Эксоцман
на главную поиск contacts

Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы

Опубликовано на портале: 15-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 77-80. 
В статье специалиста международного проекта «Доступность и финансирование высшего образования» рассказывается об истории возникновения в Китае частного высшего образования, затрагиваются проблемы и особенности развития образования, а также контроля частных учреждений, предоставляющих образовательные услуги.

Китай имеет давнюю историю частного образования. Первые заведения частного высшего образования — Шуюаны (академии) — возникли 1300 лет назад. Современные частные вузы появились в начале 90-х годов двадцатого века. Университет Фадан и Китайский университет были основаны в 1905 году, вслед за ними, в 1919 году, появился университет Сямынь и университет Нанкэй. В первой половине двадцатого века частный сектор являлся важным компонентом в системе высшего образования. К 1949 году 93 университета из 223, над которыми коммунисты взяли контроль, были частными вузами (Lin, 1999. С. 88). Вследствие национализации в начале 1950-х, все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 год частное высшее образование полностью исчезло.

Частное (минбан) высшее образование вновь возникло в Китае в 1982 году, как следствие политической реформы бывшего лидера Дэн Сяо Пиня. Развитие частного высшего образования в этот период можно разделить на три фазы (Zha, 2001).

1. 1982–1986 гг.: Рост частного высшего образования.

В марте 1982 года, после тридцатилетнего отсутствия, в Пекине вновь был открыт первый частный вуз — Китайский социальный университет. В измененной конституции 1982 года говорилось: «Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные и прочие предприятия учреждать высшие учебные заведения различных типов в соответствии с законом» (статья 19). Это предполагало легальную основу функционирования частных вузов. Та же политика была определена в документе «Решение относительно Реформы Образовательной Системы», выпущенном Центральным комитетом Китайской Коммунистической Партии в 1985 году.

2. 1987–1992 гг.: Регулирование частного высшего образования.

Быстрое развитие вызвало некоторые проблемы, такие как низкий уровень управления и злоупотребления служебным положением. В результате, в 1987 году было провозглашено Временное Постановление о функционировании высших учебных заведений, в соответствии с которым социальные силы должны были решить эти проблемы. Местное постановление регулировало открытие и функционирование частных вузов.

3. 1992–2002 гг.: Новое развитие частного высшего образования.

В 1992 году «южный тур с инспекцией» Дэн Сяо Пиня и введение рыночной экономики положили основу учреждения большого числа частных вузов. В 1993 году Программа Образовательной Реформы и развития Китая впервые устанавливала политику, направленную на развитие частного образования как «сильной и активной поддержки, надлежащих руководящих принципов и умелого руководства». Эта идея повторилась в Постановлении о функционировании высших учебных заведений 1997 года, и была подтверждена Законом о Содействии частного высшего образования 2002 года.

Расширение частного высшего образования в Китае можно проследить на рис. 1. В последние несколько лет функционировало более тысячи частных вузов. В 2002 году 1 миллион 403 тысячи 500 студентов было зачислено в частные вузы, что составило 9,60 % от общего числа зачислений в 14 миллионов 625 тысяч 200 студентов (MOE, 2003). Большинство частных колледжей расположено в крупных городах с развитой экономикой. К примеру, на 2002 год в Пекине насчитывается 91 частный вуз с 198 тысячами студентов; в Шанхае — 177 частных вузов с 173 703 студентами (China Education Daily, 2003a, b).

Рис. 1. Развитие частного высшего образования в Китае (источник: Данные о частных вузах на период 1996, 1997, 1999 и 2000 годов предоставлены из Zha (2001), остальная информация взята из официальных данных статистики по образованию)

Как новый феномен в системе высшего образования, частные вузы в Китае отличаются от государственных следующим:

Учредители. Поставщики частного высшего образования весьма разнообразны. Они включают в себя 1) бывших преподавателей, отставных чиновников, бизнесменов; 2) социальные организации, такие как демократические партии; 3) предприятия, как, например, образовательные группы, играющие наиболее активную роль в учреждении частных вузов; 4) государственные вузы с дочерними колледжами; 5) сотрудничество Китая с различными странами; 6) др.

Создание. В соответствии с Законом о Содействии частного высшего образования, частные аккредитованные вузы, дошкольные учреждения, самостоятельное обучение и т.п. должны быть одобрены образовательными ведомствами на государственном уровне. Профессионально-технические учебные заведения должны быть одобрены департаментами труда и социального обеспечения на государственном уровне. Подготовительный период подачи документов на официальное учреждение частного колледжа длится до трех лет. Документы, которые необходимо представить, включают в себя: финансовый сертификат, устав вуза, дипломы преподавателей и руководителей.

Многие частные вузы были учреждены в последние годы. К примеру, появившиеся вузовские городки в развитых районах, которые представляют собой совокупность частных колледжей и университетов. Некоторые слабые государственные вузы были трансформированы в частные учебные заведения при поддержке государства. Один из путей выживания для таких вузов с недостаточным финансированием и низким уровнем управления — это трансформироваться в частные, которые обладают новыми механизмами и средствами из негосударственных источников. С 1999 года в государственных вузах были созданы дочерние колледжи, что позволяет согласовывать увеличивающийся прием студентов. Эти дочерние колледжи считаются независимыми органами, хотя и находятся под руководством вышестоящих вузов. Доход таких вузов зависит от платы за обучение.

Финансовые источники. В отличие от государственных университетов и вузов, чье финансирование идет от одного источника — правительства или налогоплательщиков, финансовые источники частных вузов — различны, это могут быть: 1) плата за обучение и взносы; 2) спонсорские инвестиции; 3) пожертвования; 4) банковские займы; 5) специальные государственные фонды; 6) иностранные инвестиции; 7) предпринимательский доход; 8) прочее. Вследствие того, что вузы не получают большую финансовую помощь от государства, и в Китае не развита культура пожертвований, большинство частных колледжей и университетов управляют рынком, конкурируя за студентов, которые платят высокую плату за обучение и взносы.

Управление. Частный вуз по закону обладает автономией как юридическое лицо. Правительство утверждает его создание, аккредитует программы и оценивает их качество. Совет попечителей назначает президента, утверждает положения и планы вуза, формирует доход и решает важные вопросы. Президенты в вузе ответственны за обучение и административные вопросы.

Студенты и преподаватели. Хотя преподаватели и студенты в частных вузах обладают тем же правовым статусом, что и в государственных вузах, в действительности это не совсем так. Студентов можно поделить на две группы: 1. Студенты, получившие на вступительных экзаменах в государственный колледж количество баллов ниже проходного. 2. Работающие студенты. Обычно это люди более старшего, чем традиционно для студентов, возраста. Поэтому студенты в частных вузах различаются по возрасту и степени подготовленности. Помимо преподавателей, работающих на полную ставку в частном вузе, также нанимают лекторов из государственных вузов или колледжей. Таким преподавателям платят жалованье, согласно учебным часам, и не предоставляют льготы, такие как пособия, медицинское страхование, пенсии и прочее.

Программы и обучение. Для востребованности будущих выпускников большинство частных колледжей концентрируются на программах, которые отвечают требованиям рынка: бизнес-администрирование, маркетинг, финансы, иностранные языки, вычислительная техника, экономика и пр. Некоторые частные вузы специализируются на профессионально-технических программах, по которым готовят инженеров для местных предприятий. В сравнении с государственными вузами, программы в частных вузах более гибкие и приспособлены к изменениям на рынке труда.

Большинство частных колледжей предлагают двух- трех-годичные программы. К 2002 году 133 частных вуза получили аккредитацию выдавать дипломы выпускникам (MOE, 2003). Почти все частные школы помогают студентам проходить национальные экзамены. В частных вузах существуют специальные программы. Такие вузы принимают выпускников средних школ, которые не прошли по конкурсу в государственные вузы. Благодаря курсам частных вузов, студенты могут сдать государственные и местные экзамены (около 70 % общего числа курсов), а также университетские экзамены (30 % всех курсов), таким образом имея возможность получить сертификат или диплом. Из-за различной степени подготовленности студентов, поступающих в частные вузы, и недостатка факультетов, большинство частных вузов не могут гарантировать высокий уровень обучения.

Несмотря на бурное развитие частного сектора в Китае, частные вузы сталкиваются со сложными задачами и проблемами, которые требуют решения.

Во-первых, некоторые финансовые проблемы ограничивают нормальное развитие частного высшего образования.

1. Большинство частных вузов обладают ограниченными финансовыми средствами, кроме тех, которые щедро спонсируются некоторыми предприятиями. В результате, ряд частных колледжей не имеет собственных кампусов или средств обслуживания.

2. Высокая плата за обучение в определенной степени стала причиной несправедливости в высшем образовании. К примеру, в 2003 году в университете Zhejinag Wanli плата за обучение составляла 17 тысяч юаней, а плата за проживание варьировалась от 1100 до 1200 юаней в год (Wanli Education Group, 2003). В то время как в 2002 году чистый годовой доход на душу населения в городе равнялся 12 970 юаней, в сельской местности он составлял 5 764 юаня (Ningbo, 2003). Можно сделать вывод, что стоимость обучения равнялась почти двойному годовому доходу на душу населения в городе, а это за рамками возможностей городских жителей. Учеба в частном колледже или университете является привилегией семей высшего сословия.

3. В частных вузах не существует программ финансовой помощи студентам. Государственные программы финансовой помощи не распространяются на студентов частных университетов. Вопрос в том, как финансово помочь студентам продолжить образование, все еще является «больным» вопросом частного сектора.

4. В некоторых вузах царит беспорядок, так как не урегулированы вопросы финансового менеджмента, бюджетирования, систем аудита.

5. Многие вузы ориентированы на привлечение большего числа студентов для увеличения прибыли, а не на улучшение качества образования. Поэтому многие частные вузы называют «фабриками по выдачи дипломов». Злоупотребление служебным положением приводит к плохой репутации всего частного сектора.

Во-вторых, нужно усилить руководство в частных вузах. В период учреждения и функционирования вуза он должен взаимодействовать с отделами образования, труда, социального обеспечения и налогообложения. Как скоординировать помощь частному сектору во всей этой бюрократической системе и как построить эффективное сотрудничество между государственными органами и частными вузами — вот вопросы, которые требуют разрешения и урегулирования.

По закону, выбранный президент вуза должен им управлять, но фактически он не имеет на это права. Также необходимо определить участие профессорско-преподавательского состава и студентов в вузовском управлении. В действительности частные вузы управляются и контролируются учредителями, которые не обладают ни опытом в управлении вузами, ни должной компетенцией. Существование такого феномена показывает несостоятельность учреждения.

В итоге, какую роль должно играть правительство в развитии частного высшего образования? Роль правительства включает в себя:

  • Утверждение образования частного вуза. Как говорилось выше, различные государственные подразделения утверждают разные типы частных вузов. Как должно правительство контролировать учреждение частных вузов? В какой степени оно должно вмешиваться в образование и функционирование частного высшего учебного заведения?
  • Благоприятные финансовые политики, такие как специальные поощрительные фонды; аренда или продажа земли; государственные активы; благоприятная политика налогообложения; поощрение пожертвований; ссуды правительственных банков и прочие политики, которые нужно должным образом внедрить.
  • Кем должны производиться оценка качества образования и аккредитация программ и присвоение степеней — правительственными организациями или негосударственными учреждениями, такими как профессиональные ассоциации?

Между государственным контролем и вузовской автономией должен быть баланс.

Литература

1. China Education Daily. (2003a). Good prospect in Beijing. Retrieved May 6, 2003, from http://www.jyb.com.cn/gb/jybzt/2002zt/mbjy/179.htm

2. China Education Daily. (2003b). New framework established in Shanghai. Retrieved May 6, 2003, from http://www.jyb.com.cn/gb/jybzt/2002zt/mbjy/176.htm

3. Lin J. (1999). Social transformation and private education in China. Westport, Connecticut: Praeger Publishers.

4. Ministry of Education. (2003). 2002 Chief Results and Analysis on Educational Statistics. Retrieved April 25, 2003, from http://www.moe.gov.cn/stat/tjgongbao/report_2002.doc

5. Ningbo. (2003). Ningbo Statistical Communique 2002. Retrieved May 4, 2003, from http://www.ningbo.gov.cn/home/page001-003-001-001.php/id=1047259445&location=...

6. Wanli Education Group. (2003). Admission regulations. Retrieved May 4, 2003, from http://www.zsw.zjwu.net/zkzc/zkzcnr.asp?txt=29

7. Zha Q. (2001). The resurgence and growth of private higher education in China. Retrieved April 20, 2003, from http://www.education.mcgill.ca/csshe/2001_conference/CSSHE2001_Zha.pdf


Юань Ш. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы / Ш. Юань // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 3(31). С. 77-80.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Сергеевич Константинов
Социологические исследования. 2007.  № 12. С. 121-124. 
[Статья]
Жозеф Соломонович Тростановский, А.И. Эпштейн, С.М. Куделко
Социологические исследования. 1992.  № 2. С. 96-97. 
[Статья]
Наталья Олеговна Вербицкая, Владимир Л. Назаров
Директор школы. 1999.  № 6. С. 15-19. 
[Статья]
Василий Иванович Солдаткин
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 14-17. 
[Статья]