Эксоцман
на главную поиск contacts

Понятие социальной структуры: попытка обобщения

Опубликовано на портале: 17-06-2004
Первая публикация статьи польского социолога П. Штомпки, написанной в 1989 г. Автор ставил задачу, одновременно скромную и масштабную, - синтеза и генерализации знаний в отношении категории "социальной структуры" как универсального инструмента в объяснении любых проявлений общественной жизни. В статье последовательно развертываются теоретические взгляды автора на возможности и перспективы исследования социальной структуры. Сначала, в предельно общем виде представляются имеющиеся концепции социальной структуры, выделяются четыре основные идеи, связанные с этой категорией, и дается обобщающая дефиниция. Затем проясняется соотношение и соотносимость общественной жизни и социальной структуры как объяснительной категории в терминах поверхности и глубины социальной реальности. Автор характеризует четыре измерения социальной структуры - нормативное, идеальное, интересов, интеракционное, настаивает на рассмотрении их в сложной целостности, которая обозначается через понятие метаструктуры, или структуры структур. Это - один из основных пунктов, который автор назвал "директивой многомерного структурного выяснения". Далее предпринимается приложение полученной схемы к проблематике личности через категорию социальной позиции. Проецируя четыре измерения, Штомпка рассматривает социальную позицию в совокупности (взаимосвязи) присущих ей элементов, которые обозначает соответственно как социальную роль, позиционную ментальность, интеракционные опции, социальный статус. В статье обосновывается стратегия структурного объяснения не от структуры к действиям (структурная детерминация), а от действий - к структурам. В результате определяется направление диалектического структурного объяснения, имеющего интереснейшие перспективы.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 26–41. 
[Статья]
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2017.  № 2. С. 23–35. 
[Статья]
Войцех Заборовский
Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 8-35. 
[Статья]
Ольга Александровна Хасбулатова, Лариса Станиславовна Егорова
Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 48-54. 
[Статья]
Мелвин Л. Кон, Валерий Хмелько, Владимир Ильич Паниотто, Хо-Фунг Хунг
Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 3. P. 24-64. 
[Статья]
В. М. Степаненкова
Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 141-142. 
[Статья]