Эксоцман
на главную поиск contacts

Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа

Опубликовано на портале: 19-02-2003
Проблемы теории и практики управления. 1998.  № 1/98.
Внедрение новых информационных технологий переориентирует производства с массового потребителя на индивидуального заказчика.

Взаимные обязательства и общие ресурсы ведут к координированному сотрудничеству.
Стремление к самоорганизации обусловлено необходимостью оперативной адаптации к постоянным изменениям среды.
Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях неопределенности и динамичности социально-экономической среды.
Становление электронно-прозрачного мирового рынка (с мгновенным доступом к информации о любых товарах) вызывает резкий рост конкуренции между производителями. В результате кардинально меняются роль и образ клиента предприятий. Безликого массового потребителя сменяет индивидуальный заказчик.
Такая переориентация стимулирует инновации в сфере как продуктов и услуг (инновации первого типа), так и самих процессов производства или обслуживания (инновации второго типа). При этом требования к качеству товаров постоянно растут, их жизненный цикл становится короче, номенклатура шире, объем выпуска по отдельным позициям номенклатуры меньше. Отмеченные общие тенденции видны из анализа современного компьютерного рынка. Так, ведущие производители ПЭВМ и рабочих станций (например, IBM и SUN) каждые полгода выбрасывают на рынок новые модели компьютеров, жизненные циклы которых постоянно сокращаются.
В то же время налицо значительное увеличение номенклатуры видов программного обеспечения, выражающееся, например, в появлении специальных средств поддержки бизнеса, включая автоматизацию и реорганизацию деловых процессов, сетевые технологии и оптимизацию групповой деятельности партнеров. Разработчиками подобных программных комплексов, как правило, являются недавно созданные сравнительно небольшие и гибкие компании, способные быстро уловить ветер перемен и оперативно захватить имеющиеся ниши на рынке.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий подобно мутациям в живой природе нарушает организационную стабильность предприятий и нацеливает на поиск или формирование организационных структур, позволяющих перестроить их деятельность. Более того, ныне в условиях сегментации рынка и господства интересов потребителей, влекущих неустойчивость спроса и повышенное внимание к сбыту продукции, резкие изменения технологий работы предприятий становятся уже не редким, а обычным явлением.
Многие предприятия ради выживания вынуждены перестраивать структуру и организацию работ, видоизменять стратегию и тактику поведения в деловом мире. Необходимыми признаются инновации, влияющие на общую организационную структуру предприятия и его подразделений (инновации третьего типа) и, что особенно сложно, затрагивающие психологию и поведение работников (инновации четвертого типа).
Особую актуальность приобретает разработка основных принципов и моделей новой теории организации и управления предприятиями посттейлоровской эпохи, определяющими лицо информационного (постиндустриального) общества ближайшего будущего. Суть происходящих изменений в организационно-управленческих структурах можно выразить лозунгом: от классического механицизма к интеллектуальной организации. Сказанное можно понимать как сдвиг от традиционных, централизованных к сетевым, распределенным моделям управления.
Каковы же основные принципы или признаки, характеризующие организационную структуру предприятия нового типа как сложной динамичной системы? На наш взгляд, наиболее показательными являются характеристики открытости и распределенной структуры, гибкости и автономности, приоритета горизонтальных связей, ресурсосберегающих стратегий и обучаемости. Комбинации этих характеристик и соответствующих экстремальных принципов (типа максимальной автономности, минимально возможного числа уровней иерархии, минимальных запасов) определяют подклассы предприятий нового типа.
BiBTeX
RIS