Эксоцман
на главную поиск contacts

Современное состояние и перспективы развития образования в корейских институтах

Опубликовано на портале: 28-05-2004
Тематический раздел:
В соответствии с инициативой президента 3-й республики Пак Джонхи, который в начале 1960-х годов предложил создать промышленно развитую страну под лозунгом "Давайте все вместе будем жить хорошо", в Корее появились двух- или трехгодичные институты. Их создание было нацелено на подготовку необходимых промышленности квалифицированных специалистов в области техники и технологии.
С 1970-х годов постоянно увеличивалось число институтов и факультетов и росла численность студентов.
В настоящее время ясно, что плохие условия образования в прошлом являлись камнем преткновения для развития институтов. Сегодня от политики в сфере высшего образования зависит решение задачи развития системы высшего образования Кореи, соответствующей потребностям общества.

Ким Санг Хо,
президент Кьянг Санг колледжа, Корея

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В КОРЕЙСКИХ ИНСТИТУТАХ

I. Современное состояние институтов и процесс их развития

1. Политика развития промышленности и появление институтов

В соответствии с инициативой президента 3-й республики Пак Джонхи, который в начале 60-х годов предложил создать промышленно-развитую страну под лозунгом "Давайте все вместе будем жить хорошо", в Корее появлялись 2 или 3-годичный институты, которые были нацелены на подготовку необходимых промышленности квалифицированных специалистов в области техники и технологии.

Цель образования институтов - подготовка квалифицированных кадров среднего класса, которые были необходимы промышленности. С 70-х годов постоянно увеличивалось число институтов и факультетов и росла численность студентов. (См. график 1).

График N1
Technical
High
School
1964
Technical
High
School
1970
Technical
College

1979
Technical
High
School
1997
9 School
23 Department
953 Persons
26 School
40 Department
5,887 Persons
127 School
91 Department
78,455 Persons
155 School
408 Department
248,850 Persons
2. Роль институтов в промышленности

В 60-ых годах модель потребности в людских ресурсах имела вид пирамидальной структуры, потому что была очень высока потребность в низко квалифицированных работниках, со средним образованием. Остальные ступени пирамиды занимали выпускники университетов.

С 70-х годов структура промышленности постепенно изменялась от трудоемкой к техноемкой. В соответствии с этим резко выросла потребность в среднеквалифицированных кадрах, что способствовало многообразному увеличению числа специальностей и институтов, а также резкому увеличению числа студентов. В результате модель потребности в кадрах изменилась в сторону увеличения доли потребности в средне квалифицированных кадрах.

В 80-х годах институты вступили в эру процветания и их выпускники играли главную роль в подготовке квалифицированных кадров для промышленности. Их доля в общем числе работоспособных кадров постоянно увеличивалась.

3. Процесс развития институтов

В начале 70-х годов в Корее впервые появились профессиональные школы, которые явились прообразом институтов. Тогда в нашем обществе была слабо развита промышленность, а также понятие о ней, так как существовал традиционный образ мысли, согласно которому высоко оценивалось получение высшего гуманитарного образования, что определялось влиянием восточного феодального общества, построенного на принципах иерархии.

Однако в конце 70-х годов в нашем обществе произошел резкий переход к промышленному обществу. В связи с этим очень быстро увеличилась потребность в кадрах для промышленности, что обеспечило выпускникам профессиональных школ работу.

Итак, профессиональные школы стали главными органами подготовки кадров для промышленности. Поэтому в конце 70-х годов правительству пришлось повысить статус профессиональных школ в институты. С 80-х годов потребность в количестве и в качестве институтов постепенно увеличивалась, а их выпускники благополучно находили работу. При этом уровень занятости выпускников профессиональных школ превышал уровень занятости выпускников 4-годичных университетов. Однако, несмотря на это, еще оставался традиционный образ мысли, согласно которому предпочтение отдавалось получению высшего образования, а институты все еще относились к запасному варианту, который выбирался неудачниками, не сдавшими вступительные экзамены в университет.

Но с начала 90-х годов выпускники средних школ стали предпочитать институты. Увеличилось количество отличников, поступающих в институты. В 1996 году конкуренция на поступление в институты стала самой высокой за последние несколько лет.

Таким образом, в связи с необходимостью профессионализации, обусловленной быстрыми темпами развития промышленности и увеличением числа необходимых профессий, расширялась сфера обучения в институтах и возросла их роль. В соответствии с этим выросло количество подготовленных лиц в институтах и улучшилось качество их образования. Итак, статус институтов в качестве высших учебных заведений сильно повысился.

II. Перспективы институтов

1. Изменение среды образования
  1. Открытие рынка образования.
  2. Тенденция к снижению потребности в образовании.
  3. Тенденция к увеличению количеств высших учебных заведений и их многообразному развитию.
  4. Тенденция к повышению уровня профессионального обучения.
  5. Ориентация народа на получение высшего образования.
2. Проведение реформ образования и статус института

Нынешнее правительство президента Ким Енсама проводило следующие крупно масштабные реформы образования:

  • Создание базы общества открытого образования и общества пожизненного обучения.
  • Многообразное развитие и специализация университетов.
  • Либерализация начального и среднего образования, реформы курсов образования.
  • Усовершенствование образования, ориентированного на развитие гуманности и инициативы.
  • Меры по реформе системы поступления в университеты.
  • Установление системы оценки и поддержки образования.
  • Подготовка качественных и способных учителей.
  • Обеспечение бюджета образования на уровне 5% В.Н.П.
  • Создание новой системы профессионального обучения.
  • Внедрение системы специальной аспирантуры.
  • Реформы законодательства в области образования.
  • Реформы системы муниципального образования.
  • Реформы политики по материальному обеспечению учителей для активизации деятельности.
  • Повышение полномочий и ответственности частных школ и университетов.
  • Реформы по информатизации образования.
  • Реформы социального образования.

Среди вышеуказанных реформ задачами новой системы профессионального обучения, связанного с образованием в институтах являются:

  • Улучшение порядка поступления в институт.
  • Улучшение качества профессионального обучения в институтах.
  • Введение системы присвоения ученой степени в институтах.
  • Введение системы магистерства и докторантуры по специальным профессиям и создание специальной аспирантуры.
  • Расширение профессионального обучения для взрослых.
  • Усовершенствование законодательства о профессиональном обучении.
  • Реформы системы получения государственного сертификата о квалификации.
  • Создание органа для содействия развитию профессиональных способностей.
  • Введение системы сертификации профессиональных способностей.
  • Улучшение системы финансового обеспечения профессионального обучения и поддержка профессионального обучения.
3. Меры по развитию образования в институтах

1) Современные условия изменения среды образования во всем мире характеризуются быстрым переходом к информатизации, реформированием промышленности, тенденцией к повышению специализации и проведению реформ образования в стране. Все это требует от институтов проведения эпохальных изменений и реформ. Поэтому для постоянного развития институтов и повышения их статуса необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

  1. Постановка новой цели образования.
    Целью образования должна являться подготовка специалистов во всех областях, необходимых обществу.
  2. Расширение сферы образования и проведение реформ управления образованием
  3. Концентрацию усилий на развитие специфики и уникальности культур разных институтов
  4. Реформы по увеличению сознательности у сотрудников институтов (профессоров и служащих)

2) Подготовка кадров соответствующих потребности промышленности.

Специалисты (инженеры) нового типа, которых будет необходимо подготовить к новому веку, должны иметь такую конкурентоспособность, с которой они сумеют приспособиться к эре интернационализации. Специальность, интернациональность и инициатива, основанные на человечности обеспечат им конкурентоспособность.

  1. Человечность
    Во всем мире осознают, что в будущем все дело прежде всего зависит от человеческих факторов, таких как сознательность, образ мышления, убеждения, поведение в отношениях друг с другом. Это означает, что воспитание гуманности должно закладываться в основу конкурентоспособности, которая требуется современному обществу.
  2. Специальность (технология, функционирование)
    Наше время требует работников, знакомых с теорией и практикой как в технологии, так и в функционировании.
  3. Инициатива
    В будущем всякий специалист должен уметь принимать решения по всем проблемам своими силами, проявлять инициативу и профессиональную пригодность.
  4. Интернациональность
    На основе сознательности о времени интернационализации необходимо установить главную цель, ориентированную на будущее и повысить конкурентоспособность.
4. Перспективы развития институтов

В настоящее время ясно, что плохие условия образования в прошлом являлись камнем преткновения для развития институтов. Однако, кризис всегда сопровождается новым шансом, поэтому если нам удастся решить многие проблемы в образовании с целью создания уникальной культуры институтов, основанной на потребностях и специфики будущего общества, то можно ожидать блестящего будущего для институтов.

Для развития институтов необходимо установить нижеследующие новые направления:

  1. Для облегчения поступления выпускников на работу и привлечения кандидатов на поступление в институты необходимо установить систему подачи свидетельства о квалификации по каждой специальности институтов.
  2. Для повышения значения научной деятельности и повышения статуса высшего учебного заведения необходимо ввести систему присвоения ученой степени. Эта система пробудит у студентов гордость и желание учиться.
  3. Нельзя ограничить институты 2-годичным обучением. Необходимо дать студентам, которые хотят заниматься глубоким изучением своей специальности, возможность продолжать учебу по университетскому курсу в рамках университета открытого типа. Если будет введен такой курс в университетах открытого типа, то будет установлена жесткая программа курсов путем строгого контроля успеваемости по экзаменам и по свидетельствам о квалификации.
  4. Чтобы избежать недоразумений по полученному образованию в связи с наймом и перемещением кадров, то есть устранить дискриминацию по отношению к выпускникам институтов, необходима жесткая административная деятельность правительства. Мы можем предложить как один из лучших вариантов введение ограничений в разнице оплаты между выпускниками 2-годичных институтов и 4-годичных университетов только разницей во времени учебы, то есть 2-годичной разницей.
  5. Образование в институтах имеет своей целью подготовку профессиональных кадров, отлично знающих и теорию и практику. Поэтому качество профессоров института также требует не только теоретической, но и практической подготовки. Для стимулирования работы профессоров необходимо повысить их зарплату на уровень профессоров 4-годичных университетов.
  6. Чтобы народ имел правильное представление о ценностях и правильно понял цель и функции институтов, необходимо изменить социальное сознание в области образования путем проведения общенациональной кампании.
  7. Чтобы осуществить содержательное образование, соответствующее требованиям быстро развивающегося промышленного общества, государство и предприятия, как социальные пользователи, должны прилагать все усилия к административной и финансовой поддержке институтов.
  8. Чтобы преодолеть кризис утраты человечности, которая вызывается крутыми историческими изменениями такими, как информатизацией и переходом к организационному обществу и проявляется в виде бедности философии, искажения ценностей, духовного шатания и не гибкого мышления, и чтобы воспитать способность приспособиться к активной деятельности по занятиям и в местах работы и установить хороший моральный климат и дисциплину сообщества, необходимо обязать студентов пройти обучение по курсу профессиональной морали и дисциплины в местах работы.
5. Особенности реформ для развития образования.
  1. Определение философии и цели образования.
    До сих пор цель образования оставалась неясной, абстрактной и формальной, однако сейчас пора установить убедительную и конкретную цель, которая отчетливо отразит дух времени и заложит основу для ее выполнения.
  2. Превращение всех профессоров в лица, олицетворяющие дух обслуживания.
    Самое важное - реформа сознания всех профессоров. Если образование, как один из видов товара, не сможет стать впечатляющим орудием для студентов и их родителей, то его ожидает мрачное будущее. Профессор должен стать не столько учителем студентов, сколько хорошим проводником, который помогает им учиться своими силами.
  3. Реформы системы управления образованием.
  4. Реформы метода управления образованием.
  5. Введение курсов языкознания и компьютера как необходимые предметы института.
  6. Концентрированное обучение ключевым предметам специальности и укрепление навыков самостоятельного изучения при выполнении заданий.
  7. Развитие особенностей студентов по индивидуальным планам или группам.
  8. Отдельное руководство студентами по программам проверки уникальности способностей и на основе анализа потенциальной возможности студентов.
  9. Введение системы руководящего профессора-наставника по обучению и в жизни.
  10. Введение учебного зачета времени обучения в практическом стаже.
  11. Введение системы зачета времени практического управления компьютером и знания разговорных языков как свидетельство о квалификации.
  12. Введение системы обязательного посещения культурно-просветительных лекций, проводимых выдающимися личностями.
  13. Введение учебного зачета волонтерской деятельности в сфере общественного обслуживания.

Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://umj.usu.ru/unimgmt/?base=mag/0003(03-1997)&xsln=showArticle.xslt&id=a04&doc=../content.jsp
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ирина Александровна Лиман
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 31-39. 
[Статья]
Joshua D. Angrist, Daron K. Acemoglu
NBER Working Paper. 1999.  No. 7444.
[Статья]
Вера Евстафьевна Андреева
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 40-43. 
[Статья]
Владимир Алексеевич Зернов
Высшее образование в России. 2004.  № 9. С. 52-58. 
[Статья]
Константин Александрович Аксенов, Борис Исаевич Клебанов, Наталья Вадимовна Гончарова
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 54-57. 
[Статья]
Ирина Николаевна Щербо
Директор школы. 2003.  № 2. С. 7-13. 
[Статья]