Эксоцман
на главную поиск contacts

Рецензия на книгу: Негосударственное высшее образование в России / Солоницын В. А. - М.: МОСУ, 1998. 273 c.

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Рецензия на книгу: Негосударственное высшее образование в России / Солоницын В. А. - М.: МОСУ, 1998. 273 c.

В книге предпринята одна из первых попыток систематического изложения истории возникновения, становления и развития негосударственного высшего образования в России. Основное внимание обращено на выявление тенденций развития негосударственной высшей школы через призму развития образования в России в целом, отношения государства к частной школе, проводимых мероприятий по контролю за "вольной школой". Подробно рассмотрены истоки появления системы негосударственных высших учебных заведений, а именно, развитие начальной и средней частных школ - основных "поставщиков" потенциальных студентов вузов; наличие педагогических кадров, а также представлены сведения об энтузиастах - реформаторах, общественных организациях, которые готовы были взять на себя инициативу создания вузов и имевших для этого средства.

Понятие "негосударственное образование", по мнению автора, не в полной мере отражает реальное содержание и глубину явления. В истории и современных источниках встречаются и другие категории: "неправительственная", "внебюджетная", "частная", "общественная" школа и др.

В книге использован термин "негосударственное образование", поскольку на момент подготовки к изданию данной работы во всех законодательных актах применен именно он. В частности, в Законах Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и других использован термин "Негосударственные образовательные учреждения, организации".

Вузы данной категории решают большие государственные задачи: а) образование подрастающего поколения (6-8% всех студентов России приходится именно на этот сектор образования); б) создание рабочих мест для значительной части населения; в) получение возможности иметь дополнительный заработок для преподавателей государственных вузов. В современных условиях государственного недофинансирования высшей школы - это немаловажный фактор.

Научное исследование по названной проблеме продиктовано важностью понимания тенденций развития образования вообще и негосударственного высшего образования, в частности. Многие характерные черты и линии его развития наметились еще в далеком прошлом, в дореволюционный период. Исследовать историю становления и развития негосударственной высшей школы необходимо также с целью воссоздания наиболее полной целостной истории человеческой культуры, общественно-педагогической мысли.

В наше время вопрос о негосударственных высших учебных заведениях приобрел особую актуальность. Растет их удельный вес в общей системе высшего образования. Создана ассоциация негосударственных вузов Российской Федерации, подобные ассоциации имеются в регионах, укрепляются международные связи. Значительное количество негосударственных вузов прошло государственную аттестацию и аккредитацию, т.е. признаны официально властью. Более 300 негосударственных вузов насчитывается сейчас в России. Не замечать и не учитывать этого нельзя. Изучение истории негосударственного высшего образования приобретает в современных условиях особое значение и совершенно осязаемой, живое звучание.


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N3(6)_1998/win/
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N3(6)_1998/win/11.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Karen F. Zuga, Мурат Аширович Чошанов
Директор школы. 1999.  № 8. С. 67-74. 
[Статья]
Виталий Павлович Прокопьев
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 22-30. 
[Статья]
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 2001.  № 3. С. 10-18. 
[Статья]
Сергей Михайлович Яковлев
Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 40-46. 
[Статья]
Марина Дмитриевна Мартынова
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 104-106. 
[Статья]
Виктор Антонович Садовничий
Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 7-11. 
[Статья]