и отдыха иностранных студентов;
  • привести программы обучения в соответствие с международными требованиями;
  • обеспечить условия для признания за рубежом выдаваемых в УГТУ-УПИ документов об образовании, ученых степенях и званиях;
  • активизировать переподготовку иностранных специалистов;
  • продолжить работу с ассоциациями выпускников университета в Китае и Монголии;
  • участвовать в международных проектах, направленных на улучшение качества и расширение ассортимента образовательных услуг;
  • поощрять и расширять профессиональную подготовку сотрудников международной службы университета;
  • активно участвовать в работе международных университетских ассоциаций, а также соответствующих международных конференций по вопросам глобализации высшего образования и взаимного признания документов о высшем образовании;
  • привлекать иностранные университеты, фирмы, компании и другие организации на рынок молодых специалистов УГТУ-УПИ. Распространение наших выпускников за рубежом в итоге обернется неоспоримыми дивидендами для университета. Это должно стать одной из главных геополитических задач;
  • проводить консультации и заключать договоры с инофирмами о бесплатном или льготном использовании их программного обеспечения, устройств и оборудования в учебном процессе, стажировках преподавателей с целью подготовки квалифицированных специалистов, владеющих этим инструментарием для последующей работы.

Целью академического обмена преподавателями и студентами является обеспечение учебного и научного процесса высококвалифицированными кадрами, что будет способствовать сближению образовательных стандартов, повышению качества образования, вхождение УГТУ-УПИ в качестве равноправного партнера в международное научное пространство. При этом предполагается решение следующих задач:

  • участие в реализации межправительственных и межрегиональных договоров, соглашений и протоколов с зарубежными странами о сотрудничестве в области высшего образования, предусматривающих взаимный обмен преподавателями, и студентами;
  • работа по двусторонним и многосторонним соглашениям с зарубежными партнерами;
  • развитие сервисной инфраструктуры по обеспечению международной академической мобильности;
  • пересмотр учебных планов и учебных программ, открытие новых престижных специальностей, реорганизация учебного процесса в направлении приближения их к современным международным стандартам;
  • расширение выбора и улучшение изучения иностранных языков.

Целью развития международных связей в научно-исследовательской области является обеспечение устойчивых связей с российскими и зарубежньми субъектами партнерства в научно-исследовательской области, выход на мировой рынок наукоемких технологий и научно-технической продукции.

Для этого необходимо решение следующих задач:

  • участие в реализации межправительственных и межрегиональных договоров, соглашений и протоколов с зарубежными странами о сотрудничестве в области высшего образования, предусматривающих взаимный обмен стажерами и исследователями;
  • участие в международных исследовательских программах, конференциях, проводимых за рубежом, осуществление НИР по заказам, поступающим из зарубежных стран, создание и продвижение на мировой рынок конкурентоспособной наукоемкой продукции;
  • проведение ежегодных представительных международных научно-технических форумов в стенах УГТУ-УПИ;
  • тесная работа со структурами технопарка "Уральский" для привлечения иностранных специалистов и компаний на рынок технологий, созданных учеными университета, а также для финансирования соответствующих учебных программ, семинаров, конференций и т.п. по тематике коммерциализации технологий научно-исследовательской продукции;
  • организация работы по подготовке и представлению заявок на гранты международных организаций, фондов и программ.

В настоящее время выход на международный рынок образовательных услуг невозможен без активной рекламно-информационной деятельности. Повышение эффективности информационного обеспечения международных, учебных и научно-исследовательских структур УГТУ-УПИ в области международного образования предполагает организацию тесных информационных связей с международными и национальными организациями, фондами и программами, проведение конференций и семинаров с представителями международных организаций, фондов и программ; использование современных технологий информационного обеспечения.

Сегодня в отделе международных связей университета сформированы банки данных о заграничных вузах, о программах обучения и научной работы за рубежом, о фондах поддержки научных и образовательных программ. Большой объем информации поступает по каналам электронной почты.

Развитие международной деятельности университета предопределяет необходимость структурных преобразований в международной службе УГТУ-УПИ. В этой связи представляется целесообразным создание специального факультета международных отношений в составе ряда специализированных кафедр (иностранные языки, русский язык, международное право и т.д.). Такой факультет должен готовить как специалистов в области международной деятельности организации, так и профессионалов-переводчиков, способных обеспечивать достойный разноязыкий перевод на международных форумах, среди организаторов которых все чаще и чаще появляется наименование УГТУ-УПИ. Необходимо также выделение специальной структуры в рамках международной службы УГТУ-УПИ для постоянной профессиональной работы по подаче заявок на международные гранты. Это направление международной работы университета должно стать одним из приоритетных.

Российское образование пока еще остается популярным в странах "третьего мира" благодаря многолетней традиции подготовки национальных кадров для развивающихся стран и тому факту, что большинство выпускников бывших советских и российских вузов занимает высокие позиции в социальной иерархии своих стран. В связи с активизацией миграционных процессов появляются индикаторы заинтересованности в получении российского высшего образования представителями русскоязычной диаспоры. Возрастает интерес к получению традиционно престижного российского образования в странах ближнего зарубежья.

В заключение следует отметить, что во многих регионах России вузы объединяются для ведения международной, научной и другой деятельности. Вероятно, назрела необходимость создания соответствующего центра и в г. Екатеринбурге, который будет оказывать помощь вузам города, не нарушая их автономии.


Ссылки
http://virlib.eunnet.net/unimng/N3(13)_2000/win/6.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Петрович Долгов, Мария Викторовна Сухова
[Книга]
Максим Александрович Федоренко
Внешнеэкономические связи. 2005.  Т. 13. № 1. С. 40-45. 
[Статья]
Ирина Николаевна Щербо
Директор школы. 2003.  № 2. С. 7-13. 
[Статья]
Владимир Волович
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  P. 189-199. 
[Статья]
Сергей Витальевич Севастьянов
Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 54-61. 
[Статья]
А.С. Якшин
Экономические науки. 2010.  Т. 66. № 5. С. 297-301. 
[Статья]