Эксоцман
на главную поиск contacts

Информационно-организационное обеспечение деятельности кадрового центра образовательной организации

Опубликовано на портале: 09-06-2004
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 74-77. 

Важность проблемы эффективной занятости молодых специалистов настолько очевидна, что попыток ее решения только на государственном уровне становится недостаточно. Необходимо объединение усилий федеральных служб занятости населения, региональных органов управления образованием, образовательных организаций и потребителей специалистов. Основой для такого сотрудничества может стать реальная деятельность, выгодная для всех участвующих сторон. В настоящее время имеются программы и рекомендации по проведению комплекса мероприятий в области организации служб содействия трудоустройству студентов и выпускников.

Наиболее перспективным в данный момент представляется решение поставленной задачи силами образовательных организаций как стартового варианта. В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) для реализации данной идеи создан центр "Маркетинг образовательных услуг", ориентированный на комплексное и оперативное решение вышеперечисленных проблем.



Н.Ш.Никитина, Е.В. Федорова, М.А. Бурмистров,
Новосибирский государственный технический университет

ИНФОРМАЦИОННО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н. Ш. Никитина, Е. В. Федорова, М. А. Бурмистров, 2001.

 

В результате проведенных за последнее десятилетие преобразований государственных институтов система образования утратила некоторые важные положительные достижения, сохранив негативные. Для сегодняшней российской системы высшего образования характерно:

  • отсутствие централизованной системы трудоустройства выпускников;
  • сохранение инерционного механизма открытия новых востребованных специальностей, что главным образом связано с недостатком опыта работы образовательных учреждений на рынке труда и образовательных услуг;
  • появление учебных заведений негосударственных форм собственности, о качестве образования в которых потребители услуг и специалисты не имеют официальной информации;
  • недостаточное государственное финансирование, вынуждающее руководство вузов больше внимания уделять проблемам выживания, а не качеству образования;
  • возрастание потребности в высококлассных специалистах по новым направлениям подготовки и специальностям;
  • недостаточная осведомленность образовательных организаций о потребностях развития рынка труда и образовательных услуг и тенденциях в его развитии;
  • отсутствие у граждан и хозяйствующих субъектов информации об услугах, предоставляемых образовательными организациями, а также качестве этих услуг;
  • появление большого количества новых форм и технологий обучения, ориентированных на большую самостоятельность при обучении, в том числе на обучение в течение всей жизни;
  • недостаточная осведомленность работодателей и молодых специалистов (студентов, выпускников вузов) о взаимных потребностях, связанная с отсутствием сформировавшейся информационной культуры на рынке труда и образовательных услуг.

Важность проблемы эффективной занятости молодых специалистов настолько очевидна, что попыток ее решения только на государственном уровне становится недостаточно. Необходимо объединение усилий федеральных служб занятости населения, региональных органов управления образованием, образовательных организаций и потребителей специалистов. Основой для такого сотрудничества может стать только реальная деятельность, выгодная для всех участвующих сторон. В настоящее время имеются реальные программы и рекомендации по проведению комплекса мероприятий в области организации служб содействия трудоустройству студентов и выпускников.

Наиболее перспективным в данный момент представляется решение поставленной задачи силами образовательных организаций как стартового варианта. В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) для реализации данной идеи создан центр "Маркетинг образовательных услуг", ориентированный на комплексное и оперативное решение вышеперечисленных проблем1. На рис. 1 приведена функциональная схема Центра.

Изображенные на рисунке сектора соответствуют направлениям деятельности Центра.

Сектор маркетинга. Управление и координация работ в области исследований на рынке труда и образовательных услуг; установление контактов со службами занятости населения, кадровыми агентствами, предприятиями, образовательными организациями, аналогичными структурами и коллегами других регионов России и зарубежья; сбор, обработка и анализ данных; оформление результатов исследований в виде аналитических отчетов, докладов, информационных писем, статей; обеспечение доступа потребителей к информации (опубликование в открытой печати, информация на сайте Центра и пр.).

Рис. 1. Функциональная схема Центра маркетинга образовательных услуг

Сектор информационной поддержки. Проектирование и поддержка в актуальном состоянии баз данных о направлениях подготовки и специальностях, текущем и итоговом рейтинге студентов, их научных достижениях, личных интересах и предпочтениях по будущей работе; сбор и обработка результатов о карьерном росте выпускников, разработка баз данных для кадрового агентства.

Сектор аудита качества. Проведение исследований в области качества образования; разработка методик и технологий самообследования и внешнего аудита качества образования; обработка результатов мониторинга качества и представление итоговой информации потребителям услуг и специалистам, руководству образовательных организаций, службам управления образованием федерального, регионального и местного уровней.

Сектор консалтинга. Оказание консультационных и образовательных услуг в области исследований рынка; подготовка экспертов по качеству образования; психологическое консультирование и профориентация учащихся и абитуриентов, обучение технологиям поиска работы (составление резюме, подготовка к собеседованию и пр.); обучение преподавателей и руководителей разного уровня в области менеджмента качества образования.

Кадровое агентство. Установление контактов с организациями - потребителями специалистов, вузами и кадровыми агентствами региона с целью формирования информационной базы данных потребностей в специалистах; содействие в трудоустройстве выпускников, студентов, специалистов, нуждающихся в трудоустройстве; оказание консультаций при заключении договоров между предприятием, студентом и вузом (возможно ,конкретными преподавателями) для целевой подготовки специалистов ("штучная" подготовка); выполнение заказов предприятий по подбору молодых специалистов на объявленные должности; ведение базы данных кадрового агентства.

Направления деятельности Центра тесно связаны между собой. Исследования рынка труда частично основываются на данных, накопленных в процессе функционирования кадрового агентства. Результаты деятельности двух вышеперечисленных подразделений используются при оказании консультационных услуг специалистами сектора консалтинга. Комплексной задачей всех подразделений Центра является выработка рекомендаций по открытию новых специальностей и направлений подготовки, проектированию профессиональных образовательных программ (в части регионального и вузовского компонентов) в соответствии с потребностями рынка труда.

Деятельность Центра координируется директоратом, в который входит директор и руководители секторов. Линейно-функциональная структура управления Центром позволяет сочетать личную ответственность руководителей, их компетентность и простоту горизонтальных связей между подразделениями.

Для создания Центра и обеспечения его функционирования требуются квалифицированные кадры и эксперты разных направлений деятельности. В силу многопрофильности НГТУ в его кадровом составе имеются специалисты всех направлений деятельности центра, которые могут быть привлечены к реализации проекта на основе полной или частичной занятости.

Содержание и структура функций секторов могут расширяться и корректироваться в процессе функционирования Центра.

В данное время работа по реализации проекта осуществляется в двух направлениях: реализация функций кадрового агентства и обеспечение информационной поддержки деятельности Центра.

К настоящему моменту в НГТУ создана информационная система, реализующая следующие функции и задачи сектора информационной поддержки:

  • информирование потенциальных потребителей услуг Центра о направлениях его деятельности, возможностях и предоставляемых услугах;
  • информирование заинтересованных пользователей о специальностях, по которым готовит НГТУ;
  • сетевая поддержка деятельности консультационной службы Центра;
  • предоставление консультационных услуг по выявлению профессиональной ориентации;
  • поддержка работы кадрового агентства;
  • обеспечение информационной связи Центра с реальными и потенциальными клиентами через Интернет.

Для реализации поставленных задач в разрабатываемую информационную систему включены следующие компоненты: база данных (БД) кадрового агентства, обеспечивающая хранение, распределенное предоставление и автоматизированную обработку рабочей информации (рис.2); Web-сайт, где размещена информация о Центре и оказываемых им услугах; БД с описанием специальностей НГТУ, консультационная рубрика "Вопрос - Ответ", стол заявок на подбор кадров для организаций среди студентов и выпускников вуза, форма для заполнения и отправки резюме, список имеющихся на определенный момент вакансий.

Таблицы   Формы
Специальности НГТУ « Отображение / ввод специальностей, многокритериальный поиск
Вакансии « Отображение / ввод заявок на подбор кадров, поиск, перемещение выполненных заявок, удаление
Заполненные вакансии « Отображение выполненных заявок
Студенты « Представление / ввод анкет студентов, многокритериальный поиск, перемещение анкет трудоустроенных студентов, удаление
Трудоустроенные студенты « Вывод информации о трудоустроенных студентах
Вопросы и ответы « Представление вопросов посетителей web-сайта, ввод ответов на них, поиск вопросов без ответов, удаление вопросов
Присланные сообщения « Отображение присланных сообщений

База данных и Web-сайт Центра представляют собой единый информационный комплекс. Данные, отправляемые посетителями сайта, поступают непосредственно в БД, в то же время информация таблиц БД используется для автоматической генерации web-страниц при каждом обращении к серверу Центра.

На этапе разработки концепции Центра был проведен анализ его сильных и слабых сторон, а также потенциальных возможностей и угроз (препятствий) на пути его становления и последующего развития. Результаты данного анализа представлены ниже.

Сильные и слабые стороны
Сильные стороны

- Хорошие возможности НГТУ, крупнейшего вуза региона - основа для создания Центра и проверки эффективности его функционирования.
- Признанные достижения университета в области качества образования и опыт работы таких структур, как научно-методический центр, факультет повышения квалификации, кафедра оценки качества образования.
- Авторитет НГТУ на рынке труда и образовательных услуг.
- Готовность руководства университета оказать финансовую поддержку на этапе создания Центра.
- Заинтересованность деканатов в трудоустройстве выпускников и рекламе специальностей, что должно способствовать активной работе факультетов в период актуализации информационной системы Центра
Слабые стороны

- Слабые связи производителей образовательных услуг с предприятиями.
- Недостаток специалистов в области маркетинга. образовательных услуг с опытом практической деятельности.
- Необходимость начальных финансовых вложений.
Возможности и угрозы (препятствия)
Возможности

- Привлечение финансовых средств из отечественных и международных программ.
- Обмен опытом с зарубежными коллегами - специалистами в области маркетинга образовательных услуг.
- Сотрудничество Центра с Департаментом Федеральной государственной службы занятости позволит приобрести опыт профессиональной деятельности на рынка труда.
Угрозы (препятствия)

- Отсутствие независимой региональной системы оценки качества деятельности образовательных учреждений.
- Проблема вовлечения в совместную работу Центра других вузов и организаций.

Для успешной деятельности Центра и, в частности, кадрового агентства на рынке труда планируется проведение следующих рекламно-ознакомительных мероприятий:

  • установление контактов со студентами: размещение информации о Центре и оказываемых услугах в печатных изданиях НГТУ; распространение рекламно-информационных плакатов и листов на стендах университета; сотрудничество с деканатами; проведение рекламных мероприятий на занятиях;
  • установление контактов с организациями: проведение бесплатных семинаров по кадровому менеджменту; формирование личных связей с менеджерами по персоналу; участие в конференциях и ярмарках вакансий; рассылка информационных писем; телефонные переговоры; размещение рекламы в средствах массовой информации и сети Интернет.

1 Никитина Н.Ш., Федорова Е.В. Университетский центр "Маркетинг образовательных услуг" // Качество образования. Достижения. Проблемы: Материалы IV Междунар. науч.-метод. конф. / Под общ. ред. А.С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. С. 64-66.Возврат

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Marsel Hetu, Влад Е. Генин
Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 61-66. 
[Статья]
Виталий Павлович Прокопьев, Сергей Алексеевич Рогожин
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 63-75. 
[Статья]
Галина Борисовна Скок, Елена Анатольевна Лебедева
Университетское управление. 2001.  № 3(18).
[Статья]
Павел Евгеньевич Щеглов, Надежда Шагабановна Никитина
Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 46-59. 
[Статья]
Александр Иванович Юрьев
Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 48-66. 
[Статья]
В.И. Лисов
Университетское управление. 2010.  № 2. С. 6-15. 
[Статья]