Эксоцман
на главную поиск contacts

Методика формирования, реализации и мониторинга исполнения бюджета развития системы образования

Опубликовано на портале: 17-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 4-35. 
Организация: Учебный центр подготовки руководителей Минобразования России
Современная сфера образования России характеризуется проявлением тенденции к регионализации образования. Развитие образовательных систем субъектов Российской Федерации неразрывно связано с социально-экономическими и культурно-историческими особенностями развития конкретных регионов, которые определяют специфику национально-региональных инновационных моделей в сфере образования. В ряду субъективных причин развития этой тенденции можно назвать некоторые особенности региональной образовательной политики субъектов Федерации, действующих в них моделей управления образованием, в том числе и процессами их развития.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

2. Анализ действующей практики финансирования развития системы образования

3. Методические рекомендации по формированию и исполнению бюджета развития системы образования (БРСО)

4. Запуск механизма формирования и управления бюджетом развития образования

 

Современная сфера образования России характеризуется проявлением тенденции к регионализации образования. Развитие образовательных систем субъектов Российской Федерации неразрывно связано с социально-экономическими и культурно-историческими особенностями развития конкретных регионов, которые определяют специфику национально-региональных инновационных моделей в сфере образования. В ряду субъективных причин развития этой тенденции можно назвать некоторые особенности региональной образовательной политики субъектов Федерации, действующих в них моделей управления образованием, в том числе и процессами их развития.

Регионализация образования, безусловно, имеет положительные аспекты, которые определяются включением внутреннего потенциала регионов в решение задач модернизации и развития региональных образовательных систем. В то же время реализация эффективной государственной образовательной политики, важнейшим приоритетом которой является сохранение и укрепление единого образовательного пространства страны, обусловливает необходимость согласованного развития систем образования субъектов РФ. Это позволит получить дополнительный эффект, связанный с координацией процессов и организацией взаимодействия и развития региональных образовательных систем.

Предлагаемые рекомендации по созданию организационно-экономического и финансового механизмов консолидации финансовых ресурсов системы образования и отдельных образовательных учреждений в организационно обособленном бюджете развития системы образования предназначены для законодательных и исполнительных органов власти и управления субъектов Федерации и руководителей образовательных учреждений. Рекомендации подготовлены группой экспертов в следующем составе:
1.Г. А. Балыхин (Москва)
2.С. А. Беляков (Москва)
3.О. В. Богачева (Москва)
4.В. В. Емельянова (Псков)
5.В. Н. Каретин (Санкт-Петербург)
6.П. Е. Кондрашов (Москва)
7.Е. Н. Михайлова (Санкт-Петербург)
8.М. И. Попова (Санкт-Петербург)
9.В. Ф. Рябов (Санкт-Петербург)
10.А. С. Соколицын (Санкт-Петербург)
11.А. В. Федотов (Санкт-Петербург)

 

1. Основные термины и определения

В настоящей разработке используются следующие основные термины и определения.

Бюджет развития образовательного учреждения (организации) - часть средств образовательного учреждения (организации), направляемая на финансирование программ и проектов его развития.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в образовательные учреждения и (или) осуществляемую ими деятельность в целях получения полезного эффекта (результата).

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Консолидированный бюджет развития системы образования (КБРСО) - совокупность средств федерального, региональных и местных бюджетов, средств бюджетов развития образовательных учреждений и внебюджетных источников, расходуемых на развитие системы образования.

Показатели (индикаторы) развития системы образования - количественные и (или) качественные характеристики изменений, отражающие соотношение нового и исходного состояний системы образования или ее элементов.

Программа развития системы образования - совокупность мероприятий, оформленных в виде утвержденного соответствующими органами законодательной и (или) исполнительной власти документа и (или) проектов, направленных на достижение конкретных позитивных изменений в системе образования.

Развитие системы образования - управляемый процесс позитивных изменений в системе образования, обеспечивающий рост ее потенциала.

Региональная система образования - система образования субъекта РФ как составная часть системы образования страны.

Субвенция на финансирование программ и проектов развития системы образования - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или образовательному учреждению (организации) на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования целевых расходов по реализации программ и проектов развития системы образования.

Субсидия на финансирование программ и проектов развития системы образования - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или образовательному учреждению (организации) на условиях долевого финансирования целевых расходов по реализации программ и проектов развития системы образования.

Текущее финансирование - финансирование расходов, связанных с функционированием системы образования.


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N3(21)_2002/win/1.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Петрович Долгов, Мария Викторовна Сухова
[Книга]
Александр Рудольфович Наумов, Василий Владимирович Чекмарев
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 18-24. 
[Статья]
Лилия А. Зубченко
Социальные и гуманитарные науки. Отечеcтвенная и зарубежная литература. Серия 2, Экономика. Реферативный журнал. 2001.  № 4.
[Статья]
Любовь Николаевна Титова, Ольга Петровна Синельникова
Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 78-80. 
[Статья]
Наталья Юрьевна Пименова
Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 35-41. 
[Статья]