Эксоцман
на главную поиск contacts

Рецензия на книгу: Негосударственное высшее образование в России / Солоницын В. А. - М.: МОСУ, 1998. 273 c.

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Рецензия на книгу: Негосударственное высшее образование в России / Солоницын В. А. - М.: МОСУ, 1998. 273 c.

В книге предпринята одна из первых попыток систематического изложения истории возникновения, становления и развития негосударственного высшего образования в России. Основное внимание обращено на выявление тенденций развития негосударственной высшей школы через призму развития образования в России в целом, отношения государства к частной школе, проводимых мероприятий по контролю за "вольной школой". Подробно рассмотрены истоки появления системы негосударственных высших учебных заведений, а именно, развитие начальной и средней частных школ - основных "поставщиков" потенциальных студентов вузов; наличие педагогических кадров, а также представлены сведения об энтузиастах - реформаторах, общественных организациях, которые готовы были взять на себя инициативу создания вузов и имевших для этого средства.

Понятие "негосударственное образование", по мнению автора, не в полной мере отражает реальное содержание и глубину явления. В истории и современных источниках встречаются и другие категории: "неправительственная", "внебюджетная", "частная", "общественная" школа и др.

В книге использован термин "негосударственное образование", поскольку на момент подготовки к изданию данной работы во всех законодательных актах применен именно он. В частности, в Законах Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и других использован термин "Негосударственные образовательные учреждения, организации".

Вузы данной категории решают большие государственные задачи: а) образование подрастающего поколения (6-8% всех студентов России приходится именно на этот сектор образования); б) создание рабочих мест для значительной части населения; в) получение возможности иметь дополнительный заработок для преподавателей государственных вузов. В современных условиях государственного недофинансирования высшей школы - это немаловажный фактор.

Научное исследование по названной проблеме продиктовано важностью понимания тенденций развития образования вообще и негосударственного высшего образования, в частности. Многие характерные черты и линии его развития наметились еще в далеком прошлом, в дореволюционный период. Исследовать историю становления и развития негосударственной высшей школы необходимо также с целью воссоздания наиболее полной целостной истории человеческой культуры, общественно-педагогической мысли.

В наше время вопрос о негосударственных высших учебных заведениях приобрел особую актуальность. Растет их удельный вес в общей системе высшего образования. Создана ассоциация негосударственных вузов Российской Федерации, подобные ассоциации имеются в регионах, укрепляются международные связи. Значительное количество негосударственных вузов прошло государственную аттестацию и аккредитацию, т.е. признаны официально властью. Более 300 негосударственных вузов насчитывается сейчас в России. Не замечать и не учитывать этого нельзя. Изучение истории негосударственного высшего образования приобретает в современных условиях особое значение и совершенно осязаемой, живое звучание.


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N3(6)_1998/win/
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N3(6)_1998/win/11.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Иван И. Мельников, Олег Николаевич Смолин
Университетское управление. 1997.  № 3(3). С. 3-15. 
[Статья]
Александр Владимирович Пономарев
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 71-76. 
[Статья]
Dale Mann, Владимир Бриллер
Директор школы. 1996.  № 2. С. 14-22. 
[Статья]
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 7-13. 
[Статья]
Светлана Петровна Чернозуб
Общественные науки и современность. 1998.  № 2. С. 41-51. 
[Статья]
Владимир Владимирович Мельник
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 58-63. 
[Статья]