Shils E., Centre and periphery, in The Logic of Personal Knowledge: Essays Presented to Michael Polanyi, Routledge & Kegan Paul, 1961, pp. 117-30.
Опубликовано на портале: 22-04-2004
Тематический раздел:
Статья известного американского социолога Эдварда Шилза "Центр и периферия" (1961 г.).
В ней рассматриваются роли элит и других факторов, формирующих и укрепляющих центральную
систему ценностей общества. Шилз пишет о том, что общество имеет центральную зону
в структуре общества. При этом центральная зона общества в минимальной степени связана
с геометрическими или географическими понятиями: прежде всего центральная зона -
это
пространство производства и распространения ценностей и верований. Согласно Шилзу,
всякое общество имеет свою центральную религию, даже если оно является секуляристским,
плюралистическим и толерантным. Также центр общества - это пространство действия,
это структура деятельностей, ролей и людей в сети социальных институтов.
Так называемое большое общество, по мнению Шилза, проявляется как некоторая совокупность
взаимозависимых подсистем: экономики, системы статусов, политики, системы родства
и институтов, ответственных за производство ценностей (университетская и духовная
система и др.). Каждая из подсистем, представленная некоторым числом организаций, имеет
свою элиту, состоящую из групп и отдельных индивидов. Элиты принимают решения о конкретных
действиях, основываясь на общих ценностных стандартах, которые образуют центральную
систему ценностей общества. Итак, по Шилзу, центральная система ценностей
и есть центральная зона общества, потому что, во-первых, общество остается взаимосвязанным,
поддерживая ее, и, во-вторых, потому что она поддерживается правящими элитами. Власть
правящих классов извлекается из их места (должности) - определенных ключевых позиций
в центральной институциональной системе. Различные сектора элит даже в высоко плюралистических
обществах, где элиты относительно сегментированы по своей структуре, никогда не бывают
равными. Центральная система ценностей включает вторичные и первичные ценности, легитимируя
существующее распределение ролей и вознаграждений индивидам. Центральную институциональную
систему можно, таким образом, описать через набор институтов, каждый из которых
легитимирован центральной системой ценностей. Шилз отмечает, что в досовременных обществах
центральная система ценностей имела меньшее влияние: там получили распространение
локальные системы ценностей, которые лишь в некоторых случаях в фрагментарной форме
были интегрированы в центральную систему ценностей. Когда же общества утрачивали
общую координацию, власть ослабляла контроль на местах, а общее экономическое пространство
отсутствовало, возможность поддержания общей системы ценностей уменьшалась. Точно
также в обществах с высокой степенью неравенства и высоко иерархизированных обществах
существует меньше возможностей для формирования общепринятой центральной системы
ценностей. С ростом рынков, административных и технологических возможностей власти
контакт периферии с центральной системой ценностей возрастает. В современном обществе
формирование единого экономического и образовательного пространства, процессы урбанизации
увеличили число контактов между представителями различных социальных групп, что
в конечном счете укрепило центральную систему ценностей.

Текст статьи
[60 КБ]
[60 КБ]
Ключевые слова
central institutional system central value system elite система ценностей социологическая теория центральная институциональная система Шилс элита
См. также:
Социологические исследования.
2011.
№ 3.
С. 117-126.
[Статья]
Социологические исследования.
2007.
№ 9.
С. 17-24.
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.
2004.
№ 6 (74).
С. 22-30.
[Статья]
Социологические исследования.
2004.
№ 7.
С. 115-119.
[Статья]