Эксоцман
на главную поиск contacts

К. Маннхейм о социальном воспитании

Опубликовано на портале: 29-10-2004
Исследования научного наследия философа и социолога Карла Маннхейма (1893–1947) преимущественно обращены к работам по проблемам идеологии, утопического сознания, социологии знания. В статье рассмотрена малоизученная сторона его творчества – социологический анализ воспитательной деятельности, которому в его «Очерках социологии знания» посвящен отдельный раздел: «О природе экономических амбиций и значении этого феномена в социальном воспитании человека». К. Маннхейм прослеживает воздействие экономической системы на процессы развития личности, выявляет взаимосвязи между экономической жизнью, социальной структурой и духовно-личностной сферой. Изменение экономических основ жизни формирует новые представления о воспитании, однако смысл воспитательной деятельности остается прежним – целенаправленное формирование человека под воздействием социальных институтов. Экспансия экономической сферы в область формирования личности наряду с негативными эффектами, имеет и положительную сторону как фактор социальной интеграции. Экономическая интеграция учит людей подчиняться новой системе и исходить из обдуманного поведения, даже требований совести, что усиливает их «субъективную рациональность». Подчеркивается актуальность анализа в связи с российской действительностью: в центр внимания новой воспитательной практики должна быть поставлена проблема «нового человека» не с точки зрения утопического или идеологического сознания, но в аспекте расширяющегося универсума окружающей жизни, становления открытого информационного общества.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ирина Максимовна Савельева, Андрей Владимирович Полетаев
[Книга]
В.А. Кутырев
Социологические исследования. 1999.  № 12. С. 16-23. 
[Статья]
Туркубий Индрисович Афасижев
Социологические исследования. 2003.  № 4. С. 151-152. 
[Статья]
Акоп Погосович Назаретян
Общественные науки и современность. 2011.  № 4. С. 141-144. 
[Статья]
С. Бородин, В. Глушков
Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 138-145. 
[Статья]