Эксоцман
на главную поиск contacts

Мотивация студентов разных периодов обучения

английская версия

Опубликовано на портале: 24-11-2005
Запросы практики обучения и воспитания требуют разработки проблемы мотивации поведения учащихся. Такие материалы публикуются, однако аспект различий в мотивации на разных этапах обучения не получил еще, по мнению автора, достаточного отражения. Целью статьи явилось рассмотрение особенностей мотивации студентов педвузов на разных курсах. Конкретное исследование проводилось в группах 1-го (396 студентов) и 4-го курсов (374 студента) Литовской академии физической культуры и Вильнюсского педагогического университета. Применялись: метод опроса (по М. Рогову) для оценки непосредственных и опосредованных мотивов и методика К. Замфир для оценки мотивации профессионально-педагогической деятельности. Значимость мотивов оценивалась по пятибалльной шкале; для статистической обработки данных использован t-критерий Стьюдента. Наиболее значимым среди непосредственных мотивов для обоих курсов оказались мотивы развития личности и «ориентации на новые знания». У четверокурсников такой мотив, как «процесс решения познавательных задач» имеет больший вес, чем у первокурсников. В группе социальных мотивов студенты разных курсов заметно отличаются только по мотиву «сознание необходимости высшего образования» (его значимость несколько выше на 4-м курсе). Достоверных различий по внутренней мотивации между студентами обоих курсов не наблюдается. У первокурсников стремление избегать критики со стороны преподавателей или друзей имеет больший удельный вес в мотивационном обеспечении их деятельности, чем у студентов 4-го курса. Общий вывод: мотивационная структура студентов 4-го курса имеет большее положительное влияние на творческий, активный образ жизни и на показатели учебной работы. В заключение автор касается проблем совершенствования образовательного процесса в отношении развития систем внутренней и внешней мотивации личности.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
А.И. Ладошкин, И.А. Майорова, Е.А. Харитонова
Экономические науки. 2010.  Т. 66. № 5. С. 79-83. 
[Статья]
Адриан Михайлович Бекарев
[Учебная программа]
Сергей Григорьевич Заржевский
[Учебная программа]
Tony Stapley
Management Development Review. 1996.  No. 4. P. 5-8. 
[Статья]