Эксоцман
на главную поиск contacts

Методологические проблемы статистического наблюдения за расходами на охрану окружающей природной среды в рамках комплексного экологического и экономического учета

Опубликовано на портале: 06-10-2003
Вопросы статистики. 2002.  № 8. С. 30-36. 
Тематический раздел:
Cтатья посвящена решению одной из приоритетных задач в развитии системы национальных счетов – формированию агрегатного показателя «природоохранные расходы» (затраты на охрану окружающей среды) в рамках системы комплексного экологического и экономического учета (СЭЭУ), в методологическом плане согласованного с концепцией СНС ООН 1993 года. Следует подчеркнуть особую актуальность рассматриваемой проблемы для Российской Федерации в связи с перспективой вступления в ВТО. Это связано не только с оценкой природосберегающих и природоохранных затрат производителей (что в конечном итоге сказывается на конечной цене продукта), но и разработки целостного эколого-экономического механизма возмещения ущерба за загрязнение окружающей среды. Для определения общей величины затрат на охрану окружающей среды авторы статьи прежде всего конкретизируют понятие природоохранных расходов, а также уточняют границы природоохранной деятельности, так как без определения подобных категорий построение агрегатного показателя вообще теряет смысл и делает невозможным проведение на его основе международных сопоставлений. Авторы подчеркивают, что затраты, учитываемые при построении агрегатного показателя «природоохранные расходы» связаны с устранением негативных последствий только антропогенного (техногенного) характера. Перечисляя основные природоохранные мероприятия, направленные на охрану окружающей среды авторы формируют перечень тех элементов, которые должны быть учтены в объеме совокупных затрат на природоохранную деятельность. Здесь, в частности выделяются: охрана водных объектов от загрязнения сточными водами; защита атмосферного воздуха от выбросов вредных (загрязняющих) веществ; охрана земельных и лесных ресурсов; восстановление естественных ресурсов животного мира суши и рыбных запасов; защита особо охраняемых природных территорий; строительство и эксплуатация установок (сооружений, полигонов) по переработке, обезвреживанию, захоронению, складированию отходов производства и потребления (в первую очередь, их токсичной группы), а ряд других направлений природоохранной деятельности. Предполагается, что в расчет итогового показателя будут включаться все виды природоохранной деятельности, перечисленные в Классификации деятельности по охране окружающей среды (КДООС), рекомендованной ООН. Обобщив международные рекомендации по оценке природоохранной деятельности, а также учитывая опыт отечественной статистики в области решения экологических проблем авторы предлагают методику расчета показателя затрат на охрану окружающей среды. В соответствии с предложенной концепцией комплекс природоохранных затрат включает совокупность текущих затрат на охрану окружающей природной среды (затраты предприятий, государственных органов управления, связанные с природоохранными и природно-защитными мероприятиями, расходы на НИОКР в части природоохранной деятельности, расходы на образование и просвещение в области охраны окружающей среды), а также объем инвестиций (прямых и сопряженных) в основной капитал, направленных на охрану окружающей природной среды и рациональное воспроизведение природных ресурсов. Авторы подробно останавливаются на рассмотрении текущих затрат на природоохранные мероприятия, останавливаясь на выделении отдельных их элементов, описании источников информации (с подробным содержательным анализом форм статистической отчетности) и определении отдельных статей затрат. Особое внимание в статье уделяется описанию категории инвестиций на природоохранную деятельность и их разделению на прямые и сопряженные. Здесь не только определяется состав статей, но и дается точное указание источника информации, а также возможности и ограничения их использования. Авторы в статье повествуют о ряде проблем, связанных с проведением расчетов объема природоохранных расходов. Прежде всего это- отсутствие в стране Классификации природоохранной деятельности и связанной с ней Классификации природоохранных основных фондов. Второй проблемой является проблема полноты охвата статистическим наблюдением юридических лиц, осуществляющих природоохранную деятельность. Третья проблема возникает при получении данных об исполнении федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в виду отсутствия информации в них о средствах, направляемых в отдельных федеральных министерствах и ведомствах, а также в исполнительных органах субъектов Российской Федерации на содержание части аппарата, занимающегося в определенной степени вопросами охраны окружающей природной среды. В качестве четвертой проблемы названа проблема оценки сопряженных экологических инвестиций в основной капитал. И наконец, в качестве пятой проблемы рассматривается вопрос проведения сопоставления получаемых данных об объемах произведенных расходов на охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов с объемами их финансирования из всех источников. К сожалению, авторами не затрагивается проблема оценки элементов национального богатства, в частности, в части нефинансовых непроизведенных материальных активов. Отсутствие такой оценки очевидно существенно затрудняет построение агрегированного показателя «природоохранные расходы», так как затрудняет определение фактически необходимых расходов на возмещение затрат по природоохранной деятельности. Также представляется интересным рассмотрение возможностей оценки и включение в затраты на конечное потребление сектора общего государственного управления расходов на природоохранные мероприятия, связанные с устранением негативных последствий чисто природного характера и увязки его с рассматриваемым агрегатом. В целом статья интересна и носит познавательный характер. Следующим шагом в решении проблемы оценки затрат на природоохранные мероприятия должно стать проведение работ по пересмотру инструментария статистического наблюдения за природоохранной деятельностью, осуществляемого органами государственной статистики и специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. «Перспективным и первоочередным направлением развития экологической статистики должно быть проведение исследования по определению объема сопряженных экологических затрат» - так завершают свою статью авторы.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Инна Феликсовна Девятко
Социологические исследования. 2002.  № 8.
[Статья]
В.Е. Ермолаева
Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 118-124. 
[Статья]
Ирина Ивановна Колесникова
[Книга]
Алевтина Алексеевна Касьянова
[Учебная программа]
Ольга Николаевна Антипина, Владислав Леонидович Иноземцев
Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 162-173. 
[Статья]
Акоп Погосович Назаретян
Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 152-161. 
[Статья]
А.М. Буровский
Общественные науки и современность. 1999.  № 3. С. 139-149. 
[Статья]