Эксоцман
на главную поиск contacts

Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса

Опубликовано на портале: 09-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 31-34. 
Образованность общества считается основой решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки, культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В национальной доктрине образования в РФ идет речь о крупномасштабном эксперименте - объединении университетов, вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой - непрерывность и преемственность. Создание таких систем стало самостоятельным направлением социальной образовательной практики, реализующим решение одной из важнейших задач общественного развития. Актуализация проблемы непрерывного образования является сегодня исторической необходимостью, отражает определенный этап в развитии образования. Образование - основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, единения национального сознания, нравственного, психического и физического здоровья нации. Создаваемая образовательная система решает важнейшую задачу - развитие каждого человека как личности через обеспечение непрерывного образовательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений до профессиональной подготовки и переквалификации.

Образованность общества считается основой решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки, культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности.

В национальной доктрине образования в РФ идет речь о крупномасштабном эксперименте - объединении университетов, вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой - непрерывность и преемственность. Создание таких систем стало самостоятельным направлением социальной образовательной практики, реализующим решение одной из важнейших задач общественного развития.

Актуализация проблемы непрерывного образования является сегодня исторической необходимостью, отражает определенный этап в развитии образования. Образование - основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, единения национального сознания, нравственного, психического и физического здоровья нации. Создаваемая образовательная система решает важнейшую задачу - развитие каждого человека как личности через обеспечение непрерывного образовательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений до профессиональной подготовки и переквалификации.

Именно такой подход заложен в основу созданной в 1989 г. на базе Кемеровского государственного университета полифункциональной модели "Региональный центр непрерывного образования". Это, видимо, первый и в настоящее время один из крупнейших подобного рода образовательных центров России, входящий в Кузбасский университетский комплекс и интегрирующий довузовское, вузовское и поствузовское образование, со взаимообусловленными звеньями, многоукладными, вариативными, более дифференцированными по уровням образования.

Способность отслеживать происходящее, динамично менять свой облик - решающая характеристика современного вуза. Более того, качество жизни учебного заведения в наши дни уже не столько связано с обновлением содержания и форм его традиционной деятельности, сколько со способностью к взаимодействию с динамично пульсирующей периферией, которая в конечном итоге и является гарантией его благополучия. Развитие периферии, таким образом, становится важнейшей стратегической задачей вуза, условием согласования его академического потенциала с требованиями жизни.

В КемГУ создана охватывающая своим влиянием около 80 % Кузбасса региональная образовательная сеть, с географически рационально расположенными филиалами в крупнейших городах субрегионов (Анжеро-Судженск, Белово, Прокопьевск, Новокузнецк), и представительствами (Мариинск, Междуреченск), при которых также созданы и функционируют отделения Центра непрерывного образования. В структуре РЦНО более 50 образовательных учреждений, объединяющих около 30 тысяч дошкольников и школьников. Школа и вуз всегда были связаны непростыми узами взаимозависимости, сегодня эти связи приобрели некоторые новые черты. И одной из них является преемственность, которая обусловливает поступательное движение педагогического процесса во всех звеньях системы непрерывного образования, что позволяет обеспечить мотивационную, предметную, операциональную (культура учебной деятельности и самообразования, информационная культура, современный стиль научного мышления) готовность обучающихся к переходу на новые ступени образования и самообразования.

Управление РЦНО осуществляется через совет руководителей (в составе - ректор, проректор, зав. кафедрой педагогики, начальник департамента образования администрации области, начальник управления образования администрации города, директора образовательных учреждений), возглавляемый ректором КемГУ, генеральным директором РЦНО, и Методический совет (в составе - проректор, научные руководители образовательных профилей, зам. директоров ОУ по научно-экспериментальной работе), возглавляемый проректором РЦНО. Система взаимодействия РЦНО КемГУ с образовательными учреждениями определяется договором. К сожалению, с точки зрения управления, до сих пор не преодолена ведомственность, не используется практика соучредительства образовательных учреждений. Тем не менее, данная система является открытой, достаточно динамичной и включает следующие направления:

1. Разработка концепций (программ) развития образовательных учреждений, организационно-нормативного обеспечения их деятельности - образовательные учреждения РЦНО аттестованы и аккредитованы как инновационные.

2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, включающее разработку нового содержания образования для дошкольников (программа "Детская картина мира" стала лауреатом конкурса инновационных проектов, организованного МО РФ и Международным фондом "Культурная инициатива"), для школьников: по литературе, химии, биологии, экологии, истории, экономике, правоведению, английскому, немецкому, французскому языкам. На сегодняшний день учащимся РЦНО предложено более 90 спецкурсов, которые по результатам социологического опроса гимназистов и лицеистов получили высокую оценку. В образовательных учреждениях РЦНО вместе с филиалами работает около 300 преподавателей КемГУ.

3. Научно-методическая работа с администрацией, воспитателями и учителями образовательных учреждений городов и районов области через методические советы, семинары, посещение и анализ уроков, индивидуальные консультации, ежегодные научно-практические конференции.

4. Учебно-исследовательская работа с учащимися: спецкурсы по общеразвивающим и профильным дисциплинам; археологическая, биологическая, экологическая, фольклорная, лингвистическая, культурологическая практики; научные рефераты и доклады учащихся с последующим выступлением на научно-практических конференциях школьников областного, российского и международного уровней; олимпиады, конкурсы и т. п.

5. Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми, для них разрабатываются индивидуальные образовательные программы.

6. Разработка и реализация этико-эстетической и физической программы развития личности ребенка. Традиционными стали совместные праздники, которые проходят в университете или в одном из учебных заведений: "Здравствуйте, это мы", "Лицейско-гимназическая весна", "Ассамблея звезд", конкурсы поэтов, состязания юных эрудитов и т. п. Все это дает возможность ребятам ощутить себя членом большой, дружной, творческой семьи РЦНО.

7. Разработка программ психологического и валеологического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе с целью создания более комфортных условий для развития и самореализации в системе непрерывного образования. Рассматривая Региональный центр непрерывного образования КемГУ как педагогическую систему, мы определили основную цель - создание условий для:

  • постоянного, целеустремленного, творческого развития обучаемого;
  • улучшения его деятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование посредством овладения новейшими достижениями науки, передового опыта, собственной поисковой деятельности, свободного выбора своей образовательной траектории, траектории движения, своей сферы инициативы и ответственности.

Разработанная учеными КемГУ концепция РЦНО определяет следующие функции непрерывного образования: компенсаторную, адаптивную, интегративную, но первостепенное значение приобретает функция самореализации личности (социальной, учебной, профессиональной), реализуемая через:

  • раннюю дифференциацию и профилизацию обучения;
  • преемственность обучения и воспитания в организационном (создание образовательных моделей и комплексов), содержательном (учебные планы, программы) и методическом (использование методов, максимально активизирующих познавательную деятельность детей и учащихся) аспектах;
  • педагогику сотрудничества, коммуникативное взаимодействие воспитателя - ребенка, учителя - учащегося - преподавателя вуза, где решаются задачи: информационная, развивающая, воспитательная;
  • изучение внутреннего мира ребенка, его индивидуальности, психологических и интеллектуальных возможностей, диагностику способностей и построение на этой основе оптимальных условий для формирования личности при развивающем характере обучения;
  • организацию индивидуальной научно-исследовательской работы старшеклассников под руководством ученых Кемеровского госуниверситета.

В образовательных учреждениях Центра приоритет отдается следующим видам учебной деятельности:

  • исследовательская, теоретико-познавательная (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей, проведение или моделирование эксперимента и т. п.);
  • дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации и т. д.);
  • моделирующая - в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) плане;
  • рефлексивная - в гносеологическом и эмоционально-личностном плане (интеллектуальная и эмоциональная рефлексия).

Для реализации поставленных целей и задач мы использовали такие формы взаимодействия со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса как:

  • совместное проектирование содержания учебных дисциплин с учетом государственных образовательных стандартов, которое дает возможность оперативной корректировки содержания обучения;
  • регулярное обсуждение вопросов совершенствования преподавания на заседаниях кафедр, проблемных семинарах, научно-практических конференциях, что позволяет внедрять инновационные педагогические технологии;
  • издание совместных учебно-методических пособий для учащихся профильных классов;
  • проведение общих (для учащихся и студентов) учебных практик, научно-практических конференций, деловых игр, проблемных семинаров, коллоквиумов - все эти формы развивают творческую активность, исследовательские качества, способствуют закреплению и отработке полученных знаний в деятельности, приближенной к профессиональной;
  • промежуточный рейтинговый контроль, проводимый преподавателями университета, повышающий заинтересованность учащихся в получении конкурентоспособных знаний.

Совместная деятельность университета, гимназий, лицеев также предполагает:

  • гибкую систему индивидуальных занятий, которые способны реализовать практически любую потребность ученика в подготовке по избранному направлению;
  • постоянное формирование и целенаправленную реализацию личностной установки ученика на свободный и ответственный выбор, в том числе и профессиональный;
  • взаимодействие с психологами Центра, которые последовательно (совместно со школьными психологами) формируют у школьников ясное ощущение самоценности и общественной значимости собственной личности, под контролем которых осуществляется обучение и развитие личности ученика, проходящего путь от изучения самого себя - через диагностику, самодиагностику и самоконтроль - к самопрогнозу, т. е. осознанию способов и методов реализации собственных возможностей.

Функционирование РЦНО позволяет образовательным учреждениям осуществлять свою деятельность на системной основе, адекватно их образовательно-культурной и социально-экономической направленности, реализуя принципы преемственности и непрерывности, целостности и согласованности, гуманизации и гуманитаризации, психологической комфортности, вариативности и креативности.

Как результат взаимной работы четыре гимназии Центра в 2000 г. стали лауреатами Всероссийского конкурса "Школа века"; Городской классический лицей - дважды лауреат фонда Сороса, победитель международных олимпиад в области физики, химии, информатики, истории, вошел в перечень 100 лучших школ России, также как и 41 гимназия; 21 гимназия - лауреат Всероссийского конкурса молодежных театральных коллективов на французском языке, обладатель Золотой маски; гимназия N 12 г. Ленинска-Кузнецкого по итогам Всероссийского конкурса культурно-образовательных инициатив получила статус "Федеральной экспериментальной площадки; многопрофильный лицей г. Междуреченска - победитель Всероссийского конкурса "Лидер образования", обладатель Золотого жезла; Детско-юношеский центр - лауреат Всероссийского конкурса "На подиуме у Зайцева" и т. д. Учащиеся образовательных учреждений РЦНО ежегодно на областных олимпиадах занимают от 45 % до 84 % призовых мест по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, они лауреаты республиканских конференций "Юность. Наука. Культура", "Шаг в будущее", "Юниор", "Сахаровские чтения", призеры Всероссийской предметной олимпиады, телекоммуникационной викторины по биологии и экологии, многопредметной олимпиады "Олимпийский марафон" и т. д.; стабильно реализуется практически 100 %-е поступление выпускников образовательных учреждений РЦНО в вузы области, России; в том числе до 65 % - в КемГУ, что составляет в среднем более 30 % от поступивших на 1 курс головного университета. По данным деканатов, выпускники гимназий и классического лицея РЦНО КемГУ составляют, как правило, интеллектуальное творческое ядро студенческих групп и с первого курса активно включаются в учебную, научно-исследовательскую (есть публикации в сборниках молодых ученых и аспирантов), общественную деятельность университета, показывают достаточно высокий уровень качественной успеваемости (85-100 %). Более 30 % лауреатов областной, правительственной, президентской стипендии - это выпускники образовательных учреждений РЦНО. Они - активные участники областных студенческих олимпиад (48 % от общего числа участников), восемь человек из 15 (53,3 %) - победители в личном первенстве.

Задача вуза - востребовать "актуальное развитие" выпускников школ нового типа, создать им условия для реализации и развития своих способностей. В КемГУ такая работа на ряде факультетов начата:

  • комплектуются отдельные группы (юридический факультет, факультеты романо-германской филологии, истории и международных отношений, филологии и журналистики);
  • создается гибкая система зачетов, экзаменов, позволяющая обеспечить создание дифференцированных, вплоть до сугубо индивидуальных программ обучения.

В системе работы РЦНО просматривается поствузовский этап бывших лицеистов и гимназистов: почти 50 % из них оканчивают университет с красным дипломом, работают на кафедрах вузов Кузбасса, в учебных заведениях РЦНО, учатся в аспирантуре.


Захаров Ю. А. Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса / Ю. А. Захаров, Т. М. Чурекова // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 2(25). С. 31-34


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Надежда Гегамовна Багдасарьян, Ляля Вартановна Кансузян, Александр Аркадьевич Немцов
Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 113-119. 
[Статья]
Юрий Александрович Захаров, Маргарита Владимировна Курбатова, Валерий Степанович Долганов, Елена Алексеевна Морозова
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 77-89. 
[Статья]
Елена Владиславовна Савицкая, Наталья Сергеевна Алтунина
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 117-133. 
[Статья]
Вячеслав Витальевич Вольчик, Анна Александровна Оганесян
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 4. С. 136-148. 
[Статья]
Елена Владимировна Михалкина, Л.С. Скачкова
TERRA ECONOMICUS. 2018.  Т. 16. № 4. С. 116-129. 
[Статья]