Эксоцман
на главную поиск contacts

Shils E., Centre and periphery, in The Logic of Personal Knowledge: Essays Presented to Michael Polanyi, Routledge & Kegan Paul, 1961, pp. 117-30.

Опубликовано на портале: 22-04-2004
Статья известного американского социолога Эдварда Шилза "Центр и периферия" (1961 г.). В ней рассматриваются роли элит и других факторов, формирующих и укрепляющих центральную систему ценностей общества. Шилз пишет о том, что общество имеет центральную зону в структуре общества. При этом центральная зона общества в минимальной степени связана с геометрическими или географическими понятиями: прежде всего центральная зона - это пространство производства и распространения ценностей и верований. Согласно Шилзу, всякое общество имеет свою центральную религию, даже если оно является секуляристским, плюралистическим и толерантным. Также центр общества - это пространство действия, это структура деятельностей, ролей и людей в сети социальных институтов. Так называемое большое общество, по мнению Шилза, проявляется как некоторая совокупность взаимозависимых подсистем: экономики, системы статусов, политики, системы родства и институтов, ответственных за производство ценностей (университетская и духовная система и др.). Каждая из подсистем, представленная некоторым числом организаций, имеет свою элиту, состоящую из групп и отдельных индивидов. Элиты принимают решения о конкретных действиях, основываясь на общих ценностных стандартах, которые образуют центральную систему ценностей общества. Итак, по Шилзу, центральная система ценностей и есть центральная зона общества, потому что, во-первых, общество остается взаимосвязанным, поддерживая ее, и, во-вторых, потому что она поддерживается правящими элитами. Власть правящих классов извлекается из их места (должности) - определенных ключевых позиций в центральной институциональной системе. Различные сектора элит даже в высоко плюралистических обществах, где элиты относительно сегментированы по своей структуре, никогда не бывают равными. Центральная система ценностей включает вторичные и первичные ценности, легитимируя существующее распределение ролей и вознаграждений индивидам. Центральную институциональную систему можно, таким образом, описать через набор институтов, каждый из которых легитимирован центральной системой ценностей. Шилз отмечает, что в досовременных обществах центральная система ценностей имела меньшее влияние: там получили распространение локальные системы ценностей, которые лишь в некоторых случаях в фрагментарной форме были интегрированы в центральную систему ценностей. Когда же общества утрачивали общую координацию, власть ослабляла контроль на местах, а общее экономическое пространство отсутствовало, возможность поддержания общей системы ценностей уменьшалась. Точно также в обществах с высокой степенью неравенства и высоко иерархизированных обществах существует меньше возможностей для формирования общепринятой центральной системы ценностей. С ростом рынков, административных и технологических возможностей власти контакт периферии с центральной системой ценностей возрастает. В современном обществе формирование единого экономического и образовательного пространства, процессы урбанизации увеличили число контактов между представителями различных социальных групп, что в конечном счете укрепило центральную систему ценностей.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ольга Викторовна Крыштановская
Мир России. 2004.  Т. 13. № 4. С. 3-39. 
[Статья]
Yan Buntshak
Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 115-119. 
[Статья]
Борис Владимирович Дубин
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 6 (74). С. 22-30. 
[Статья]
Михаил Николаевич Афанасьев
[Книга]