Эксоцман
на главную поиск contacts

К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОмГУ

Опубликовано на портале: 13-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 96-100. 
Омский государственный университет создает свою систему управления и обеспечения качества как целое, включающее модели управления качеством, подсистемы оценки качества, подсистемы обеспечения качества, интегрированные аналитические информационные системы и другие средства. Она создается в виде внутривузовской системы, опирающейся на определяющую роль ряда бесспорных, ключевых факторов, обеспечивающих качество подготовки специалистов, приводящих к ее реальному улучшению. Система имеет ряд подсистем-инструментов, обеспечивающих мониторинг основных показателей качества и обратную связь между непосредственными участниками образовательного процесса и руководством вуза. Это должна быть такая система, в которой все элементы были бы взаимосвязаны, взаимозависимы и работали на достижение общей цели, а сама эта система являлась бы одним из основных звеньев в общей структуре управления университетом.

Омский государственный университет создает свою систему управления и обеспечения качества как целое, включающее модели управления качеством, подсистемы оценки качества, подсистемы обеспечения качества, интегрированные аналитические информационные системы и другие средства. Она создается в виде внутривузовской системы, опирающейся на определяющую роль ряда бесспорных, ключевых факторов, обеспечивающих качество подготовки специалистов, приводящих к ее реальному улучшению. Система имеет ряд подсистем-инструментов, обеспечивающих мониторинг основных показателей качества и обратную связь между непосредственными участниками образовательного процесса и руководством вуза. Это должна быть такая система, в которой все элементы были бы взаимосвязаны, взаимозависимы и работали на достижение общей цели, а сама эта система являлась бы одним из основных звеньев в общей структуре управления университетом.

К ключевым факторам, определяющим качество подготовки специалистов, относятся [1]:

1. Качество образовательных программ.

2. Качество формирующегося контингента обучающихся, его мотивация к освоению образовательных программ вуза.

3. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

4. Квалификация профессорско-преподавательского состава.

5. Качество процесса обучения.

6. Качество студента.

7. Социальная и воспитательная составляющая (культурная среда, спорт, отдых, бытовые условия).

8. Качество выпускника, его востребованность на рынке труда, результативность самореализации.

Для каждого из этих факторов-составляющих общей системы качества должны быть определены планирование, обеспечение и подтверждение (контроль и мониторинг). Последнее (контроль и мониторинг) обеспечивается набором методов, из которых на сегодняшнем этапе выделяются статистические, социологические и педагогические методы. Инструментальными средствами для этих методов должны стать 3 подсистемы, создающиеся в вузе:

1. Автоматизированная система "Лидер", предназначенная для сбора, мониторинга и анализа наиболее важных показателей, обеспечивающих качество образовательного процесса в целом в ОмГУ.

2. Социологическая лаборатория, создающая и использующая соответствующий инструментарий для оценки качества учебной, педагогической и прочей деятельности преподавателей и администрации ОмГУ.

3. Постоянно действующая подсистема контроля знаний, имеющая свой педагогический инструментарий (база измерительных материалов-тестов) для оценки качества результатов процесса обучения.

Обратную связь, функции управления состоянием качества подготовки специалистов, вовлечения в процесс всех работников вуза обеспечивает система "Рейтинг подразделений ОмГУ".

Функционал всей системы представлен на схеме 1.

Автоматизированная информационно-справочная система "Лидер" (АИСС "Лидер") (http: //leader. univer. omsk. su/) должна обеспечивать:

  • Мониторинг показателей, характеризующих учебный процесс, научную, хозяйственную, финансовую, международную и др. деятельности основных подразделений университета. Всего более ста "первичных" показателей, вносимых на уровне кафедры, факультета, отдела.
  • Автоматизацию сбора, накопления, хранения и актуализации информации о деятельности университета и обеспечении качества образовательного процесса.
  • Структурирование показателей, отражение их состояния на разных уровнях иерархии подразделений университета.
  • Автоматическое генерирование отчетов, в частности, информации для ИАС "Рейтинг вузов России".
  • Обеспечение контролируемого доступа к аналогичной информации по другим подразделениям университета.
  • Обеспечение контролируемого доступа к справочно-информационной системе "Вузы России".
  • Автоматический подсчет рейтинга учебных подразделений (на сегодняшний день факультетов и отделений).
  • Отслеживание временного состояния показателей, отражение динамики их изменения.

Важными свойствами создаваемой системы являются:

  • Открытость - совместимость с создающимися и внедряемыми в ОмГУ автоматизированными системами ведения учебного процесса, документооборота, базами данных.
  • Интегрируемость - возможность интеграции в единую информационную среду и включения в свою структуру необходимых для дальнейшего развития элементов.
  • Расширяемость - возможность наращивания функциональных возможностей, не выходя за рамки принятой концепции развития, характеристик технологической базы и специфических потребностей пользователей.
  • Масштабируемость - возможность наращивания мощности информационного потока (объем и скорость обрабатываемой информации, интенсивность обмена данными, рост числа пользователей и т. п.) без принципиальной перестройки системы.
  • Адаптируемость - возможность легкой настройки на нужды конкретного пользователя (в настоящее время факультета, далее кафедры и отдельного преподавателя).

В настоящее время система находится в состоянии отладки и наполнения данными. В перспективе с помощью АИСС "Лидер" будет собираться вся информация о деятельности вуза, генерироваться отчеты всех уровней и направлений, рассчитываться рейтинги кафедр, отдельных преподавателей даже студентов. Данный статистический инструментарий позволяет проводить сравнительные оценки состояния большинства ключевых факторов, обеспечивающих качество подготовки специалистов в подразделениях вуза и в ОмГУ в целом.

Социологический инструментарий (концепция социологического мониторинга, анкеты, процедура сбора, обработки, анализа и хранения данных, процедура подготовки экспертов на факультетах) в настоящее время разработан для целей оценки качества учебной и педагогической деятельности преподавателей ОмГУ. Кафедра социологии ОмГУ разработала и проверила в пилотажном исследовании методику оценки студентами качества преподавания. Предложенная методика дает возможность оценить качество образования по тому, как идет процесс образования в той его части, которая организуется преподавателем или зависит от преподавателя.

Процесс оценивается в соответствии с заданными нормами качества.

  • Преподаватель обладает широтой знаний по предметному блоку.
  • Преподаватель способен к передаче знаний.
  • Преподаватель заинтересован в успешном обучении студентов.
  • Взаимоотношения студентов и преподавателей в процессе обучения - конструктивный доброжелательный диалог.
  • Студент активен, учится с интересом.
  • Студент справляется с требованиями обучения.

Студентам предлагается анкета, которая заполняется анонимно. Особенность анкеты заключается в том, что студенты оценивают не преподавателя, а себя в учебном процессе под руководством данного преподавателя. Полные результаты предоставляются только самому преподавателю. Данные мониторинга должны служить, прежде всего, целям улучшения деятельности, оказания помощи преподавателю.

Руководители подразделений получают только обобщенный результат. Результаты анкетирования не могут применяться в качестве средства для сравнения одного преподавателя с другим, либо как средство административного давления. Поэтому словесные формулировки итоговой оценки должны ограничиваться следующими выражениями: "преподаватель справляется с ", "есть проблемы", "есть серьезные проблемы".

Преподаватель имеет право быть отмеченным в своих достоинствах и достижениях.

В ходе дальнейшего развития и разработки социологические методики и инструменты могут применяться и для оценки других факторов, определяющих качество подготовки специалистов.

Педагогический инструментарий для оценки качества результатов процесса обучения создается на основе тестов для проверки остаточных знаний. Формируются банки тестовых заданий по каждому направлению, специальности ОмГУ, включающие блоки:

  • гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
  • естественнонаучных дисциплин;
  • общепрофессиональных дисциплин;
  • специальных дисциплин.

На сегодняшний день количество тестовых заданий, занесенных в базы системы сетевого тестирования регионального виртуального университета (Виртуальное представительство "Качество знаний" - http://omsk.openet.ru/University.nsf/Index.htm), составляет 2500 единиц. Педагогический инструментарий может применяться для оценки нескольких факторов, определяющих качество подготовки специалистов. Система "Рейтинг" позволяет осуществлять обратную связь в общей системе обеспечения качества подготовки специалистов ОмГУ. В настоящее время реализуется подсистема "Рейтинг факультета", базирующаяся на принципах и системе оценок информационно-аналитической системы "Рейтинг специальностей и вузов России". Основой системы является методика определения рейтинга специальностей. Она одобрена Ассоциацией российских вузов, рекомендована как базовая модель для разработки подобных систем различными общественными ассоциациями высших учебных заведений и утверждена приказом Минобразования России от 26. 02. 2001 N 631.

Методика позволяет сравнивать подразделения как по общему рейтингу, так и по отдельным его составляющим, например, оценка уровня специалистов, интеллектуальный потенциал, активность и др.

В дальнейшем возможна корректировка метода расчета, введение новых показателей, в том числе полученных с помощью социологических и педагогических методов. К вводимой в вузе рейтинговой системе оценки работы факультетов и других подразделений необходимо добавить связанную с ней систему поощрений. Законченная система мониторинга и обеспечения качества образовательного процесса в вузе подразумевает разработку методики расчета рейтинга, составляющие которого совпадают с ключевыми факторами, определяющими качество подготовки специалистов.

Фактор "Качество образовательных программ"

Подсистема выполняет функции определения приоритетных направлений подготовки специалистов; управления качеством разработки учебных планов и рабочих программ. Качество обеспечивается деятельностью следующих подразделений вуза:

1. Центр содействия трудоустройству выпускников.

2. Кафедры.

3. Факультеты (отделения).

4. Учебно-методические комиссии факультетов (отделения).

5. Учебный отдел.

6. Учебно-методический совет университета.

Контроль качества должен обеспечиваться статистическими, социологическими методами.

Фактор "Качество абитуриента"

Подсистема выполняет функции обеспечения качества формирования контингента студентов: профориентация максимально возможного контингента абитуриентов, обеспечение достаточного уровня подготовки абитуриентов по профилирующим дисциплинам.

Качество обеспечивается деятельностью следующих подразделений вуза:

1. Центр довузовской подготовки.

2. Приемная комиссия.

3. Рекламно-издательский отдел.

4. Гимназии, лицеи, школы.

5. Специализированные классы.

6. Факультеты.

7. Кафедры.

Контроль качества должен обеспечиваться статистическими, социологическими и педагогическими методами.

Фактор "Информационно-методическое обеспечение"

Включает 2 подсистемы: подсистема информационного обеспечения учебного процесса, подсистема методического обеспечения учебного процесса.

Первая выполняет функции выбора, заказа, приобретения, каталогизации, доставки потребителям информационных ресурсов и изданий, как в бумажном, так и электронном виде. Вторая - функции заказа, подготовки к изданию, издания, каталогизации, доставки потребителям методических и информационных ресурсов и изданий, созданных в вузе.

Качество информационно-методического обеспечения учебного процесса обеспечивается деятельностью кафедр, библиотеки, издательско-полиграфического отдела, центра информационно-методической поддержки образования (электронные версии), учебно-методических комиссий факультетов и учебно-методическим Советом вуза.

Контроль качества должен обеспечиваться статистическими и социологическими методами. Задача, стоящая перед ОмГУ в этой области, - создание единого информационного пространства вуза.

Фактор "Квалификация ППС"



Подсистема выполняет функции формирования высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

Качество обеспечивается деятельностью следующих подразделений вуза:

1. Отдел докторантуры, аспирантуры, магистратуры.

2. Научно-технический отдел.

3. Факультеты.

4. Кафедры.

5. Отдел кадров сотрудников.

6. Центр делового образования.

Контроль качества должен обеспечиваться статистическими и социологическими методами.

Фактор "Качество процесса обучения"

Подсистема выполняет функции мониторинга и управления качества процесса обучения, преподавания, оценки качества образования по тому, как идет процесс образования в той его части, которая организуется преподавателем или зависит от преподавателя.

Качество обеспечивается деятельностью следующих подразделений вуза:

1. Кафедры.

2. Факультеты (отделения).

3. Учебно-методические комиссии факультетов (отделения).

4. Учебный отдел.

5. Учебно-методический совет университета.

Контроль качества должен обеспечиваться социологическими методами.

Фактор "Качество студента"

Подсистема выполняет функции мониторинга и контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Качество обеспечивается деятельностью следующих подразделений вуза:

1. Информационно-аналитический отдел;

2. Факультеты.

3. Кафедры.

4. Центр содействия трудоустройству выпускников.

Контроль качества должен обеспечиваться статистическими и педагогическими методами.

Фактор "Социальная и воспитательная среда"

Подсистема выполняет функции формирования культуры общения, управления и самоуправления.

Качество обеспечивается деятельностью следующих подразделений вуза:

1. Факультеты.

2. Кафедры.

3. Профсоюзный комитет студентов.

Контроль качества должен обеспечиваться статистическими и социологическими методами.

Фактор "Качество выпускника"

Подсистема выполняет функции определения соответствия выпускника требованиям социально-экономической и культурно-профессиональной сфер жизни (нормам, стандартам).

Качество обеспечивается деятельностью следующих подразделений вуза:

1. Центр содействия трудоустройству выпускников.

2. Факультеты.

3. Кафедры.

Контроль качества должен обеспечиваться статистическими, социологическими и педагогическими методами.

Литература

1. Качество образования в Новосибирском государственном техническом университете: Ежегодный доклад / Под общ. ред. Н. Ш. Никитиной, Г. Б. Скок. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.


К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОмГУ / В. В. Дубицкий, И. А. Огородникова, И. Ф. Перепеча и др. // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 2(25). С. 96-100


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Вера Владимировна Азарьева, Сергей Анатольевич Степанов
Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 48-55. 
[Статья]
Jack R. Meredith, Samuel J. Mantel, Jr.
[Книга]
Надежда Шагабановна Никитина
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 84-88. 
[Статья]
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 59. 
[Статья]
Вера Владимировна Азарьева
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 110-113. 
[Статья]
Jack R. Meredith, Scott M. Shafer
[Книга]