Эксоцман
на главную поиск contacts

Стратегия на начало века

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Магия чисел "2000", "XXI век", красивое слово "миллениум" склоняют порой к гигантомании прогнозов, стремлению предсказать будущее и построить план на столетие вперед. Однако не будем этого делать, поскольку мы реалисты, наученные и позитивным, и горьким опытом. В то же время определить стратегию развития вуза в обозримом будущем, например на ближайшие 5-10 лет, вполне возможно.

В. С. Кортов

СТРАТЕГИЯ НА НАЧАЛО ВЕКА

Магия чисел "2000", "XXI век", красивое слово "миллениум" склоняют порой к гигантомании прогнозов, стремлению предсказать будущее и построить план на столетие вперед. Однако не будем этого делать, поскольку мы реалисты, наученные и позитивным, и горьким опытом. В то же время определить стратегию развития вуза в обозримом будущем, например на ближайшие 5-10 лет, вполне возможно.


Говоря о стратегии развития, определим нашу сегодняшнюю стартовую позицию. Здесь я бы отметил два обстоятельства.

Во-первых, отечественная высшая школа, и УГТУ-УПИ в том числе, несмотря на трудности переходного времени, сохранила все лучшее, что было создано предыдущими поколениями. Мы можем с гордостью констатировать: наша система естественно-научного и технического образования по-прежнему лучшая, или одна из лучших в мире. Второй отправной пункт - за последние пять-семь лет университеты стали субъектами рыночной экономики, причем субъектами очень заметными. Отсюда и надо строить планы на завтра.

Прежде всего в ближайшие два года мы намерены завершить формирование университета как учебно-научно-инновационного комплекса. В Министерстве образования Российской Федерации уже есть проект концепции такой структуры, и УГТУ-УПИ имеет все основания ею стать. Особенность нашего вуза в том, что, наряду с первыми двумя традиционными блоками - учебным и научным, - у нас ярко выражена третья, инновационная, часть. Последние десять лет УГТУ-УПИ был головным в регионе по реализации межвузовских научно-технических инновационных программ, накопил богатый опыт их осуществления, вырастил квалифицированные кадры, здесь сформированы соответствующие структурные подразделения. В частности, недавно создан отдел интеллектуальной собственности, он успешно развивается. Одна только цифра - за два последних года число собственных университетских патентов выросло в 20 раз - говорит сама за себя. В университете есть Центр независимых экспертиз, сертификации и проблем качества, Центр инновационного бизнеса по подготовке специалистов в области научно-технического предпринимательства. Наконец, у нас три года функционирует технопарк, инкубатор для малых предприятий, занимающихся реализацией ноу-хау в научно-технической и образовательной сферах. В ближайший год мы намерены создать университетское подразделение маркетинга, которое позволит квалифицированно оценивать состояние научно-технического и образовательного рынков.

Таким образом, инновационный комплекс будет сформирован до конца. Он необходим вузу для того, чтобы эффективно коммерциализировать все направления своей деятельности. Без этого такому гиганту, как УГТУ-УПИ, в условиях недостаточного госфинансирования (а оно в ближайшие годы увеличится вряд ли) просто не выжить.

С научным блоком у нас также все в порядке. Мы сохранили основные лаборатории под руководством ведущих ученых, продолжают развиваться известные научные школы. Большие надежды в реализации идей ученых вуза возлагаем на наш Экспериментально - производственный комбинат. В УГТУ-УПИ есть свои конструкторские и технологические бюро, а в последнее время прослеживается очень интересная тенденция: воссоздание в недрах университета "почивших в бозе" отраслевых НИИ. Уже действует несколько лабораторий с совместным финансированием: часть денег дают заинтересованные предприятия, часть - мы. Если эта тенденция наберет обороты (а я думаю, так оно и будет), есть надежда на возрождение очень важного компонента общенаучного процесса.

Что касается учебного блока, то и он близок к окончательному оформлению. В УГТУ-УПИ существуют все необходимые структуры: управления довузовского, высшего профессионального образования, два института - переподготовки специалистов и Международный институт дистанционного образования. Кроме того, идет довольно интенсивное сближение вуза с колледжами, школами Екатеринбурга и области. Последнее имеет прямое отношение к дальнейшей перспективе развития университета. Если учебно-научно-инновационный комплекс - дело ближайших двух лет, то в последующие годы он должен перерасти в мощный университетский комплекс. Создание таких комплексов предусмотрено в документах Правительства Российской Федерации, и УГТУ-УПИ имеет все шансы соответствовать этому статусу. Речь идет, во-первых, о всесторонней интеграции образовательных учреждений разного уровня - техникумов, лицеев, гимназий, институтов и так далее. Отчасти у нас она - уже реальность: мы вырабатываем единые подходы к программам нескольких десятков школ и колледжей, чтобы решить наконец проблему "качества" абитуриентов, оставляющего желать много лучшего. Но надо идти еще дальше - объединяться организационно, чтобы выстроить единый цикл подготовки к вузу и учебы в нем. Для этого нужно менять Устав университета, над чем мы сейчас работаем. Конечно, это будет непросто - теперь все привыкли к самостоятельности. Наверное, на первом этапе, в ближайшую пятилетку, должна возникнуть объединенная университетским уставом ассоциация с сохранением юридического лица всех участников, а потом, исходя из целесообразности, будет решаться вопрос о единой структуре.

По-видимому, такая структура может обеспечить более эффективное использование помещений, экономию средств - вариантов тут множество. Однако имеется в виду и более масштабная интеграция - с научно-исследовательскими организациями, производством, КБ и так далее - вплоть до социальной сферы. Очевидно дальнейшее усиление взаимодействия с институтами УрО РАН, которое сегодня стимулируется соответствующей государственной программой.

Такое мощное, многоступенчатое объединение сил, возможностей, средств придаст понятию "университет" новый, гораздо более широкий смысл: подобный университетский комплекс будет активно участвовать в обеспечении стратегических интересов страны. УГТУ-УПИ как федеральный исследовательский университет - наша главная задача при разработке и реализации стратегии развития.

Отдельно остановлюсь на предстоящих переменах в учебном процессе. Нельзя не согласиться с учеными, называющими общество будущего "образовательным" - после индустриального и информационного. В эпоху сверхтонких и высокоэффективных технологий, возрастающих требований к квалификации персонала переподготовка всех специалистов через 2-3 года будет нормальным явлением. Для этого надо уже теперь создавать условия, обеспечивать непрерывность, доступность учебных циклов. Мы начали довольно широко использовать дистанционные формы обучения, и не только "кейсовые", но и электронные, компьютерные. УГТУ-УПИ располагает мощной корпоративной компьтерной сетью, и я думаю, она станет основой для новой образовательной системы, когда все факультеты, все территориальные подразделения будут работать в едином информационном пространстве, с доступом к электронным каталогам библиотек, к факультетским серверам, где уже теперь можно найти до 80% "свежих" учебных пособий. Серьезные изменения должна претерпеть структура набора студентов. Пока по инерции университет выпускает "обычных" металлургов, механиков, химиков, строителей. Однако ректорат серьезно задумывается о межотраслевых специальностях - таких, например, как биотехнологии, биофизика, медицинская электроника, инженерная психология, инженерная педагогика, структурная лингвистика. Именно они будут наиболее востребованы в ближайшие десять лет. Без них серьезный вуз обойтись не сможет, потеряет свое лицо.

Если это все осуществится - в XXI век УГТУ-УПИ войдет достойно. А дальше - будет видно

Поздравляем коллектив УГТУ-УПИ с 80-летним юбилеем! Инженерному образованию в России в 2001 году будет 300 лет, из них 80 лет заслуженно принадлежат УПИ, подготовившему 150 000 квалифицированных специалистов. История нашего вуза - это история творческих достижений педагогического коллектива и успехов в овладении избранной профессией студенческой молодежи. Наших выпускников всегда отличали широта профессиональных знаний, базирующихся на глубокой фундаментальной подготовке.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 62-71. 
[Статья]
Сергей Всеволодович Кортов
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 61-68. 
[Статья]
Юрий Александрович Захаров, Маргарита Владимировна Курбатова, Валерий Степанович Долганов, Елена Алексеевна Морозова
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 77-89. 
[Статья]