Эксоцман
на главную поиск contacts

И все-таки мир принадлежит оптимистам!

Опубликовано на портале: 11-10-2004
Директор школы. 2003.  № 8. С. 25-29. 
Автор продолжает знакомить читателей с проблемами мотивации - умении руководителя побуждать своих сотрудников к творческой, эффективной работе. В этой статье рассматриваются такие качества, как оптимизм и пессимизм. На первый взгляд они вроде бы не имеют отношения к теме, но ведь не случайно сказано, что пессимизм - это настроение, а оптимизм - воля. А волевые качества руководителя, безусловно, играют важную, подчас даже решающую роль в достижении успеха.

Начнем с характерного примера. Многие годы дела в школе шли, как говорится, ни шатко ни валко, она считалась самой обычной, ничем не выделялась. И жизнь в ней текла по довольно накатанной колее - от звонка до звонка. Без особых успехов и достижений, но зато тихо и мирно. Но вот сменилось руководство, пришел молодой директор. И загорелся идеей реализовать в школе адаптивный подход. Не бог весть какое «ноу-хау», но и у него нашлось множество противников как в самой школе, так и за ее стенами. Достаточно ли мы подготовили учителей для работы в новых условиях? Что делать, если у нас нет хорошего психолога? Не много ли сил мы тратим на слобоуспевающих учащихся в ущерб наиболее подготовленным? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые задавались руководству школы. Казалось, что оппоненты правы. Новация поначалу не приносила быстрых результатов. Далеко не все получалось. Но директор и его немногочисленные на первых порах союзники, никак не комментируя происходящее, демонстрировали полную уверенность в своей правоте. Они игнорировали неудачи, и ничто не могло поколебать их позитивный настрой. В школе проводились семинары для коллег, посвященные адаптивной школе, наиболее активные сторонники этого подхода рассказывали о его преимуществах в организации обучения. Со временем пришли успехи. О школе заговорили как о достаточно хорошей, способной «продвигать» любых учеников: и слабых, и сильных. В нее даже стали переводить детей из соседних учебных заведений. Когда я спросил директора, что помогло ему выстоять в сложные времена и привести коллектив к успеху, он, не задумываясь, ответил: «Вера в свои силы и оптимизм. Умом и я, и моя команда понимали, что задача, которую мы перед собой поставили, очень сложна. Но я смог настроить себя на то, что нам многое по силам. Этот настрой передался моим союзникам, а от них, пусть и не очень быстро, - всему коллективу».

Пессимизм - это безнадежность

Кто перестает верить в успех, тот неизбежно терпит провал. Пессимистический настрой никак не способствует решению возникающих проблем. Взгляды пессимиста основаны на безнадежности и безысходности, а это особенно нетерпимо ныне, когда надо отвечать на вызовы времени, соответствовать новым социальным условиям. К таким вызовам можно отнести спад рождаемости, появление «в опасной близости от себя» сильного конкурента - как правило, того или иного инновационного учебного заведения. Негативный настрой парализует волю работников, лишает их инициативы и решительности. Между тем именно эти качества необходимо развивать у педагогов сегодня, поскольку конкуренция между школами в городах стала реальностью, а на селе образовательное учреждение является едва ли не единственным стабилизирующим фактором местного сообщества. Пессимизм означает застой и может стать даже причиной регресса школы, а лично для директора обернуться крахом карьеры. Самое опасное, что разрушительное действие пессимистического настроя очень часто не проявляется сразу, школа живет прежними достижениями, энтузиазмом отдельных педагогов, и такое состояние порой растягивается на длительный срок.

Эта школа считалась одной из старейших в городе, имела славные традиции - успехи многих ее выпускников были предметом гордости не только города, но и региона. Все было хорошо до тех пор, пока в микрорайоне не построили новую школу, куда ушла вместе с учениками часть ведущих учителей. По стечению обстоятельств в этот момент в ней сменился директор. С первых дней он всем своим видом и поступками стал показывать учителям и руководству образованием города, что «лебединая песнь» этой школы давно спета и нечего ждать прежних успехов. Наблюдая такую позицию руководителя, многие педагоги постепенно утрачивали интерес к работе. Молодые перспективные кадры старались обходить эту школу стороной, предпочитая другие учебные заведения. Все реже школа выпускала медалистов, имена ее учащихся исчезли из списков победителей и призеров предметных олимпиад. Но какое-то время, благодаря хранителям старых добрых традиций - учителям-ветеранам, она держалась «на плаву». Ветераны не хотели мириться с ослаблением позиций своей школы, которой отдали десятки лет. Однако годы брали свое, и они один за другим уходили на заслуженный отдых. Позиция же директора не менялась. Он считал свою школу обделенной, полагал, что стал жертвой обстоятельств. Никогда учителя не слышали от него предложений, как улучшить дела. Более того, всякий, кто предлагал что-то мало-мальски дельное, не говоря уж о педагогах, пытавшихся действовать, становился неугоден директору и рано или поздно выживался. Но наступили иные времена. Школа, всегда без проблем набиравшая три первых класса, в течение нескольких лет с трудом открывала лишь один, да и то по пятнадцать учеников. В городском управлении образования не хотели мириться с таким положением. Директора уговаривали уйти «по-хорошему», но уговоры ни к чему не привели. Тогда школу подвергли комплексной проверке. Лишь ознакомившись с ее безрадостными результатами, директор написал заявление об уходе.

Пессимизм директора школы непременно передается и учителям. А это самое опасное, что может произойти. В такой ситуации педагоги перестают верить в возможности своих учеников, лишая последних веры в свои силы и свое будущее. «Зачем выставлять моих учеников на районную олимпиаду по предмету, все равно не займут никаких мест, только опозорятся», - размышляет учитель-пессимист. «Зачем стараться учиться на «пять», если учитель постоянно говорит, что моя отметка - «четыре»? Зачем пытаться поступать куда-то, если я способен учиться лишь в ПТУ, в которое берут без конкурса?» - вторят ему ученики. А вместе с тем одна из важнейших функций учителя - мотивировать ребят к учению, побуждать их брать на себя исполнение задач, которые требуют способностей, поднимать моральный дух, формировать смелость и решительность. Но учитель-пессимист не способен на это. Вот и формируется образовательная среда, которую великий педагог Януш Корчак назвал средой безмятежного потребления. Характеризуя выпускников школ, в которых она доминирует, психолог Витольд Ясвин отмечает, что основной чертой их личности «является жизненная пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, они предпочитают самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире, как улитка скрывается в своей раковине».

Конечно, в любой школе всегда найдутся учителя, усматривающие угрозу во всем новом, предпочитающие старое, привычное, пусть даже оно и сопряжено с явными неудобствами - большим объемом рутинной работы, перегрузкой, неэффективностью влияния на учеников и т.п. Новация всегда предоставляет шанс проявить себя, укрепить свое положение в коллективе, изменить содержание работы, поднять уровень профессионализма. Руководителю важно знать, кто из педагогов стремится к этому, и сделать ставку на таких работников.

Оптимизм - уверенность и надежда

Оптимистический настрой руководителя вовсе не означает, что он игнорирует проблемы, не видит никаких опасностей. И ему тоже порой приходится выносить нелегкие удары судьбы, переживать срывы и неудачи. Но оптимист понимает, что эти неудачи носят временный характер и даже в какой-то степени полезны для дальнейшего развития и совершенствования школы, они укрепляют дух коллектива, подобно легкой инфекции, которая мобилизует защитные силы организма. Важно, чтобы временное разочарование не переросло в стойкое уныние и не лишило директора и педагогов веры в собственные силы. Опасность заключается не в разочаровании профессией, местом работы, отношением к своему труду, которых, положа руку на сердце, никому не удается избежать. Опасность - в унынии, в большом количестве педагогов, опустивших руки и потерявших веру в свои силы.

Оптимистами движут уверенность и надежда. Они смело и упорно идут вперед, преодолевая сопротивление и преграды, никто и ничто не может поколебать их веру в собственные силы. В любой трудности они обнаруживают благоприятный для себя шанс и верят в возможность постоянного развития и самосовершенствования.

Предлагаю вам совершить экскурс в свое прошлое. Вспомните ситуации, когда вы справлялись с проблемами благодаря оптимизму и вере в свои силы. Опишите два-три памятных вам случая.
1.
2.
3.

Опыт успешных руководителей показывает, что им присущи профессиональные амбиции, они стремятся к высоким целям, чтобы достичь максимально возможного в тех условиях, в которых находились. Известна мудрость: «Кто не стремится к идеалу, тот останавливается ниже уровня своих возможностей». Большие цели ведут к большим успехам.

Оптимисты руководители много и скрупулезно обдумывают свое будущее и будущее своей организации. Попробуйте и вы проанализировать свои краткосрочные (срок реализации - один-два месяца), среднесрочные (срок реализации - полгода-год) и долгосрочные (срок реализации - три-пять лет) цели как руководителя образовательного учреждения. Запишите их. Определив цель, опишите, как вы ее себе представляете в реализованном виде.

Мои краткосрочные цели:
К каким изменениям в школе они приведут?
В какой степени они совпадают с вашими личными целями?
Мои среднесрочные цели:
К каким изменениям в школе они приведут?
В какой степени они совпадают с вашими личными целями?

Мои долгосрочные цели:
К каким изменениям в школе они приведут?
В какой степени они совпадают с вашими личными целями?

Выберите из предложенного ниже списка характеристики, которые могут способствовать достижению перечисленных целей.

Исполнительность. Трудолюбие. Дисциплинированность. Активность. Умение прощать. Тактичность. Стремление быть объективным. Достаточная профессиональная компетентность. Хорошие коммуникативные навыки. Честолюбие. Стремление к овладению новыми знаниями. Творчество. Надежда на успех деятельности. Критическое отношение к себе, к результатам своей работы. Спокойствие, уравновешенность. Хорошие ораторские способности. Открытость. Умение быстро ориентироваться в новой обстановке. Стремление к новому. Опрятный внешний вид. Доверие к людям. Альтруизм. Лаконичность. Стремление к ответственности. Умение признать правоту другого. Умение использовать возникающие возможности. Хорошее здоровье. Желание быть полезным организации. Желание всегда быть первым. Чувство юмора.

Подумайте, какие личностные характеристики могут препятствовать достижению ваших целей. Это необязательно качества, которые воспринимаются окружающими как негативные. Возможно даже, что эти качества - главные ваши достоинства, но по тем или иным причинам именно они служат препятствием в достижении выделенных вами целей.

Примерный список причин, которые могут препятствовать достижению целей: недостаточная профессиональная компетентность; отсутствие желания учиться; недостаточная дипломатичность; некоторая предвзятость по отношению к отдельным работникам; стремление иметь хорошие отношения с окружающими; высокая активность; излишняя настойчивость, переходящая в назойливость; недостаточно развитые коммуникативные навыки (неумение слушать); стремление к демонстрации глубины своих знаний; тщеславие; высокая профессиональная компетентность в отдельных вопросах; недостаток творческого подхода к решению проблем; демонстративная эмоциональность; нежелание критически оценивать свою работу; антипатия к отдельным сотрудникам; вспыльчивость; пассивность; невнимательность; небрежность; скромность; замкнутость; желание всегда быть первым; медлительность; боязнь нового (консерватизм); недостаточное внимание к внешнему виду; мнительность, недоверчивость; эгоизм; пунктуальность; многословие; неумение прощать; нежелание брать ответственность; нежелание признавать правоту другого; неумение использовать возникающие возможности; нежелание работать над собой; нежелание жертвовать личным ради общего дела; недостаток времени; плохое здоровье; показное спокойствие; симпатии к отдельным коллегам.

* * *

Конечно, мы живем в сложное, противоречивое время. Трудностей хватает, и поводов для уныния, честно говоря, немало. Но ведь жалобами и горькими сетованиями на судьбу делу не поможешь. Известный французский историк и политик Франсуа Гизо утверждал: «Мир принадлежит оптимистам, пессимисты - лишь зрители». Роль зрителя совершенно не подходит для человека, призванного вести за собой коллектив. Оптимизм, если хотите, это одна из его профессиональных обязанностей.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Зинаида Тихоновна Голенкова, Елена Давыдовна Игитханян
Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 28-36. 
[Статья]
А.И. Ладошкин, И.А. Майорова, Е.А. Харитонова
Экономические науки. 2010.  Т. 66. № 5. С. 79-83. 
[Статья]
Адриан Михайлович Бекарев
[Учебная программа]