Эксоцман
на главную поиск contacts

Что такое урок?

Опубликовано на портале: 10-09-2004
Директор школы. 1999.  № 1. С. 66-70. 
Статья посвящена важной части работы директора школы: посещению и анализу уроков, проводимых учителями.

Напомним слова В. А. Сухомлинского: «посещение и анализ уроков - важнейшая работа директора; от ее высокого научного уровня зависит очень много: интеллектуальное богатство жизни педагогического и ученического коллективов, методическое мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов воспитанников. От повседневного совершенствования урока, осуществляемого благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе».

Этот, казалось бы, «детский» вопрос мы задавали многим учителям и руководителям школ. При этом просили указать педагогический стаж, предполагая некий результат опроса в зависимости от опыта работы. Полученные ответы можно условно разделить на четыре группы. Одни рассматривают урок как «совокупность теоретических знаний и практических навыков, необходимых для передачи ученику» (стаж 12 лет), как «систему обучения, приобретения навыков и знаний предмета» (стаж 7 лет) или как «итог моей подготовки по данной теме, переданной детям через мои мысли и эмоции» (стаж 15 лет).

По мнению других, урок - это «совместное добывание знаний учителя и ученика» (стаж 20 лет), «сотрудничество учителя и ученика, обмен опытом» (стаж 2,5 года), «одна из форм общения, передачи опыта» (стаж 4 месяца), «духовное общение с ребенком, в котором раскрывается его видение мира» (стаж 26 лет), «общение, цель которого - взаимное обогащение знаниями и духовными ценностями» (стаж 17 лет), «взаимодействие учителя и ученика, при котором ученик получает знания, а учитель - удовлетворение от взаимного общения. Это урок нравственности, добрых отношений, полного понимания» (стаж 40 лет). Третья группа считает, что урок - «время, в течение которого учитель должен довести до учеников какие-либо образовательные и воспитательные задачи» (стаж 8 лет), «временной отрезок общения учителя и ученика» (стаж 12 лет), «время получения знаний» (стаж 10 лет), «правильно данные знания учащимся учителем за определенный промежуток времени с воспитательными элементами» (стаж 10 лет), «определенное время, отведенное в расписании для общения, воспитания и обучения учащихся. Это диалог между учителем и учеником» (стаж 20 лет). И, наконец, на взгляд еще одной группы, урок - «любая деятельность учителя с учениками» (стаж 25 лет). Как видим, разные педагоги по-разному толкуют это понятие. Возможно, это в какой-то степени и определяет их подход к уроку.

А что пишут по этому поводу ученые?

Вот одно мнение: «Урок - это форма организации обучения, которая обеспечивает активную и плановую учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных задач»*. А вот еще одна точка зрения: «Урок - это систематически применяемая (в определенных временных границах) для решения дидактических задач - образования, воспитания и развития учащихся (объединенных в коллективе класса) - основная форма организации обучения, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм, методов обучения».** Оба эти определения отражают внешние функции и характеристики урока, но не обрисовывают его системную сущность.

Вместе с тем известный дидакт Р. Г. Лемберг подчеркивала, что «внутреннее единство» - основа хорошего урока. «Хороший урок - это тщательно оформленное целое, в котором содержание, построение и методы находятся во внутреннем единстве. И как содержание (фабула), композиция и художественные средства литературного произведения неразделимы в сознании читателя, так содержание, построение и метод оформления урока неразделимы в живой практике преподавания».***

Идеи Лемберг получили развитие в трудах современных дидактов. Например, Г. Д. Кириллова пишет: «Урок - это целостная система, которая определенным образом функционирует и развивается. На каждом этапе работы в соответствии с определенной познавательной задачей содержание материала, методы и способы организации представляют собой единое целое, устанавливаются контактные связи между деятельностью учителя и учащихся. С решением одной познавательной задачи возникает новая. Решение новой задачи связано с перестройкой системы дидактических средств».****

Ю. А. Конаржевский, рассматривая урок как систему, выделяет аспект управления и самоуправления. «Урок - это целеустремленная, целостно-динамическая система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов и функций, выражающих цели, содержание, диалектику управления и самоуправления познавательной деятельностью учеников, средства и условия ее организации».*****

В науке и практике нет единого подхода и к анализу урока, его составляющие меняются в зависимости от концептуального подхода.

Так, в работах В. Г. Афанасьева педагогический анализ рассматривается как функциональный элемент управления, цель которого состоит в том, «чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую картину процесса, выявить присущие ему закономерности и тенденции. Анализ - это тоже обработка информации, но на более высоком уровне, когда еще до принятия решения формулируется проблема, ставится задача. Анализ служит целям обоснования решения».****** Наметились два подхода к анализу урока:
• поэлементный, когда урок расчленяется на положительное и отрицательное (с точки зрения анализирующего);
• системный, когда урок рассматривается как органическое целое, учитывается специфика взаимодействия его учебно-воспитательных моментов, этапов, аспектов, целей (обучения, воспитания, развития), содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности. Много внимания уделяют анализу урока руководители органов образования. Из недр отделов, управлений выходят различного типа памятки, схемы. Это нас, пожалуй, больше всего тревожит. Ведь любая схема, памятка довольно условна, если ее адресат - «любой урок».

Еще много лет назад М. Н. Скаткин справедливо отмечал: «Каждая форма записи, каждая схема для наблюдения отдельных фактов на уроке должны соответствовать тем задачам, которые поставлены по отношению к анализу урока. Поэтому нельзя предложить какие-то универсальные формы и схемы для записей анализа урока».*******

Как же быть директору и завучу? Сложно понять, насколько учитель владеет содержанием. Специфика предметов отражается тонкими нюансами в методике преподавания. Правда, можно опереться на собственный педагогический опыт и отметить владение детьми языком, материалом предмета, данным на уроке учителем содержанием. Особое значение при этом будут иметь государственные стандарты общего среднего образования, которые позволят и самому учителю, и руководителю найти ориентиры в образовательном пространстве предметного содержания. Однако это далеко не все, что составляет деятельность учителя на уроке. Сам урок, его дидактика и методика определяют образовательное пространство учебного заведения, его «лицо».

Безусловно, все это не может быть безразлично руководителю школы. Итак, наши размышления об уроке и его анализе мы завершим следующими выводами. Посещение и анализ урока руководителем (не предметником) преследует цели получить ответы на ряд вопросов:
• Как реализованы на данном уроке поставленные учителем цели?
• В чем причина успеха урока?
• Почему появились на уроке негативные явления? Как их ликвидировать?
• Как направить деятельность учителя на совершенствование и развитие его профессиональных умений и навыков? И еще одна рекомендация руководителю учебного заведения - постарайтесь коллегиально прийти к единому понятийному содержанию урока, установить как бы «общественный договор» педагогического коллектива. Это, на наш взгляд, поможет вам найти критерии и требования анализа урока. В этом случае он будет отражать видение коллективом общепедагогических целей и задач данного учебного заведения и отражать его педагогическую концепцию. Конечно, особенности любого урока, методика подачи материала во многом определяются спецификой предмета. Но это тема особого разговора. А пока задайте себе «детский» вопрос: что такое урок ?


* Бабинский Ю. К. Педагогика. - М., 1983. - С. 214.

** Пахмутов М. И. Современный урок. - М., 1981. - С. 47.

*** Лемберг Р. Г. Вопросы построения урока. - Алма-Ата, 1941. - С. 4.

****Кириллова Г Д Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 1980 -С 30

*****Конаржевский Ю А Система. Урок. Анализ. - Псков, 1996. - С. 239.

****** Афанасьев В Г Социальная информация и управление обществом. - М, 1975. - С. 156

******* Скаткин М. Н. Анализ урока как метод инструктирования.//Начальная школа. - 1937. - №3. - С. 232

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 86–98. 
[Статья]
Наталья Валерьевна Латова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 99–113. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 101-113. 
[Статья]
K. Разминене, M. Тваронавичене
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 109-121. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2016.  № 2. С. 64-72. 
[Статья]