Эксоцман
на главную поиск contacts

Может ли школьный директор быть успешным предпринимателем?

Опубликовано на портале: 09-10-2004
Директор школы. 2003.  № 7. С. 59-61. 
Директору государственной школы действительно не позавидуешь. Работа, несомненно, сложная. Бюджет приходится «выбивать», затем «кроить и перекраивать», и обязательно его на что-нибудь не хватит. То на ремонт какого-нибудь класса, то на замену старого компьютера на новый, то на надбавки учителям. Но вот известный экономист Ирвинг Кристоль считает, что «хороший руководящий работник является прежде всего энергичным и проницательным предпринимателем, созда-ющим новые возможности для прибыльных хозяйственных сделок». Может ли директор школы им стать?

Директору государственной школы действительно не позавидуешь. Работа, несомненно, сложная. Бюджет приходится «выбивать», затем «кроить и перекраивать», и обязательно его на что-нибудь не хватит. То на ремонт какого-нибудь класса, то на замену старого компьютера на новый, то на надбавки учителям. Но вот известный экономист Ирвинг Кристоль считает, что «хороший руководящий работник является прежде всего энергичным и проницательным предпринимателем, созда-ющим новые возможности для прибыльных хозяйственных сделок»*.

Здесь читатель, может быть, удивится или даже возмутится: «Где же это вы видели директоров школ, занимающихся прибыльными хозяйственными сделками?» Вопрос, пожалуй, правомерный. Только его стоит переформулировать: «Где же найти пример предпринимательства в российской школе?». А далее, возможно, стоит попытаться ответить на вопрос: «Какие личности являются действительно руководителями-предпринимателями? Есть ли у них характерные черты, которые стоит культивировать у директоров наших школ?

В России найти пример предпринимательства в учебной, в том числе в школьной, жизни уже можно. Я имею в виду прежде всего тех людей, которые создали свои частные школы, лицеи и гимназии. А ведь им совсем не просто выжить. В отличие от школ бюджетных, им, частным, ничего не гарантировано - ни денег на содержание помещений, ни зарплаты. Ничего! Кто же соглашается на жизнь в таких, мягко говоря, непредсказу-емых условиях? Чем отличаются те личности, которые смогли сделать свою школу не только выживающей, но и процветающей?

Еще известнейший специалист в области управления Питер Ф. Дракер подчеркивал бесполезность попыток нарисовать словесный портрет типичного предпринимателя (по крайней мере, как некой всегда успешной личности), а Орви Коллинз и Дэвид Мур даже писали о том, что те, кто становятся предпринимателями, возможно, достигли предела отчаяния, скуки, и вместо того, чтобы стать бродягами, преступниками или профессорами, приспосабливаются к этой жизни путем организации своего собственного дела.* Так ли это или не так, в любом случае, человек становится предпринимателем, возможно, и под влиянием внешних обстоятельств, но опираясь прежде всего на внутренние причины, мотивы. Кто же он - директор частной школы? Хотя типичного портрета руководителя-предпринимателя, как мы уже говорили, не нарисовать, исследователям удалось выделить несколько характерных черт, присущих удачливым бизнесменам. Например, Дэвид К. Макклеланд среди таких черт называет: 1) новаторство; 2) обоснованную рискованность действий; 3) уверенность в себе; 4) упорство; 5) постановку новой значимой цели; 6) ответственность**.

Рассмотрим, эти предпринимательские черты по отдельности. Новаторство предполагает то, что предприниматели - это личности, которые стремятся решать новые задачи, изготавливают продукцию новыми способами, «вплетают старые идеи в новые узоры». Руководя школой, такие директора постоянно что-то изобретают, вносят инновационные моменты, которые могут касаться как материальных вещей, например, постройки пристройки к школе, внедрения информационной, компьютерной сети, так и инноваций, вводимых в учебный процесс, скажем, системы развивающего обучения и т.п.

Многие ли директора бюджетных школ готовы рискнуть хоть чем-то? Явно немногие. Своего имущества нет или его так мало и, соответственно, так жалко, что…Да и, вообще, почему я - директор школы, должен заниматься тем, что обязано делать за меня государство?

При предпринимательском же подходе любое новое предприятие, например, открытие частной школы, представляет собой риск для самого предпринимателя. Человек отвечает своими средствами, здоровьем, спокойствием своей семьи, а в крайней, экстремальной ситуации может ответить и «головой». При этом риск руководителя-предпринимателя все-таки максимально просчитан и в большинстве случаев оправдан. Хочу заметить, что я хорошо понимаю и в какой-то мере оправдываю директоров бюджетных школ, так как и сам еще недавно был директором подобного учреждения, занимавшегося в том числе и образовательными услугами. Действительно, может быть, самое главное в такой ситуации - это собственная установка директора: «А почему, собственно, я должен рискнуть?». И, второе, не менее мощное ограничение - само государство, в лице вышестоящих структур, не дает проявлять инициативу и рисковать, проверяя, ограничивая, наказывая за все шаги «в сторону», даже если они не несли никаких доходов директору школы, а лишь прямую прибыль школе.

Не менее существенным является то, что руководители-предприниматели уверены: они смогут превзойти любого в своей области. Вероятно, к этому можно было бы добавить, что эти люди прежде всего опираются на себя, на свои силы, верят в то, что они смогут изменить мир, даже такой сложный и, казалось бы, малоперспективный, «закостенелый», как мир образования.

Следующей характерной чертой, где-то продолжающей предыдущую, следует назвать упорство. Побуждаемые своим желанием добиться исключительных достижений предприниматели затрачивают массу усилий, работают порой без сна и отдыха, другими словами, проявляют не просто упорство, а редкостное упорство. При этом мне представляется верным то, что руководители-предприниматели (уже добившиеся первоначального успеха), умеют сочетать такие периоды упорной работы с не менее «упорным» и продуктивным отдыхом. Бюджетная школа, в большинстве своем, - учреждение довольно стабильное и ригидное, особенно в том, что касается целей. И, возможно, это одна из самых значимых школьных бед. Люди с выраженными предпринимательскими чертами выбирают новые значимые цели. И это само по себе является для них стимулирующим фактором. Удивительна способность настоящих предпринимателей выбирать новые направления бизнеса или даже прибегать к закрытию одного предприятия для того, чтобы открыть другое, более прибыльное и т.п. Школу, конечно, не закроешь, однако варианты ее трансформации безграничны. И, наконец, предприниматели принимают на себя ответственность за неудачу и успех. И винят и хвалят себя сами. Что ни говори, а настоящие предприниматели-руководители действительно заслуживают получения дохода на свои личные (и не только денежные) вклады.

Вот, собственно и почти все, что хотелось бы сказать. Конечно, чувство собственника дает большой эффект, безусловно, им обладают и к этому идут люди со специфическими чертами. Однако есть варианты и смешанного ведения школьного «хозяйства», сочетания бюджетных и частных источников финансирования. Так, может быть, дело заключается не в форме собственности, а в наличии или отсутствии у директора (руководителя) школы предпринимательских качеств? А как вы думаете?

__________________________________________
*Irving Kristol. Business VS. the Economy / Wall Street Journal /June 26, 1979 p.18.
* Orvi F. Collins, David G. Moore. New Business Ventures and the Entrepreneur. Homewood, 1974, p. 2.
**Цитирую по Николас К. Сирополис Управление малым бизнесом. М., 1997, с. 56.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Нина Исакова, Ольга Красовская, Виталий Грига, Фредерике Велтер, Дэвид Смоллбоун
Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 2. P. 151-164. 
[Статья]
Александр Дайксель
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2. С. 6-10. 
[Статья]
Валерий Иванович Неверов, Александр Иванович Зимин
Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 54-60. 
[Статья]
Николай Иванович Дряхлов, Владимир Александрович Давыденко
Социологические исследования. 1996.  № 6. С. 120-125. 
[Статья]
Валерий Вячеславович Сахаров
[Учебная программа]