Эксоцман
на главную поиск contacts

Анализируя сегодняшнее и планируя будущее

Опубликовано на портале: 16-09-2004
Директор школы. 1996.  № 3. С. 79-83. 
Статья рассматривает итоги крупной административно-политической реформы, которая началась в начале восьмидесятых годов во Франции. Главной целью реформы было обеспечение демократических форм управления не только на общенациональном уровне, но и на уровне местном - в регионе, департаменте, коммуне. Статья показывает как были распределены властные полномочия между центральными (государственными) и местными (выборными) органами управления образованием.

Децентрализация имела самые важные последствия для французской системы в целом и для каждого учебного заведения (1), вот почему вскоре после принятия законов, расширивших, в частности, самостоятельность учебных заведений, встал вопрос о том, чтобы предоставить каждому коллежу и лицею некий регулирующий механизм, который позволил бы ему выполнять общенациональные задачи с учетом своей специфики и местных условий.

Таким регулирующим механизмом стал (по крайней мере, задуман) так называемый «проект учебного заведения», который я для краткости буду называть «школьный проект». В Законе об основных направлениях народного образования, принятом во Франции в 1989 году, сказано, что школьный проект разрабатывается и утверждается каждым учебным заведением с тем, чтобы «определить частные методы выполнения общенациональных задач и программ в области образования... Проект разрабатывается при участии представителей школьной общественности и утверждается административным советом учебного заведения».

Учитывать все интересы

Любое учебное заведение можно рассматривать как многофункциональный организм, в котором тесно переплетаются интересы разных общественных институтов и социальных групп. Государство, определяющее национальные приоритеты в области образования, требует от школы выполнения программ, разработанных на министерском уровне. Ректорат учебного округа добивается эффективной педагогической работы и хорошей успеваемости. Администрация региона или департамента ожидает, что ее деятельность будет отвечать территориальной специфике и учитывать особенности рынка рабочей силы. Местные предприятия ждут помощи в повышении квалификации своих работников. А есть еще групповые интересы внутри самой школы - интересы учеников и их семей, педагогов и воспитателей, школьной администрации. Вот почему школьный проект - в идеальном случае - должен учитывать и взаимоувязывать все эти интересы,которые далеко не всегда совпадают.

Регулирующие функции школьного проекта связаны с выполнением четырех основных задач:
• анализ ситуации в школе, выявление слабых мест в ее функционировании;
• мобилизация внутренних ресурсов (привлечение преподавателей, воспитателей и учащихся к решению актуальных проблем школы);
• установление связей с внешней средой (учебный округ, администрация региона или департамента, местные предприятия и организации);
• разработка программы действий для решения специфических задач учебного заведения. Подготовке и утверждению школьного проекта предшествует весьма кропотливая работа по сбору базовых данных, необходимых для анализа ситуации внутри школы и ее внешних позиций. Вот примерный перечень тех блоков информации, оперируя которыми, школа может анализировать собственное положение и планировать свое будущее.

Анализ базовых данных позволяет получить своего рода рентгенограмму учебного заведения и обнаружить «болевые точки» в школьном организме. Это может быть: плохо составленное расписание уроков, слабая работа с отстающими учениками, неоднородный состав классов, неудачный выбор факультативных предметов, нехватка финансовых средств, трудности с приобретением школьного оборудования, транспортные проблемы и т.д.

Анализ ситуации завершается изучением мнений всех заинтересованных сторон - администрации, педагогов и воспитателей, учащихся и родителей. К дискуссии могут быть привлечены представители местных властей, промышленных и экономических кругов, культурных организаций. После такого широкого обсуждения составляется план действий, в котором конкретно перечислены планируемые меры и сроки их проведения. Затем школьный проект утверждается на административном совете школы. И поскольку в этом совете пропорционально представлены три стороны (местные власти и школьная администрация, педагогический и технический персонал, а также родители и ученики), постольку школьный проект учитывает, насколько это возможно, мнение всех «действующих лиц».

Каждое учебное заведение является базовой ячейкой системы образования, и поэтому оно не может пользоваться данной ему самостоятельностью, не координируя своих действий с другими уровнями системы. Вот почему текст проекта согласовывается с администрацией учебного округа (ректоратом академии). Так - в самом общем виде - выглядит схема разработки и утверждения школьного проекта.

В зависимости от ситуации

Содержательная часть проекта и приоритетные цели («оси»), выделенные в нем, зависят от конкретной ситуации каждого коллежа или лицея, хотя в любом случае основной акцент, как правило, делается на организации учебного процесса. Одним из главных параметров, по которому одна школа отличается от другой, является контингент учащихся. Состав учеников в престижном лицее, расположенном в центре Парижа, совсем иной, чем в лицее на городской окраине или в сельской местности. Преобладание в школе детей из обеспеченных или из малоимущих семей, процент учащихся из семей иммигрантов (которые иногда вообще не общаются на французском языке) - все это определяет совершенно особый характер проблем, возникающих в процессе обучения. Неоднородный состав учащихся часто побуждает руководителя школы к формированию небольших, но одинаковых по составу классов или групп обучения, из-за чего возникает необходимость в увеличении часов преподавания или числа преподавателей. Здесь-то и пригодится школьный проект, с помощью которого школа вступает в диалог с администрацией учебного округа, чтобы добиться нужной помощи. Другим фактором, определяющим специфику учебного заведения, является его географическое положение, принадлежность к тому или иному региону. Это особенно важно для профессиональных и технических лицеев, поскольку специализация обучения в них зависит от экономической структуры региона и политики профессионального обучения, проводимой ректоратом учебного округа. В школьных проектах таких лицеев главное внимание, как правило, уделяется связям школы с промышленными предприятиями и повышению квалификации преподавателей, необходимость которой диктуется динамикой экономических процессов и постоянным совершенствованием производственных технологий. Рамки журнальной статьи не позволяют мне более подробно говорить обо всех возможных сочетаниях факторов, определяющих реальные условия, в которых функционирует то или иное учебное заведение. Ведь этих сочетаний существует столько же, сколько и самих школ, и одна из целей школьного проекта как раз и состоит в том, чтобы помочь школе в ходе этого самоанализа и самооценки. Социологические исследования показали, что наиболее активны в разработке своих проектов коллежи (почти 88%), за ними следуют профессиональные лицеи (72%) и общеобразовательные лицеи (61%). Приоритетными целями в школьных проектах названы: в коллежах - индивидуальная работа с учениками и организация дополнительных занятий; в профессиональных лицеях - связи с местными предприятиями и повышение квалификации преподавателей, в общеобразовательных лицеях - международные контакты (школьный обмен) и связи с экономическим миром. В подавляющем большинстве случаев (85%) школьный проект разрабатывается администрацией учебного заведения. Учителя привлекаются к его разработке и реализации чаще в коллежах и реже в лицеях, а участие учеников и родителей повсеместно незначительное.

Вокруг «общих ценностей»

Пять лет - слишком короткий срок, чтобы школьный проект стал вполне надежным механизмом с высоким К.П.Д. Административного «пуска в действие» здесь недостаточно - требуется время, чтобы каждая школа «обкатала» идею проекта. Есть, впрочем, и другие факторы (объективные и субъективные), создающие препоны при внедрении в школьную жизнь этого новшества. К объективным причинам относится сам факт относительной новизны школьного проекта: еще не накоплен достаточный опыт, нет «ортодоксальной версии» проекта, нет строгих и надежных методик его разработки, и многие школы действуют вслепую. К субъективным причинам я бы отнесла прежде всего человеческий фактор: слишком многое зависит от микроклимата в школе, от энтузиазма руководителя, его ближайших помощников и педагогического персонала. Разработка школьного проекта требует коллективных усилий, а добиться минимального консенсуса от учителей, издавна привыкших к своей роли полновластного хозяина в замкнутом квадрате класса, не так-то просто.

Все это, впрочем, в порядке вещей и не должно внушать пессимизма. Ведь, в конечном счете, речь идет не о «косметической подправке» нашей системы образования, а о значительных структурных изменениях не только этой системы, но всего общества, об укреплении в нем демократических принципов. Приобретенный опыт показывает, что многих трудностей можно избежать. К примеру, руководителем школьного проекта вовсе необязательно должен быть директор школы, иначе у кого-то из учителей может возникнуть ощущение «обязаловки». Инициативная команда, окружающая руководителя проекта, должна состоять из энергичных работников школы, располагающих достаточным количеством времени, а их работа в рамках проекта должна быть оплачена.

Что касается директора, то его роль заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для подготовки и реализации проекта, способствовать объединению школьного сообщества вокруг «общих ценностей» и использовать свою власть и авторитет для поддержки проекта вне школы.

Идея школьного проекта как регулятора функционирования учебного заведения, инструмента демократии и самостоятельности школы сегодня никем уже не ставится под сомнение. Эта идея не родилась в кабинетах высоких чиновников, а была подсказана всей логикой децентрализации - логикой демократического развития общества. И если не относиться к школьному проекту как к панацее от всех проблем школы и не воспринимать его как очередную административную формальность, то он принесет несомненную пользу каждому партнеру по системе образования, а значит - и всему обществу.

Перевел с французского Борис Карпов

_____________________________
1) См. Жоэль Адриан. Десять лет спустя. Французская школа после децентрализации. «Директор школы» № 2,3,4 за 95 г.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Michele Pincon, Monique Pincon-Charlot
[Книга]
Михаил Викторович Смирнов, Александр Александрович Стариков, Виктор Александрович Колясников
Университетское управление. 2005.  № 3(36). С. 64-75. 
[Статья]
Ирина Александровна Лиман
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 31-39. 
[Статья]
Joshua D. Angrist, Daron K. Acemoglu
NBER Working Paper. 1999.  No. 7444.
[Статья]
Вера Евстафьевна Андреева
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 40-43. 
[Статья]
Д.В. Баженов
Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 144-146. 
[Статья]
Владимир Алексеевич Зернов
Высшее образование в России. 2004.  № 9. С. 52-58. 
[Статья]