Эксоцман
на главную поиск contacts

Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 54-57. 
Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельны.

Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельны.

Для решения задач адаптации, выживания и развития в новых условиях вузы должны не только постоянно отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на этом рынке, но и применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды, т.е. использовать стратегические подходы в регулировании своей производственно-хозяйственной деятельности.

Сегодня практически все ректоры понимают необходимость в применении стратегического управления вузом, но до сих пор не существует не только практических рекомендаций по внедрению стратегического управления в вузе, но и комплексного теоретического подхода к решению этих задач. Вопросам стратегического управления предприятием или организацией посвящен значительный объем публикаций и учебных пособий. В частности, в журналах "Высшее образование в России", "Университетское управление: практика и анализ" и других публикуются статьи, посвященные стратегическому управлению вузом. К сожалению, содержание этих статей более чем сходно, однонаправленно и содержит мало практических рекомендаций.

Современные подходы к системе управления вузом требуют создания информационной системы и базы данных, способствующих принятию решений при возникновении различных текущих ситуаций. Как правило, носителями этих знаний являются несистематизированные документы и сотрудники, статус которых может измениться, что приведет к потере информации. Кроме того, решение комплексных проблем с участием многих лиц неизбежно затягивается в силу загрузки их параллельными работами, различных личностных интересов и т.п. Наличие базы знаний позволяет существенно повысить оперативность и обоснованность принятия стратегических и тактических решений.

Новые процессы управления, гибко реагирующие на изменение текущей ситуации в оперативном и стратегическом плане и использующие для этого весь доступный арсенал информационных технологий, должны обеспечивать возможность быстрого анализа:

  • путей совершенствования организационной структуры управления вузом;
  • проблем и условий устойчивого развития вуза;
  • путей оптимизации финансовых потоков;
  • инфраструктуры и инвестиционных возможностей вуза;
  • экстремальных ситуаций.

При стратегическом управлении необходимость оперативно обрабатывать огромное количество внешней и внутренней информации, требует разработки и внедрения в управление вузом информационной системы, которая позволит ректору:

  • получать непрерывную, объективную картину состояния вуза в целом и его структурных подразделений;
  • выявлять тенденции развития вуза, т. е. понять, к чему вуз придет в будущем, если не произойдет каких-либо кардинальных изменений;
  • получать ответы на вопросы "что будет, если ";
  • проводить оценку рисков;
  • отслеживать изменения, происходящие с внешней средой, и ее влияние на внутренние процессы: учебно-образовательные, научно-исследовательские и вспомогательные;
  • планировать и проводить текущие производственные совещания на расширенном информационно-аналитическом базисе.

Информационная система стратегического управления вузом состоит из следующих основных частей:

  • портала, обеспечивающего визуализацию, поиск и ввод внешней и внутренней информации;
  • хранилища данных (базы знаний);
  • системы имитационного моделирования. Информационная система стратегического управления вузом должна обеспечить:
  • диалоговый режим формализации знаний о целях и стратегии вуза, внешней среде вуза и процессах вуза;
  • описание организационной структуры и анализ качества распределения функций;
  • помощь при разработке моделей учебных процессов, моделей движения финансовых, материальных, трудовых и информационных видов ресурсов;
  • анализ консолидированных характеристик процессов, в том числе функционально-стоимостный анализ;
  • проведение имитационных экспериментов с динамическими моделями процессов.

Наличие информационной системы позволит формализовать производственные процессы, а также обеспечить возможность прогнозирования движения всех типов ресурсов, в том числе материальных, энергетических, информационных, финансовых и трудовых потоков; более четко определять перечень образовательных услуг и поведение участников рынка, пути увеличения объема образовательных услуг, повышения имиджа вуза; обосновывать необходимость проведения структурных изменений. Ректор, используя информационную систему, сможет на экране монитора своего компьютера получать сводки, представленные в виде таблиц, графиков, карт в наиболее удобном и информативном состоянии. Кроме того, на экран могут выдаваться различные анимационные фрагменты, характеризующие управляемые процессы. Информационная система даст ответы на следующие вопросы:

  • как идут дела в вузе;
  • что происходит с внешней средой и как она влияет на внутренние процессы;
  • "что будет, если " (прогноз результатов управленческих решений).

При ответе на первый вопрос на экране монитора отражаются основные показатели, характеризующие деятельность вуза:

  • финансовое состояние вуза;
  • кадровый потенциал;
  • состояние приема;
  • успеваемость;
  • состояние зданий и сооружений, земельных участков вуза;
  • качество образовательных услуг;
  • рейтинг вуза;
  • нормативные документы;
  • и т. п.

Анализ внешней среды основывается на факторах, которые оказывают наибольшее воздействие на работу вуза: клиенты, поставщики, конкуренты, финансовые организации и т. д. Для ответа на третий тип вопросов ректору предоставляются средства моделирования деятельности вуза.

Теоретической базой создания средств имитационного моделирования являются широко распространенные математические схемы описания динамических процессов (расширенные сети Петри [1, 2], системы массового обслуживания [2, 3], модели системной динамики [1, 4, 5]). Новый подход к моделированию динамических процессов, к которым также относятся процессы вуза, предлагает концепция процессов преобразования ресурсов [6-8], синтезированная на базе вышеупомянутых математических схем.

Под процессом преобразования ресурсов (ППР) будем понимать непрерывный или дискретный процесс преобразования входа (ресурсов, необходимых для выполнения процесса) в выход (продуктов - результатов выполнения процесса). Элемент (компонент) такого процесса преобразования ресурсов или весь процесс можно представить в виде структуры, включающей: вход, условие запуска, преобразование, средства преобразования, выход (рис.1 ).

Рис.1. Процесс преобразования  ресурсов

Рис.1. Процесс преобразования ресурсов

В процессе преобразования ресурсов обычно происходит уменьшение объема входа и увеличение объема выхода. В момент выполнения условия запуска уменьшается входной ресурс и захватываются средства. В момент окончания преобразования происходит увеличение выходного ресурса и освобождение средств. Таким образом, ППР позволяет описывать большинство окружающих нас процессов.

К задачам проблемной области ППР относятся:

  • проектирование новых и совершенствование существующих ППР,
  • организация и управление ППР,
  • оценка временных и стоимостных характеристик процесса,
  • прогноз состояния ресурсов и средств,
  • оценка динамики использования ресурсов и средств.

Например, образовательный процесс вуза в концепции ППР можно представить в следующем виде: вход (абитуриенты/студенты), выход (студенты/специалисты с высшим образованием, знания и навыки), средства (преподаватели, аудитории, лаборатории, литература, спецтехника и т. д.), условия запуска (планы рабочих групп, учебные планы, расписания занятий).

В качестве средств моделирования ППР были рассмотрены наиболее распространенные графические пакеты имитационного моделирования (ИМ): Arena [10], Powersim, iThink [11-13], ARIS [14-15], ReThink [16-18] и новый пакет BPsim [6-8], ориентированный непосредственно на моделирование ППР.

Сравнительный анализ средств имитационного моделирования показал, что рассмотренные пакеты, за исключением пакета BPsim, не обладают полной функциональностью с точки зрения ППР. Пакетам ИМ, которые наделены достаточно высокой функциональностью, соответствует высокая стоимость (ReThink, ARIS). Понятийный аппарат систем iThink, PowerSim и Arena) не полностью соответствует данной проблемной области, что сужает возможность их применения для анализа ППР. Отсутствие поддержки русского языка также можно отнести к недостаткам существующих систем (за исключением PowerSim). Модели ППР, реализуемые в пакетах PowerSim, iThink, ARIS, получаются громоздкими и плохо читаемыми, что при моделировании сложных ППР является недостатком. Пакеты iThink и PowerSim базируются на моделях системной динамики и ориентированы, в основном, на моделирование непрерывных ППР, что ведет к сложным схемам описания событий захвата и освобождения средств. Пакет BPsim с точки зрения удобства языка предлагает лучший сервис описания модели ППР, обладает эффективными возможностями моделирования конфликтов, возникающих на общих ресурсах и средствах, обеспечивает возможность иерархического описания дискретно- непрерывных процессов системной динамики и является сравнительно недорогим.

Включение имитационной модели в состав информационной системы стратегического управления вуза предоставит возможность получения прогноза движения внутренних ресурсов, в том числе материальных, энергетических, информационных, финансовых, трудовых, в определенных условиях внешней среды. Руководство института получит инструмент поддержки принятия решений при определении путей увеличения объема образовательных услуг и научно-исследовательских работ, повышения имиджа вуза, проведения инфраструктурных преобразований и т. п.

Литература

1. Технология системного моделирования / Е. Ф. Аврамчук, А. А. Вавилов, С. В. Емельянов и др.; Под общ. ред. С. В. Емельянова и др. М.: Машиностроение; Берлин: Техник, 1988. 520 с.

2. Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учеб. для вузов. 3-е изд., М.: Высш. шк., 2001. 343 с.

3. Гнеденко Б. Д., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. М.: Наука, 1987. 336 с.

4. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия (Индустриальная динамика): Пер. с англ. / Под ред. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1971. 340 с.

5. Форрестер Дж. Мировая динамика: Пер. с англ. / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. Н. Моисеева. М.: Наука, 1978. 168 с.

6. Аксенов К. А., Клебанов Б. И. Принципы построения системы имитационного моделирования процессов преобразования ресурсов BPsim: Материалы первой всероссийской научн.-практ. конф. "Опыт практического применения языков и программных систем имитационного моделирования в промышленности и прикладных разработках": Сб. докл. СПб.: ФГУП ЦНИИ технологии судостроения, 2003. Т. 1. С. 36-40.

7. Аксенов К. А., Клебанов Б. И. Система имитационного моделирования процессов преобразования ресурсов. Научные труды IV отчетной конф. молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ: Сб. ст. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. Ч. 1. С.135-136.

8. Aksyonov K., Klebanov B., Hrenov A. Computer-aided design system of simulation business process model // Proceedings of the 4th IMACS Symposium on Mathematical Modeling, ARGESIM Report no. 24. Austria, Vieena University of Technology, 2003. P. 1414-1420.

9. Прицкер А. Введение в имитационное моделирование и язык СЛАМ II: Пер. с англ. М.: Мир, 1987. 646 с.

10. Arena улучшает возможности для бизнеса в условиях новой экономики // http://www.interface.ru/sysmod/sysmodh.htm

11. Шебеко Ю. В ожидании BPR или имитационные модели фондовых потоков в практике проектирования бизнес-процессов // www.tora-centre.ru

12. Горбунов А. Р. Управление финансовыми потоками и новое поколение экспертных систем // www.tora-centre.ru/library/Reing/expart.htm

13. Шебеко Ю. Персональный компьютер помогает исследовать и анализировать поведение бизнес-процессов: Прикладное пособие для менеджеров. М.: ТораИнфоЦентр, 1999. 127 с.

14. Шеер А. В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. М.: Весть-Метатехнология, 1999. 182 с.

15. Шеер А. В. Моделирование бизнес-процессов. М.: Весть-Метатехнология, 2000. 205 с.

16. Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса // Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997. 336 с.

17. Статические и динамические экспертные системы: Учеб. пособие / Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот. М.: Финансы и статистика, 1996. 320 с.

18. Курс ReThink. Конспект лекций. М.: АО "АРГУССОФТ КОМПАНИЯ", 1996. 87 с.


Аксенов К. А. Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом / К. А. Аксенов, Б. И. Клебанов, Н. В. Гончарова // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - N 2(31). С. 54-57


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ольга Анатольевна Третьяк
Российский журнал менеджмента. 2009.  Т. 7. № 3. С. 61-64. 
[Статья]
Наталья Юрьевна Воронина
Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 35-37. 
[Статья]
Елена Юрьевна Игнатьева
Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 32-39. 
[Статья]