Эксоцман
на главную поиск contacts

Классические университеты: современность и перспективы

Опубликовано на портале: 03-06-2004
Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 20-21. 
Тематический раздел:

Обсуждается появление новых и усиление роли некоторых традиционных функций классического университета. В частности, подчеркивается, что классические университеты, становясь центрами телекоммуникаций и продвижения новых информационных технологий, существенно повышают свою роль как информационные центры. Это в свою очередь укрепляет их престиж в качестве координационных и экспертных центров в научно-образовательной и технологических сферах, способствует интеграции с академическими научными учреждениями и т.п.

  • Университеты усиливают свои позиции как центры междисциплинарных исследований, прежде всего в науках о природе и обществе (экология, природные ресурсы, управление, экономика), что позволяет ставить задачи по решению крупных комплексных проблем регионального и отраслевого уровня. При этом университеты в определённой мере приобретают черты регионообразующих структур, играя также роль стабилизационных в социально-экономическом плане институтов.
  • Классические университеты стремятся стать "ядром" образовательных систем регионов.
  • Как центры международного сотрудничества они являются участниками процессов глобализации. При этом университеты получают новые возможности поддержки фундаментальных научных исследований.


  • В. Г. Майер
    М. Д. Бабанский
    ,
    Томский государственный университет

    КЛАССИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

    Суть классического университета - проведение учебного процесса на базе фундаментальных научных исследований. Эти принципы были положены в основу первых российских университетов, а В. Гумбольдтом построена модель Берлинского университета (университет Гумбольдта), оказавшая существенное влияние на развитие классического университетского образования в России.

    Ориентация на интеграцию учебного процесса и фундаментальных научных исследований как на основу университетской жизни предопределяет и функции классического университета (В. А. Садовничий и др.), главные из которых:

    1. производство знаний;
    2. накопление и хранение знаний;
    3. передача знаний;
    4. распространение знаний.

    Эти четыре основных функции присущи идеальной модели университета Гумбольдта и обусловливают возможности классического университета в подготовке интеллектуальной элиты общества (блестящим доказательством этого утверждения является наличие 29 Нобелевских лауреатов в составе профессуры Берлинского университета).

    Разумеется, для осуществления этих функций в университете должны быть соответствующие инфраструктура и потенциал.

    Так, производство знаний требует наличия ведущих научных школ и специализированных научных учреждений в составе университетов (научно-исследовательских институтов, ботанических садов, обсерваторий и т.п.), также являющихся и базой учебного процесса. Выполнение функций накопления и хранения знаний обусловило традиционно высокий для университетов уровень библиотек и музеев (классические университеты всегда являлись информационными центрами).

    Передача знаний - учебный процесс на высоком научном и методическом уровне -невозможна без наличия ведущих научно-педагогических школ по всему спектру точных, естественных и гуманитарных наук, имеющих вековые традиции и высокий авторитет в научном сообществе. Функция распространения знаний включает также культурный и просветительский компоненты, что и позволяет в целом говорить о классических университетах как о центрах образования, науки, культуры и просвещения.

    Разумеется, функционирование подобного университета Гумбольдта предполагает существенную, в определённой мере безвозмездную поддержку со стороны государства (особенно дорогостоящих фундаментальных исследований).

    С учётом современных требований экономики в целом (т. е. ориентации на быстрые практические результаты) модель университета Гумбольдта, при всей привлекательности и благородстве её принципов, многим, от кого зависит принятие решений в сфере образования в целом, может показаться несовременной, уступающей дорогу другим моделям - например, модели университета Твента, которому удалось фактически поднять экономику отстающего региона путём глобального участия в решении практических задач на основе развития различных видов инновационной деятельности.

    Однако вернёмся к тому, что есть "продукт" деятельности классического университета, и ещё раз подчеркнём, что основной задачей такого университета является подготовка и воспитание не только высококвалифицированной, но энциклопедически развитой творческой личности, способной к саморазвитию.

    Думается, очевидно, что именно такие личности и составляют основу творческого потенциала развития любого цивилизованного общества. Таким образом, общие цели требуют продолжения развития классического университета как исследовательского университета (собственно, в каноническом смысле эти понятия эквивалентны). С другой стороны, упрощённо понимаемые требования рыночной экономики и отношение общества и государства к образованию и науке скорее как к необходимым, а не приоритетным институтам государственного и общественного устройства придают сегодня проблеме достижения основных целей классического университетского образования почти невыполнимый характер. И дело не только в резком сокращении финансирования фундаментальных научных исследований, а, что более серьёзно, фактически в отказе университетам в праве на организацию крупных научных исследований (так, университеты не являются субъектами Закона о науке и государственной научно-технической политике, а требования Гражданского кодекса РФ обусловливают преобразование университетских НИИ либо их выделение из университетского научно-учебного комплекса).

    В этой связи представляет интерес анализ возможностей развития классического университетского образования в будущем. Сейчас мы являемся свидетелями движения к постиндустриальному, в существенной мере информационному обществу, когда происходит замена таких категорий, как "труд" и "капитал", соответственно на категории "знание" и "информация" (Э. Тоффлер).

    Это, а также ряд других обстоятельств, анализ которых оставим за рамками этого краткого сообщения, приводит к появлению новых или усилению роли некоторых традиционных функций классического университета. В частности, классические университеты:

    1. Становясь центрами телекоммуникаций и продвижения новых информационных технологий, существенно повышают свою роль как информационные центры. Это в свою очередь повышает их роль как координационных и экспертных центров в научно-образовательной и технологических сферах, способствует интеграции с академическими научными учреждениями и т.п.
    2. Усиливаются как центры междисциплинарных исследований, прежде всего в науках о природе и обществе (экология, природные ресурсы, управление, экономика), что позволяет ставить задачи решения крупных комплексных проблем, в частности, регионального и отраслевого уровня, требующих привлечения, что принципиально важно, новых подходов из сферы точных наук, в частности математики. При этом университеты в определённой мере приобретают черты регионообразующих структур, играя также роль стабилизационных в социально-экономическом плане институтов.
    3. Стремятся стать "ядром" образовательных систем регионов.
    4. В рамках процессов глобализации усиливают свою роль как центры международного сотрудничества, получая при этом и новые возможности поддержки фундаментальных научных исследований.

    В целом, конечно, существуют большие сложности при совмещении исследовательского характера деятельности классического университета и его региональной миссии, но, вероятно, в этом и кроется одна из возможностей сохранения основных принципов классического университетского образования.

    BiBTeX
    RIS
    Ключевые слова

    См. также:
    Вадим Федорович Рябов, Александр Николаевич Мамонтов, Дмитрий Викторович Пузанков
    Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 51-60. 
    [Статья]
    Виталий Павлович Прокопьев
    Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 35-39. 
    [Статья]
    Ярослав Иванович Кузьминов
    Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 6-9. 
    [Статья]
    Олег Борисович Томилин
    Университетское управление. 2006.  № 1(41). С. 7-14. 
    [Статья]
    Андрей Александрович Тесля
    Общественные науки и современность. 2018.  № 5. С. 125–129. 
    [Статья]
    Дмитрий Владимирович Холкин
    Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 17-26. 
    [Статья]
    Анатолий Сергеевич Востриков, Ю. А. Афанасьев
    Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 46-49. 
    [Статья]