Эксоцман
на главную поиск contacts

Университетский комплекс ЛЭТИ - новая форма потенциала сферы образования

Опубликовано на портале: 30-03-2004
Создание и развитие деятельности университетских комплексов является одной из приоритетных задач в модернизации системы образовании страны. Это связано прежде всего с тем, что существующая система образования (одна из самых совершенных в мировой практике на определенном этапе развития) вступила в период развития общества, связанный с такими глобальными изменениями внутренней и внешней среды, которые требуют адекватной реакции. Очевидно, что система образования как наиболее существенная компонента общества, определяющая развитие страны, нуждается в кардинальной перестройке. Программа модернизации системы образования определили основные элементы этого процесса. Одним из направлений модернизации является работа по созданию университетских комплексов, позволяющих реализовать основополагающие элементы перестройки системы образования, связанные со различными процессами.

Д. В. Пузанков, В. Ф. Рябов, А. Н. Мамонтов,
С.-Петербургский государственный электротехнический университет

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС ЛЭТИ - НОВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Создание и развитие деятельности университетских комплексов является одной из приоритетных задач в модернизации системы образовании страны. Это связано прежде всего с тем, что существующая система образования (одна из самых совершенных в мировой практике на определенном этапе развития) вступила в период развития общества, связанный с такими глобальными изменениями внутренней и внешней среды, которые требуют адекватной реакции. Очевидно, что система образования как наиболее существенная компонента общества, определяющая развитие страны, нуждается в кардинальной перестройке. Программа модернизации системы образования определили основные элементы этого процесса. Одним из направлений модернизации является работа по созданию университетских комплексов, позволяющих реализовать основополагающие элементы перестройки системы образования, связанные со следующими процессами:

  • модернизацией системы общего среднего образования (12-летний цикл обучения);
  • грядущими демографическими проблемами (снижением выпуска окончивших школы в 2 раза к 2007 г.);
  • введением системы единого государственного экзамена для выпускников средних школ;
  • введением принципиально новой системы бюджетного финансирования системы высшего профессионального образования: государственные именные финансовые обязательства, система государственных образовательных кредитов (субсидий), "подушевое" финансирование государственного заказа специалистов и т.д.;
  • реализацией рыночного механизма взаимоотношений с потребителями основной продукции высшей школы (работодателями);
  • использованием инновационных механизмов в научных исследованиях высшей школы.

В настоящее время в вузах активно ведутся работы по созданию нормативно-правовых, организационно-административных и финансово-экономических моделей университетских комплексов. Приказом Минобразования N 515 от 15.02.2001 утверждено одно из направлений федеральной программы развития образования "Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня".

Организация федеральных экспериментальных площадок позволит провести соответствующие мероприятия и исследования по повышению качества образования, обеспечению непрерывности образовательного процесса и взаимосвязи образовательных программ различных уровней с целью сокращения сроков их освоения.

Кроме того, создаются условия для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, региональный, межрегиональный и отраслевой уровень, для активизации научных исследований и инновационной деятельности, обеспечения интеграции образования, науки и производства в рамках университетского комплекса. Университетские комплексы позволяют активизировать процесс использования результатов научных исследований в учебном процессе, а также устанавливать тесные связи между образовательными, научными, конструкторскими учреждениями, предприятиями, инновационными организациями как единой коллективной системы получения и использования научных знаний и технологий в образовании, экономике и социальной сфере.

Приказом Минобразования N 2853 от 01.08.2001 "О проведении эксперимента по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов" Санкт-Петербургскому государственному электротехническому университету "ЛЭТИ" присвоен статус федеральной экспериментальной площадки - университетского комплекса по реализации модели университетского комплекса в форме ассоциации юридических лиц.

В качестве принципов деятельности ассоциации были определены:

  • Единство учебного, научного и инновационного процесса во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой.
  • Непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней с целью сокращения сроков их освоения.
  • Инновационный характер деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных.
  • Эффективное организационное взаимодействие между всеми структурами университетского комплекса, равенство и учет их интересов.

Основные цели Ассоциации "Университетский комплекс "ЛЭТИ"":

  • Участие в формировании единого образовательного и научного пространства в области основных научно-образовательных направлений СПбГЭТУ "ЛЭТИ": информационных технологий, управления, физики твердого тела, электро- и радиотехники, гуманитарных наук - во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой региона.
  • Содействие университетскому учебно-научно-инновационному комплексу (УНИК) в обеспечении полного инновационного цикла создания и освоения наукоемких технологий, в том числе и образовательных.
  • Обеспечение непрерывности образовательного процесса.
  • Содействие ведению учебно-методической и научно-исследовательской деятельности по созданию, развитию и внедрению эффективных образовательно-профессиональных программ и технологий обучения.
  • Адаптация образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.
  • Содействие интеграции образования и науки в области основных научно-образовательных направлений СПбГЭТУ "ЛЭТИ".
  • Развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов, выполнении совместных научных и инновационных проектов.
  • Содействие в повышении эффективности использования интеллектуальных, финансовых, информационных и иных ресурсов членов Ассоциации.
  • Участие в создании нормативной базы образования.

Инициатором создания Ассоциации выступил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ". Определяя состав предполагаемых членов Ассоциации, университет ориентировался на участие в ее создании образовательных и научных учреждений, с которыми налажены многолетние связи и постоянные деловые контакты. В число участников вошли техникум, школа, негосударственный вуз, ряд научных и инновационных организаций, а также организации, работающие с выпускниками университета. Ниже приведен перечень учреждений и организаций. вошедших в состав Ассоциации "Университетский комплекс "ЛЭТИ"":

  • Невский институт языка и культуры.
  • Школа N 56.
  • Радиотехнический техникум.
  • Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт биотехнических систем (НИКТИ БТС).
  • Научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем прогнозирования чрезвычайных ситуаций (НИИ РЭС ПЧС).
  • Научно-исследовательский институт моделирования и интеллектуализации сложных систем (НИИ ИМИСС).
  • Центр технологий микроэлектроники.
  • Инженерный центр ЭТУ (НИЦ ЭТУ).
  • ЗАО "Инновации ленинградских институтов и предприятий".
  • Северо-Западный научно-методический центр.
  • Фонд им. А. А. Вавилова поддержки научной и образовательной деятельности.
  • Фонд содействия трудоустройству выпускников СПбГЭТУ "ЛЭТИ" ("Содействие").
  • Ассоциации содействия развитию ЭТУ (РОО "Ассоциация").

Состав членов Ассоциации предлагается расширять по мере развития различных направлений деятельности, прежде всего в образовательной сфере.

Высшим органом управления Ассоциации является общее собрание ее членов.

Компетенция общего собрания:

  • определение приоритетных направлений деятельности, связанных с целями и задачами Ассоциации;
  • образование исполнительных органов;
  • принципы формирования и использования имущества;
  • изменение устава, реорганизация и ликвидация.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления - правление Ассоциации. Руководит работой председатель правления.

Компетенция правления:

  • формирование программ, проектов, планов мероприятий, направленных на реализацию целей и задач Ассоциации;
  • определение механизмов и контроль за практической реализацией программ и проектов;
  • контроль за финансовой деятельностью, в том числе утверждение финансового плана, годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • создание филиалов и представительств;
  • участие в других организациях.

Исполнительным органом Ассоциации является исполнительный директор.

Компетенция исполнительного директора:

  • мониторинг реализации программ, проектов, планов мероприятий;
  • оперативная практическая деятельность по реализации целей и задач Ассоциации;
  • текущая финансовая и хозяйственная деятельность.

Решение практических задач, поставленных перед Ассоциацией, базируется на реализации совместных программ и проектов членов Ассоциации с привлечением финансовых, материально-технических и информационных ресурсов каждого из них.

Среди первоочередных задач Ассоциации можно назвать следующие:

  • создание системы управления деятельностью Ассоциации;
  • создание единого информационного пространства Ассоциации;
  • создание единого образовательного пространства Ассоциации.

Реализация указанных направлений базируется на внедрении современных информационных технологий в практику работы членов Ассоциации, что позволяет обеспечить:

  • доступ к общим информационным ресурсам;
  • применение новых форм организации и проведения довузовской подготовки ;
  • дистанционную форму получения образовательных услуг;
  • реализацию вариативных траекторий сквозного образовательного процесса "школа-техникум-вуз".

Наличие в составе Ассоциации одной из лучших средних школ города позволит реализовать и апробировать механизмы, связанные с грядущим введением единого государственного экзамена и распространить этот опыт на всю систему довузовской подготовки абитуриентов.

Система дистанционного образования СПбГЭТУ включает шесть подсистем и функционирует на базе сети университета. В свою очередь подсистема "Виртуальный университет" реализует функцию организации учебного процесса дистанционной довузовской подготовки. В настоящее время ведутся работы по созданию корпоративной информационной системы и организации корпоративного учебного процесса вместе с семью школами и колледжами в области экономики и бизнеса.

В рамках Ассоциации ведется работа по созданию научно-методических и организационных основ функционирования университетских комплексов высшего и среднего технического образования

Анализ возможных путей объединения вузов и ссузов с целью реализации непрерывной подготовки кадров показывает, что предпочтительным вариантом кооперации является создание универсальных образовательных структур - факультетов среднего технического образования в составе технических университетов.

Такой подход позволит использовать потенциал педагогических кадров и лабораторную базу вузов для улучшения теоретической подготовки техников и, наоборот, за счет включения в общий оборот материально-технической базы техникумов (колледжей) усилить практическую подготовку инженеров. Кроме того, возникнут единые методические центры, которые де-факто обеспечат максимально возможное сближение специальностей высшего и среднего специального образования, соответствующих учебных планов и даже преемственность содержания учебных курсов.

Реализация этой идеи требует:

  • создания модели и нормативной базы для обеспечения совместной деятельности вузов и техникумов в рамках единого университетского комплекса;
  • разработки вариативных траекторий формирования непрерывного образования на базе интегрирования средней и высшей профессиональной подготовки;
  • разработки "сквозных" учебных планов для вузов и ссузов, входящих в единый университетский комплекс.

В настоящее время модель совместной деятельности университета и радиотехнического техникума создается на базе специальностей "Радиотехника" и "Электрооборудование и автоматика судов".

Включение в состав Ассоциации негосударственного высшего образовательного учреждения - Невского института языка и культуры - позволит реализовать идеи кооперации ресурсов для развития гуманитарных специальностей СПбГЭТУ и даст толчок к открытию новых специальностей и направлений подготовки на гуманитарном факультете университета.

Научно-исследовательские институты и организации, члены Ассоциации, являются естественными элементами реализации инновационного потенциала университетской науки по основным учебно-научным направлениям вуза.

Основными задачами фондов, участвующих в работе Ассоциации, являются:

  • активизация работы с выпускниками университета;
  • решение проблемы трудоустройства и организации взаимодействия "вуз - рынок труда".

В настоящее время проведены все необходимые организационные мероприятия по созданию ассоциации, разработан и принят устав, подписан учредительный договор о создании ассоциации. Документы оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и направлены на государственную регистрацию.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Андрей Александрович Тесля
Общественные науки и современность. 2018.  № 5. С. 125–129. 
[Статья]
Отечественные записки. 2002.  № 2.
[Статья]
Виктор Антонович Садовничий
Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 7-11. 
[Статья]
Елена Анатольевна Лебедева, Галина Борисовна Скок
Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 104-108. 
[Статья]
Галина Александровна Ивахненко
Социологические исследования. 2007.  № 11. С. 99-102. 
[Статья]
Анатолий Сергеевич Востриков, Ю. А. Афанасьев
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 46-49. 
[Статья]