Эксоцман
на главную поиск contacts

Принципы и методы создания курсов дистанционного обучения

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 50-54. 
Статья содержит следующие разделы:
  • Основные принципы применения дистанционного обучения (ДО).
  • Этапы технологической схемы производства курса ДО.
  • Трудозатраты разработчиков курса ДО.


И.А. Кузьмина, В.А. Устинов ,
Центр технологий дистанционного образования
Уральский государственный университет

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ КУРСОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Под термином "дистанционное обучение (ДО)" в отличие от традиционного заочного, как правило, понимают заочное обучение, опирающееся на современные технологии представления и доставки образовательного материала, организации взаимодействия с обучаемым и контроля знаний, - прежде всего на технологии, получившие свое распространение в информационном пространстве метасети Internet.

При этом в связи с отсутствием реального опыта дистанционного обучения у многих вовлеченных в данный "модный" процесс участников абсолютизируются или ошибочно понимаются некоторые аспекты процесса дистанционного обучения. Укрупненно можно выделить следующие основные "мифы" ДО:

  • существует некоторый "абстрактный" универсальный образовательный процесс (курс, дисциплина и т.п.), инвариантный для всех учебных заведений, преподающих данный курс или дисциплину;
  • существует возможность создать универсальный электронный учебник (CD-ROM, Web-сервер и т.п.), полностью решающий задачу обучения конкретной дисциплине или специальности;
  • качество ДО прежде всего определяется качеством и сложностью программной оболочки для доставки образовательной информации, управления учебным процессом ДО и т.п.;
  • технологии ДО просты в использовании, способны удешевить процесс обучения, упростить структуру образования;
  • для максимальной эффективности курсов ДО необходимо использование наиболее высокоуровневых компьютерных и Internet-технологий (анимации и мультимедиа средств, видеоконференций и on-line систем распределенной работы и т.п.).

В настоящее время нет необходимости доказывать актуальность ускоренного внедрения дистанционных форм обучения для российского образования, российского общества в целом и Уральского региона в частности.

Первопричиной во многом является непонимание действительной сложности процесса обучения, умноженной на реальную сложность высоких информационных технологий. При этом следует отметить и эффект обманчивой простоты и прозрачности современных Internet- приложений и средств разработки приложений. Следствием является неверное определение целей и задач при внедрении ДО, неоправданные вложения в разработку учебных материалов для ДО, затягивание сроков производства учебных материалов ДО, когда длительность цикла разработки курса сопоставим со сроком его использования и т.п.

Технологии дистанционного образования (ДО) имеют большое значение для Уральского региона в силу того, что большинство высших учебных заведений сосредоточено в областных центрах, а потребители высококвалифицированных кадров - крупные промышленные предприятия, ядерные центры, закрытые города, объекты нефтегазового комплекса - расположены по всей территории Урала.

Развитие технологий ДО в области бизнеса и управления особенно актуально в связи с увеличением численности людей в регионе, профессионально занятых решением управленческих задач; недоукомплектованностью преподавательского корпуса квалифицированным персоналом; проблемами с учебно-методическим обеспечением учебного процесса; недостаточной пропускной способностью действующих учебных центров; неадекватностью используемых традиционных образовательных технологий для обеспечения непрерывности обучения и обновление знаний.

Участие Уральского государственного университета в европейском проекте TASIS "Делфи", а также российско-американском проекте "Сотрудничество по дистанционному образованию в области управления бизнесом" совместно с университетом штата Северной Каролины (NCSU), Советом международных посетителей Северной Каролины (IVC) (США) и Пермским государственным университетом придало значительный импульс развитию технологий дистанционного обучения в Уральском университете и предоставило участникам проекта уникальную возможность для внедрения новых образовательных технологий в сферу обучения управлению бизнесом в регионе.

В процессе реализации этих проектов и создания курсов ДО в области управления бизнесом сотрудникам Центра технологий дистанционного образования и Центра компьютерных технологий УрГУ удалось отладить целостную систему принципов: технологических, организационных и программно-аппаратных решений, что позволяет говорить о создании производственной системы разработки курсов ДО в УрГУ. Создание такой системы явилось одним из главных результатов, поскольку эта система позволяет существенно сократить время и ресурсы на создание курсов ДО и ставить более сложные задачи по разработке комплексной программы этих курсов в области менеджмента на будущее.

Часть этих принципов была сформулирована в результате изучением сотрудниками УрГУ опыта применения технологий дистанционного образования в Университете штата Северная Каролина, общения с американскими и европейскими коллегами. Некоторые подходы и решения появились в результате анализа особенностей российских условий и региональной специфики, постановки ряда экспериментов и конкретной работы над проектами.

Основные принципы применения ДО

  1. Экономичность. Технология производства курса должна быть недорогой и обеспечивать создание и обновление курсов в короткие сроки. Технологическая схема разработки курса должна допускать его производство на потоке. Прежде всего, это актуально для курсов по экономической тематике, поскольку в динамически изменяющихся экономических условиях курсы нуждаются в непрерывном обновлении (или замене). Большинство курсов ДО являются авторскими, и время жизни курса соответствует времени, в течение которого преподаватель читает данный курс. Таким образом, время разработки курса должно быть значительно меньше времени жизни курса.
  2. Интерфейс, приближенный к обычным лекциям. Для облегчения восприятия учебного материала, при создании ДО-курсов необходима разработка интерфейсной оболочки, элементы которой должны ассоциироваться с привычными элементами учебного процесса (лекционная аудитория, доска, присутствие преподавателя).
  3. Использование элементов персонализации для создания эффекта личного общения обучаемого с преподавателем в процессе обучения при помощи компьютерных ДО-технологий (фото, звук, видео).
  4. Использование информационно-образовательных сред групповой работы для решения комплекса вопросов по организации ДО. Организация обучения по ДО-технологиям не ограничивается доставкой учебных материалов, а подразумевает целый комплекс мероприятий - таких, как контроль за обучением, возможность общения преподаватель-студент и студент-студент, мониторинг со стороны преподавателя за процессом обучения, контроль доступа к материалам курса, составление расписания и др. Для реализации этих функций необходимо использование специализированных программных продуктов.
  5. Ориентация на обучение взрослых. Возможность выполнения индивидуальной линии и графика обучения слушателя курса. Использование различных стилей и методов обучения.
  6. Модульный характер, позволяющий конструировать учебные программы для каждого обучаемого с учетом его уровня подготовки и потребностей.
  7. Ориентация на открытые Internet-стандарты для представления материалов курса. Необходимо максимально упростить процедуру доставки курса до потребителя. Целесообразно использование технологий доставки, не требующих от слушателя никакого специального программного обеспечения, кроме обычного Internet-браузера.
  8. Многообразие методов доставки. Курсы ДО должны обеспечивать использование различных методов доставки в зависимости от категории обучаемых. Обучение в крупных образовательных центрах, удаленных филиалах или обучение отдельных слушателей приводят к необходимости использования различных методов доставки курсов: через Интернет, локальную сеть филиала или на CD-ROM. Содержание учебных материалов одинаково для обеих версий, система администрирования - различна.
  9. Командный подход. В процессе разработки курса участвует команда (4-6 человек) специалистов различных областей знаний, каждый из которых ответственен за конкретный участок работы по созданию курса ДО. Условно можно выделить четыре группы должностных обязанностей, соответствующие членам такого Временного Трудового Коллектива (ВТК):

Автор - автор курса отвечает за разработку содержания курса ДО. Нередки случаи, когда в качестве автора выступает несколько специалистов-преподавателей в предметной области. Так, например, при разработке четырех курсов ДО в области управления бизнесом в рамках второго этапа гранта Информационного Агентства США авторский коллектив для каждого курса состоял из трех преподавателей: одного преподавателя из Государственного университета штата Северная Каролина - автора английской версии курса и по одному преподавателю из Уральского и Пермского государственных университетов - авторов российской версии курса. В этом случае один из преподавателей выступает в качестве руководителя авторского коллектива.

Менеджер - менеджер проекта, выполняет общую координацию всех работ по разработке курса, отвечает за подготовку проектной документации, обеспечивает взаимодействие различных подразделений университета, задействованных в процессе производства, курирует финансовую сторону проекта и вопросы обеспечения членов ВТК необходимыми программно-аппаратными ресурсами, отвечает за разработку конкретной схемы производства, доставки, сопровождения и оценки эффективности курса.

Методист - методист по производству и проведению курсов ДО курирует вопросы по взаимодействию между Автором курса и техническими специалистами, отвечает за процесс адаптации содержания курса, предоставленного автором к новым техническим средствам и возможностям ДО. В зону его обязанностей входит разработка (совместно с автором) детальной структуры курса, определение технических средств реализации каждого раздела, составление детального календарного графика работ по производству курса

Программист - специалист в области компьютерных технологий, отвечающий за техническую реализацию курса ДО. Как правило, это Web дизайнер, специалист в области сетевых технологий или в области обработки мультимедиа информации. Программист выполняет перевод и обработку элементов содержания курса (текст, графика, аудио-видео фрагменты) в электронную форму, разрабатывает дизайн курса, осуществляет программирование интерактивных элементов курса. В функции программиста входят также сборка и отладка курса, его тиражирование и интеграция в информационно-образовательные среды ДО.

В соответствие с данными принципами были разработаны шаблоны ДО-курсов и ряд специальных программных решений, позволяющие быстро производить подготовку всех необходимых (графических, текстовых и мультимедийных) материалов курса и осуществлять его сборку.

Ниже приведены фрагменты курсов, иллюстрирующие применение сформулированных выше принципов.




Этапы технологической схемы производства курса ДО

Технологическая схема производства курса включает пять основных этапов:

  1. Подготовительный этап
  2. Разработка проекта
  3. Этап производства курса
  4. Этап тестирования и пробного проведения курса (апробации)
  5. Этап усовершенствования и тиражирования курса

На первом подготовительном этапе производится выбор курса, определение задач и целевой аудитории, предварительный анализ стоимости производства и сопровождения, выбор методов доставки. Необходим маркетинговый анализ ситуации на региональном рынке образовательных услуг в предметной области курса, а также структурный анализ сетевой инфраструктуры, существующих технических решений и перспектив применения технологий ДО для выявленных групп потенциальных потребителей курса. В большинстве случаев на этом этапе от команды разработчиков требуются значительные усилия по подготовке проектного предложения для участия в международном федеральном или региональном конкурсе с целью получения финансирования на работы по созданию курса.

Второй этап целиком посвящен планированию и детальной разработке проекта, распределению функций между участниками ВТК. На этом этапе производится подробная разработка структуры курса, определение основных разделов и компонент, выбор форматов и технических средств реализации каждого элемента курса, определение дизайна курса, функциональной схемы, принципов навигации и программно-аппаратного инструментария, необходимого для производства курса. Для организации эффективных информационных потоков в электронном виде в ходе производства курса требуется определение форматов данных, создание сетевой инфраструктуры и политики доступа для участников производства разработка дополнительных программных средств для оптимизации производства и сборки компонентов курса. Важным звеном является подготовка технологической документации и календарного графика работ для всех участников процесса производства курса. Для проверки правильности и обкатки всего комплекса решений по технологии производства курса весьма полезна реализация одного небольшого представительного фрагмента курса, содержащего все типы элементов (текст, рисунки, анимацию, аудио и видео фрагменты, тесты, интерактивные примеры и т.д.).

Третий производственный этап является особенно ресурсоемким и продолжительным по времени. На этом этапе происходит разработка и адаптация содержания курса, перевод элементов содержания в электронный формат (текст, графика, видео и др.), создание мультимедийных материалов, программирование интерактивных примеров и тестов, запись и обработка аудио и видео фрагментов, сборка и отладка курса для выбранных способов доставки. Вместе с тем проводится проработка комплекса организационных и технических вопросов, связанных с проведением, доставкой и поддержкой курса для различных групп потребителей. Готовятся руководства по использованию курса для студентов, преподавателей и технических специалистов. В заключение этапа производится пробный тираж курса.

Основными задачами на этапе апробации является комплексное тестирование курса, выявление и устранение опечаток, ошибок в содержании и технической реализации курса, а также методах доставки и сопровождения, анализ педагогической и технологической эффективности курса для конкретных групп потребителей, определение спроса и формирование маркетинговой стратегии по продвижению данного продукта. Для решения этих задач организуется набор групп обучаемых на курс. При этом такой набор проводится по возможности для всех основных целевых групп и способов доставки. Например, для апробации курса ДО "Финансовый менеджмент" были набраны две группы обучаемых студенты дневного отделения экономического факультета УрГУ и заочные студенты института управления и предпринимательства, получающие второе высшее образование. При этом для каждой группы слушателей был предоставлен выбор способа прохождения курса: через Интернет или при помощи CD-ROM. Таким образом, была собрана необходимая информация о курсе, отражающая как особенности конкретных целевых групп, так и особенности разных способов доставки курса.

Последний пятый этап технологической цепочки производства предназначен для усовершенствования и тиражирования курса. На этом этапе проводится всесторонний анализ результатов апробации курса, отладка и исправление выявленных ошибок. При необходимости модифицируется структура курса, и технологические решения для каждого раздела с учетом результатов апробации. Возможно изменение содержания курса и разработка новых элементов (текст, слайды, рисунки, тесты, примеры и т.д.), разработка и программирование дополнительных примеров и тестов, запись дополнительных аудио и видео фрагментов и др. Наконец происходит окончательное тиражирование материалов курса, которое может включать выпуск CD-ROM или аудио-видео кассет, публикацию курса на Web сервере, полиграфическую продукцию.

Все упомянутые этапы по созданию курса требуют напряженной и слаженой совместной работы всех членов "команды", участвующей в проекте. На таблице ниже приведены поэтапные трудозатраты участников ВТК по созданию одного 60 часового семестрового курсов ДО в сфере управления бизнеса разработанного в рамках программы "Делфи".

Важным итогом работы над проектами по созданию ДО курсов в области управления бизнесом явилась также отработка организационных, финансовых и технологических взаимоотношений различных подразделений университета, участвующих в работе над проектом. В результате был разработан ряд нормативно-договорных документов, отлажена схема электронного транспорта материалов курсов в процессе их разработки и элементы системы электронного документооборота. Это также позволяет повысить эффективность функционирования системы ДО в университете за счет оптимального сотрудничества различных коллективов специалистов (администраторов, преподавателей, методистов, системных инженеров, Web-мастеров, звукооператоров и др.).

Трудозатраты разработчиков курса ДО (чел./дней)

  Менеджер Автор Методист Программист Для всего ВТК
1 этап 20 8 2 2 32
2 этап 16 7 13 10 46
3 этап 38 75 70 40 223
4 этап 16 13 20 7 56
5 этап 8 3 11 15 37
Всего 98 106 116 74 394
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Владимир Иванович Струнин, Сергей Леонидович Тимкин
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 38-45. 
[Статья]
Марина Михайловна Забелина
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 76-80. 
[Статья]