Эксоцман
на главную поиск contacts

Анализируя сегодняшнее и планируя будущее

Опубликовано на портале: 16-09-2004
Директор школы. 1996.  № 3. С. 79-83. 
Статья рассматривает итоги крупной административно-политической реформы, которая началась в начале восьмидесятых годов во Франции. Главной целью реформы было обеспечение демократических форм управления не только на общенациональном уровне, но и на уровне местном - в регионе, департаменте, коммуне. Статья показывает как были распределены властные полномочия между центральными (государственными) и местными (выборными) органами управления образованием.

Децентрализация имела самые важные последствия для французской системы в целом и для каждого учебного заведения (1), вот почему вскоре после принятия законов, расширивших, в частности, самостоятельность учебных заведений, встал вопрос о том, чтобы предоставить каждому коллежу и лицею некий регулирующий механизм, который позволил бы ему выполнять общенациональные задачи с учетом своей специфики и местных условий.

Таким регулирующим механизмом стал (по крайней мере, задуман) так называемый «проект учебного заведения», который я для краткости буду называть «школьный проект». В Законе об основных направлениях народного образования, принятом во Франции в 1989 году, сказано, что школьный проект разрабатывается и утверждается каждым учебным заведением с тем, чтобы «определить частные методы выполнения общенациональных задач и программ в области образования... Проект разрабатывается при участии представителей школьной общественности и утверждается административным советом учебного заведения».

Учитывать все интересы

Любое учебное заведение можно рассматривать как многофункциональный организм, в котором тесно переплетаются интересы разных общественных институтов и социальных групп. Государство, определяющее национальные приоритеты в области образования, требует от школы выполнения программ, разработанных на министерском уровне. Ректорат учебного округа добивается эффективной педагогической работы и хорошей успеваемости. Администрация региона или департамента ожидает, что ее деятельность будет отвечать территориальной специфике и учитывать особенности рынка рабочей силы. Местные предприятия ждут помощи в повышении квалификации своих работников. А есть еще групповые интересы внутри самой школы - интересы учеников и их семей, педагогов и воспитателей, школьной администрации. Вот почему школьный проект - в идеальном случае - должен учитывать и взаимоувязывать все эти интересы,которые далеко не всегда совпадают.

Регулирующие функции школьного проекта связаны с выполнением четырех основных задач:
• анализ ситуации в школе, выявление слабых мест в ее функционировании;
• мобилизация внутренних ресурсов (привлечение преподавателей, воспитателей и учащихся к решению актуальных проблем школы);
• установление связей с внешней средой (учебный округ, администрация региона или департамента, местные предприятия и организации);
• разработка программы действий для решения специфических задач учебного заведения. Подготовке и утверждению школьного проекта предшествует весьма кропотливая работа по сбору базовых данных, необходимых для анализа ситуации внутри школы и ее внешних позиций. Вот примерный перечень тех блоков информации, оперируя которыми, школа может анализировать собственное положение и планировать свое будущее.

Анализ базовых данных позволяет получить своего рода рентгенограмму учебного заведения и обнаружить «болевые точки» в школьном организме. Это может быть: плохо составленное расписание уроков, слабая работа с отстающими учениками, неоднородный состав классов, неудачный выбор факультативных предметов, нехватка финансовых средств, трудности с приобретением школьного оборудования, транспортные проблемы и т.д.

Анализ ситуации завершается изучением мнений всех заинтересованных сторон - администрации, педагогов и воспитателей, учащихся и родителей. К дискуссии могут быть привлечены представители местных властей, промышленных и экономических кругов, культурных организаций. После такого широкого обсуждения составляется план действий, в котором конкретно перечислены планируемые меры и сроки их проведения. Затем школьный проект утверждается на административном совете школы. И поскольку в этом совете пропорционально представлены три стороны (местные власти и школьная администрация, педагогический и технический персонал, а также родители и ученики), постольку школьный проект учитывает, насколько это возможно, мнение всех «действующих лиц».

Каждое учебное заведение является базовой ячейкой системы образования, и поэтому оно не может пользоваться данной ему самостоятельностью, не координируя своих действий с другими уровнями системы. Вот почему текст проекта согласовывается с администрацией учебного округа (ректоратом академии). Так - в самом общем виде - выглядит схема разработки и утверждения школьного проекта.

В зависимости от ситуации

Содержательная часть проекта и приоритетные цели («оси»), выделенные в нем, зависят от конкретной ситуации каждого коллежа или лицея, хотя в любом случае основной акцент, как правило, делается на организации учебного процесса. Одним из главных параметров, по которому одна школа отличается от другой, является контингент учащихся. Состав учеников в престижном лицее, расположенном в центре Парижа, совсем иной, чем в лицее на городской окраине или в сельской местности. Преобладание в школе детей из обеспеченных или из малоимущих семей, процент учащихся из семей иммигрантов (которые иногда вообще не общаются на французском языке) - все это определяет совершенно особый характер проблем, возникающих в процессе обучения. Неоднородный состав учащихся часто побуждает руководителя школы к формированию небольших, но одинаковых по составу классов или групп обучения, из-за чего возникает необходимость в увеличении часов преподавания или числа преподавателей. Здесь-то и пригодится школьный проект, с помощью которого школа вступает в диалог с администрацией учебного округа, чтобы добиться нужной помощи. Другим фактором, определяющим специфику учебного заведения, является его географическое положение, принадлежность к тому или иному региону. Это особенно важно для профессиональных и технических лицеев, поскольку специализация обучения в них зависит от экономической структуры региона и политики профессионального обучения, проводимой ректоратом учебного округа. В школьных проектах таких лицеев главное внимание, как правило, уделяется связям школы с промышленными предприятиями и повышению квалификации преподавателей, необходимость которой диктуется динамикой экономических процессов и постоянным совершенствованием производственных технологий. Рамки журнальной статьи не позволяют мне более подробно говорить обо всех возможных сочетаниях факторов, определяющих реальные условия, в которых функционирует то или иное учебное заведение. Ведь этих сочетаний существует столько же, сколько и самих школ, и одна из целей школьного проекта как раз и состоит в том, чтобы помочь школе в ходе этого самоанализа и самооценки. Социологические исследования показали, что наиболее активны в разработке своих проектов коллежи (почти 88%), за ними следуют профессиональные лицеи (72%) и общеобразовательные лицеи (61%). Приоритетными целями в школьных проектах названы: в коллежах - индивидуальная работа с учениками и организация дополнительных занятий; в профессиональных лицеях - связи с местными предприятиями и повышение квалификации преподавателей, в общеобразовательных лицеях - международные контакты (школьный обмен) и связи с экономическим миром. В подавляющем большинстве случаев (85%) школьный проект разрабатывается администрацией учебного заведения. Учителя привлекаются к его разработке и реализации чаще в коллежах и реже в лицеях, а участие учеников и родителей повсеместно незначительное.

Вокруг «общих ценностей»

Пять лет - слишком короткий срок, чтобы школьный проект стал вполне надежным механизмом с высоким К.П.Д. Административного «пуска в действие» здесь недостаточно - требуется время, чтобы каждая школа «обкатала» идею проекта. Есть, впрочем, и другие факторы (объективные и субъективные), создающие препоны при внедрении в школьную жизнь этого новшества. К объективным причинам относится сам факт относительной новизны школьного проекта: еще не накоплен достаточный опыт, нет «ортодоксальной версии» проекта, нет строгих и надежных методик его разработки, и многие школы действуют вслепую. К субъективным причинам я бы отнесла прежде всего человеческий фактор: слишком многое зависит от микроклимата в школе, от энтузиазма руководителя, его ближайших помощников и педагогического персонала. Разработка школьного проекта требует коллективных усилий, а добиться минимального консенсуса от учителей, издавна привыкших к своей роли полновластного хозяина в замкнутом квадрате класса, не так-то просто.

Все это, впрочем, в порядке вещей и не должно внушать пессимизма. Ведь, в конечном счете, речь идет не о «косметической подправке» нашей системы образования, а о значительных структурных изменениях не только этой системы, но всего общества, об укреплении в нем демократических принципов. Приобретенный опыт показывает, что многих трудностей можно избежать. К примеру, руководителем школьного проекта вовсе необязательно должен быть директор школы, иначе у кого-то из учителей может возникнуть ощущение «обязаловки». Инициативная команда, окружающая руководителя проекта, должна состоять из энергичных работников школы, располагающих достаточным количеством времени, а их работа в рамках проекта должна быть оплачена.

Что касается директора, то его роль заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для подготовки и реализации проекта, способствовать объединению школьного сообщества вокруг «общих ценностей» и использовать свою власть и авторитет для поддержки проекта вне школы.

Идея школьного проекта как регулятора функционирования учебного заведения, инструмента демократии и самостоятельности школы сегодня никем уже не ставится под сомнение. Эта идея не родилась в кабинетах высоких чиновников, а была подсказана всей логикой децентрализации - логикой демократического развития общества. И если не относиться к школьному проекту как к панацее от всех проблем школы и не воспринимать его как очередную административную формальность, то он принесет несомненную пользу каждому партнеру по системе образования, а значит - и всему обществу.

Перевел с французского Борис Карпов

_____________________________
1) См. Жоэль Адриан. Десять лет спустя. Французская школа после децентрализации. «Директор школы» № 2,3,4 за 95 г.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Joel Adrian, Элиес Бентабет, Анни Винокур, Том Линей, Жорди Планас, Жорж Прохоров, Даниель Робен, Кароль Сигман, Рената Третьякова, Леонид Маркович Гохберг, Татьяна Львовна Клячко, Марк Львович Агранович, Ирина Андреевна Рождественская, Анатолий Георгиевич Каспржак, Елена Николаевна Соболева
[Книга]
Jean Ambert, Yvon Gattaz, Roger Arnaldez, Alan Perfitt
Директор школы. 1998.  № 7. С. 65-72. 
[Статья]
Елена Юрьевна Игнатьева
Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 32-39. 
[Статья]
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 1999.  № 6. С. 3-11. 
[Статья]
Константин Михайлович Ушаков
Директор школы. 2003.  № 4. С. 3-10. 
[Статья]