Эксоцман
на главную поиск contacts

Распределенный университет как форма расширения доступа к современному высшему образованию

Опубликовано на портале: 22-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 173-178. 
Как известно, в настоящее время в Европе ведется активная работа по реализации основных положений Болонской декларации. В своей статье автор рассматривает Болонский процесс, как интеграцию высших учебных заведений и создание общеевропейского высшего учебного заведения, распределенного по разным государствам, — единого образовательного пространства, и один из важных результатов реализации положений Болонской декларации - создание общеевропейского распределенного университета, охватывающего все или значительную часть высших учебных заведений Европы, механизм и принципы создания, способы реализации и т.д.

Как известно, в настоящее время в Европе ведется активная работа по реализации основных положений Болонской декларации. Пражский саммит 2001 г. подтвердил, что идея создания единого образовательного пространства, изложенная в Болонской декларации 1999 г., находит отражение в едином процессе, имеющем исключительное значение для будущего Европы. Инициаторами Болонского процесса выступили в 1998 г. министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. Инициатива была поддержана другими странами, и в июне 1999 г. министрами образования 29 европейских стран была подписана Болонская декларация. Позднее количество стран увеличилось до 33. Реализация целей Болонской декларации планируется к 2010 г.

Суть Декларации заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования, основанной на шести принципах:

1. Введение двухциклового высшего образования;

2. Введение системы кредитов (ECTS) для унификации учета объема учебной работы;

3. Обеспечение качества образования посредством введения методологий и критериев;

4. Расширение мобильности студентов и преподавателей;

5. Принятие более удобной и сопоставимой системы ступеней высшего образования с выдачей приложений к дипломам (в целях содействия трудоустройству студентов и для увеличения конкурентоспособности европейского образования);

6. Формирование европейского подхода к развитию высшего образования.

В период с 2001 по 2003 г. усилилось внимание стран-участниц к Болонскому процессу не только на государственном, но и на институциональном уровне. Таким образом, Болонский процесс стал новой и основной тенденцией в развитии высшего образования в Европе. Этот факт признается правительствами европейских государств, академическими кругами, международными и межправительственными организациями, средствами массовой информации [1].

Общая направленность Болонской декларации заключается и в том, чтобы каждый учащийся получил возможность выбирать место обучения и многократно его менять, исходя их своих предпочтений: затрат на обучение, качества и формы преподавания, стоимости проживания, удаленности от дома и т. д. При этом общеевропейская система образования должна обеспечить ему единый высокий уровень качества обучения независимо от места. В дальнейшем при трудоустройстве выпускника рассматривается факт получения высшего образования в Европе по определенной специальности, но не конкретное высшее учебное заведение, как происходит в настоящее время.

Следовательно, положения Болонской декларации создают возможность получения одного образования, обучаясь в различных учебных заведениях последовательно и/или параллельно. Эта возможность подкрепляется единой системой оценки изучения учебных дисциплин (система кредитов), развитием системы оценки качества образования, поддержкой мобильности преподавателей и студентов.

Можно, таким образом, рассматривать Болонский процесс, как интеграцию высших учебных заведений и создание общеевропейского высшего учебного заведения, распределенного по разным государствам, — единого образовательного пространства.

Нетрудно проследить аналогии этого процесса и процесса создания и развития системы филиалов и представительств российских высших учебных заведений. В обоих случаях осуществляется процесс расширения охвата системой высшего образования территории государства или ряда государств. По нашему мнению, на этом сходство и заканчивается, поскольку в Европе решаются проблемы сопряжения условий получения образования в вузах различных государств, увеличения мобильности, т. е. свободы перехода учащихся между учебными заведениями, повышения качества обучения. В России же не решена проблема даже свободного перехода обучающегося внутри одного учебного заведения, между его филиалами. Кроме того, основной целью открытия новых филиалов является максимизация объемов реализации образовательных услуг населению.

Таким образом, одним из важных результатов реализации положений Болонской декларации можно считать создание общеевропейского распределенного университета, охватывающего все или значительную часть высших учебных заведений Европы. Для понимания этих процессов необходимо, с нашей точки зрения, более подробно рассмотреть содержание понятия «распределенный университет».

В настоящее время не существует сложившегося определения распределенного университета. Наибольшее распространение получила точка зрения на распределенный университет как на совокупность территориальных подразделений, дающих возможность получать в каждом из них образование, практически такое же, как и в головной организации. В качестве территориальных подразделений при этом, естественно, понимаются филиалы, поскольку иные формы территориально удаленных подразделений, в которых можно осуществлять образовательный процесс, российским законодательством не предусмотрены. В этом смысле распределенным можно считать любое высшее учебное заведение, имеющее филиалы. Структура такого «распределенного» университета может быть представлена в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема университета, рассматриваемого в настоящее время в качестве распределенного

Рис. 1. Структурная схема университета, рассматриваемого в настоящее время в качестве распределенного

Представительства включены в схему в качестве «точек входа», мест поступления абитуриентов для обучения в вузе или в одном из его филиалов.

Учебное заведение, обладающее сетью филиалов и представительств, охватывает определенную территорию, предоставляя на ней свои образовательные услуги. Для осуществления этой деятельности учебному заведению необходимо распределять свой учебный, научный и административный потенциал по всем своим подразделениям. Тем самым общий потенциал учебного заведения не сосредоточен в одном месте, а рассредоточен на значительной территории. С этих позиций современный университет, обладающий сетью филиалов, можно считать распределенным.

Поступив на обучение в вуз или в один из его филиалов, абитуриент его же и заканчивает, т. е. обучение, по существу, происходит в одной точке. Переход студента из филиала в другой филиал этого же вуза или в головной вуз теоретически возможен, однако практически осуществляется в индивидуальном порядке и в некоторых случаях с перезачетом дисциплин. Такой порядок практически не отличается от перехода в другое учебное заведение. Поэтому для полноценного и качественного обучения каждый филиал вуза должен обладать самостоятельным учебно-научным потенциалом. В результате потенциал вуза как бы размазывается между территориальными подразделениями, что, с нашей точки зрения, его ослабляет. Такое положение может отрицательно сказаться на качестве обучения.

В настоящее время образование находится в переходной стадии от «классической» парадигмы к современной. Классическая парадигма, совокупность признаков системы образования характеризуется единичностью обучения: обучение по одной программе, в одном определенном возрасте, в одном определенном вузе. В меняющихся социально-экономических условиях этого становится недостаточно. Людям требуется разнообразное образование (по содержанию, срокам обучения, уровню получаемых знаний и навыков, способам получения и т. п.), доступное без отрыва от производства, в разном возрасте. Эти требования (потребности) привели к формированию новой парадигмы высшего образования, которая характеризуется следующими чертами:

  • образование, доступное из любой точки земного шара;
  • образование через всю жизнь;
  • образование без отрыва от производства.

В принципе, реализация современной парадигмы возможна в университетах. Однако, с нашей точки зрения, этот процесс будет сопряжен с рядом существенных проблем, связанных с их ограниченными возможностями по наращиванию контингента, возможностями полноценного обучения в «любом месте», сфокусированностью на потребности рынка труда, недостаточным разнообразием технологий обучения в сопряжении со сложившимися научно-педагогическими школами. Эти проблемы, по мнению многих исследователей, решаются посредством развития новых форм обучения, расширения территориального охвата, т. е. дальнейшего развития и совершенствования университета как формы (или типа) учебного заведения.

Форма представления знаний учащимся должна быть удобна для самостоятельного изучения и использования. Необходимо обеспечить контроль усвоения учебных материалов, обратную связь с преподавателями по разъяснению необходимых вопросов.

Таким образом, речь идет об индивидуализации обучения, распределении образовательного процесса в пространстве и во времени. Эти характеристики позволяют рассматривать работающий в рамках современной парадигмы высшего образования университет, как распределенный.

Главной особенностью, основной определяющей чертой распределенного университета является, таким образом, разнесенность в пространстве центров, реализующих указанные выше черты. Центрами могут выступать:

  • учебные заведения;
  • исследовательские центры;
  • коммерческие структуры;
  • отдельные ученые и преподаватели;
  • иные субъекты, способные решать поставленные выше задачи.

Распределенный университет может рассматриваться как некая система получения образования — т. е. определенной квалификации по определенной специальности или направлению, — последовательно или параллельно в различных учебных заведениях или их территориально распределенных структурных подразделениях и может быть представлена в трех основных вариантах реализации:

  • последовательное обучение в разных учебных заведениях (рис. 2);
  • параллельное обучение в разных учебных заведениях (рис. 3);
  • комбинация двух указанных вариантов (рис. 4).
Рис. 2. Схема последовательного обучения

Рис. 2. Схема последовательного обучения

Рис. 3. Схема параллельного обучения

Рис. 3. Схема параллельного обучения

Абитуриент поступает на первый курс вуза на определенную специальность (направление). Проучившись год (семестр, или другой период) и пройдя необходимую аттестацию, студент продолжает учиться по специальности, перейдя на второй курс другого вуза, который может находиться в другом городе, области, регионе. В конце второго года обучения студент проходит аттестацию, и цикл перехода в другой вуз повторяется. По окончании обучения студент получает, скажем, диплом изученной специальности с указанием полного списка учебных заведений. Данная схема применима к очной, заочной или дистанционной формам обучения, к вузам с развитой региональной сетью филиалов и представительств. Под термином «вуз» в данном случае и далее понимается не только собственно вуз, но и филиал вуза.

Абитуриент сдает вступительные экзамены на конкретную специальность (набор специальностей) и зачисляется студентом в два (три, или даже более) вуза. В зависимости от выбранной специальности на каждом из курсов студент изучает разные предметы (дисциплины) и проходит соответствующие ежегодные аттестации на базе своих вузов. По окончании обучения и итоговой аттестации выдается диплом по специальности с указанием вузов, в которых проходило обучение.

Логическим продолжением данных схем является комбинированное обучение (рис.  4).

Абитуриент сдает вступительные экзамены на конкретную специальность (набор специальностей) в вуз (пусть это будет вуз 1). Поступив, он определяет набор дисциплин в рамках первого курса учебной программы по специальности, которые и будет изучать в данном вузе. Оставшиеся дисциплины студент может изучать в ряде других учебных заведений. После годовой аттестации студент переходит на второй курс и таким же образом определяет, в каком из вузов он будет изучать те или иные дисциплины. По окончании итоговой аттестации и после написания дипломной работы студент получает диплом по специальности с указанием вузов и изученных в них дисциплин.

На схемах в качестве отрезка обучения выбран курс (или один учебный год), однако возможно деление процесса обучения на семестры, триместры, или даже месяцы. Вопрос лишь в согласованном взаимодействии вузов — участников процесса обучения, в единой системе управления образовательным процессом, не только внутри-, но и межвузовском.

Конкретная реализация указанных схем возможна в различных формах:

  • через создание ассоциации высших учебных заведений, принявших решение осуществлять совместно образовательный процесс и признавать взаимно учебные курсы и итоги аттестации учащихся при их переходе из вуза в вуз в рамках этой ассоциации;
  • путем создания специализированной организации, обеспечивающей свободное перемещение студентов между учебными заведениями для изучения выбранных дисциплин, прохождения аттестации и получения диплома о высшем образовании;
  • путем последовательного перехода студента из одного учебного заведения в другое «обычным порядком» с перезачетом сданных дисциплин.

На сегодняшний день ни один из этих вариантов не получил практической реализации. Основной причиной такого положения является отсутствие сложившегося (сформированного) механизма реализации и наличия многочисленных проблем. В частности:

  • на сегодняшний день не сопрягаются многие учебные планы (содержание обучения, последовательность изложения материала, используемая литература, формы и методы контроля и т. д.);
  • вузы имеют ограничение по численности учащихся (лицензионные требования, контрольные цифры приема). Механизм финансирования вузов имеет в своей основе количественные параметры и, в первую очередь, контингент учащихся. Таким образом, финансирование вуза определяется в значительной степени численностью учащихся, осуществляется на основе годового финансового плана, и в принципе не учитывает перемещения студентов между вузами. Действующее законодательство позволяет осуществлять переход из одного высшего учебного заведения в другое в индивидуальном порядке с согласия руководителей обоих учебных заведений;
  • при решении вышеуказанных проблем на передний план выступят собственные интересы высших учебных заведений, связанные с неравномерным распределением контингента в связи с неравномерным качеством обучения, что потенциально может привести к неравномерному распределению доходов и конкуренции между учебными заведениями. В критическом случае учебные заведения будут вынуждены отказаться от преподавания отдельных предметов и дисциплин, что отрицательно скажется на их потенциале и может породить процессы сворачивания системы образования по отдельным направлениям;
  • каждый вуз представляет собой сложившуюся (часто исторически сложившуюся) автономную организацию со своими традициями, репутацией, уровнем преподавания, уровнем специалистов. Возможно, именно поэтому выпускник получает диплом не столько о высшем образовании, сколько об окончании конкретного высшего учебного заведения. На рынке труда чаще предъявляются требования о наличии образования в конкретном вузе. Если студент обучался по вышеуказанным схемам, т. е. в нескольких вузах, то становится не ясно, какой именно вуз он в итоге заканчивает. Это создаст дополнительные сложности в дальнейшем трудоустройстве выпускников;
  • следует также отметить возможные сложности при переходе студента в высшее учебное заведение, не включенное в указанные схемы.

Таким образом, для успешного вхождения в Болонскую декларацию российской системе высшего образования, очевидно, следует ориентироваться на повышение открытости высших учебных заведений с точки зрения возможностей более свободного перемещения учащихся между ними. Наиболее предпочтительной в этом смысле представляется модернизация современного университета по модели «распределенного университета», обеспечивающего реализацию этих возможностей. Важнейшим условием осуществления этого направления является его дальнейшее изучение.

Литература

1. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. Болонья, 19 июня 1999 года / The European Higher Education Area: Joint Declaration of the European Ministers of Education // http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/bologna_declaration.pdf

2. Хронология событий Болонского процесса // http://www.spbu.ru/News/edusem/hron.htm


Беляков В. С. Распределенный университет как форма расширения доступа к современному высшему образованию / В. С. Беляков // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 5-6(33). С. 173-178.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Arlette Karpoff
Директор школы. 1996.  № 3. С. 79-83. 
[Статья]
Sang Ho Kim
Университетское управление. 1997.  № 3(3). С. 30-33. 
[Статья]
Александр Петрович Долгов, Мария Викторовна Сухова
[Книга]
С.А. Белякова, А.А. Иванова
Университетское управление. 2008.  № 3. С. 5-18. 
[Статья]
Александр Рудольфович Наумов, Василий Владимирович Чекмарев
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 18-24. 
[Статья]
Иван И. Мельников, Олег Николаевич Смолин
Университетское управление. 1997.  № 3(3). С. 3-15. 
[Статья]