Эксоцман
на главную поиск contacts

Теория культурно-исторических типов Н.Данилевского: логика и противоречия

Опубликовано на портале: 21-04-2004
В статье анализируется соотношение философских, религиозных, идеологических и научных элементов в концепции основоположника теории локальных цивилизаций в России Н. Данилевского. Автор привлекает внимание к тому, что публицистический пафос автора, его панславистская риторика можно правильно интерпретироваться только в контексте несправедливых нападок западных авторов на Россию. Данилевский акцентировал идею об историческом своеобразии России, сделав шаг вперед по сравнению со славянофилами, считавшими, что славянам суждено решить некую общечеловеческую задачу. Ему было чуждо гегельянство с его линейно- финалистским взглядом на историю. Всякий культурно-исторический тип (цивилизация) конечен по своим задачам и возможностям. Вместе с тем позиция Данилевского характеризуется как сбалансированная. В ней прослеживаются как учет географического фактора, так и анализ культурной традиции; как сложность и противоречивость взаимодействия культур, так и возможность такого взаимодействия (уходящая культура может служить питательной средой для нарождающейся); как мультилинейность, так и и однолинейность в структуре схемы истории. Данилевский оценивается как автор, продвинувшийся существенно дальше по сравнению с немецким историком Г.Рюккертом, сохранившим гегельянские идеи в своей схеме культурных типов.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Игорь Константинович Пантин
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 140–155. 
[Статья]
Игорь Григорьевич Яковенко
Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 87–96. 
[Статья]
Александр Иванович Селиванов
Социологические исследования. 2008.  № 4. С. 21-26. 
[Статья]
Валерий Владимирович Афанасьев
Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 129-137. 
[Статья]