Эксоцман
на главную поиск contacts

Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита

Опубликовано на портале: 29-09-2003
Социологический журнал. 1999.  № 3/4. С. 187-214. 
Эмпирическую базу исследования, проведенного в 1997 г., составляют 178 письменных анкет старшеклассников и студентов первого-второго курсов "классического" и "технического" университетов г. Барнаула в возрасте от 15 до 22 лет. Сюжетная специфика постсоветского восприятия потребления проявила себя в студенческих текстах, по меньшей мере, двояко. С одной стороны, потребление, особенно его демонстративные, откровенно публичные формы, являясь существенным механизмом формирования половой идентичности, все чаще воспринимается как мужской вид деятельности. С другой стороны, формы, способы и ассортимент потребления, приписываемые новорусским мужчинам, поражают своей повторяемостью, предсказуемостью. Новорусский стиль жизни примечателен не столько своим качеством потребления, сколько количеством. Оказавшись не в состоянии найти адекватные символические означающие, способные гомологически воспроизвести специфическое экономическое положение новых богатых, респонденты выбрали путь количественной репрезентации, переводя "вкус роскоши" в термины "вкуса необходимости". Отсутствие развитого поля постсоветского культурного производства привело к тому, что акцент в описаниях новых русских оказался смещенным с области производства на область потребления символических продуктов. Кроме того, ограниченное число новорусских статусных объектов логически привело к их "количественной интенсификации". Комбинация этих двух факторов (собственной истории культурного потребления студентов и развития культуры в обществе) способна ответить на вопрос, почему отличительной чертой новорусского мужчины является количество приобретенных им предметов.

Ссылки
http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-99ush.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Rodney B. Holcomb, John L. Park, Oral Capps
Journal of Food Distribution Research. 1995.  Vol. 26. No. 2. P. 1-8. 
[Статья]
Ingar Mehus
International Review for the Sociology of Sport. 2005.  Vol. 40. No. 3. P. 321-333. 
[Статья]
Александр Евгеньевич Суринов
[Книга]
Мария Гладкова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 50-65. 
[Статья]
Robert Welsh, Biljana Juric
Journal of Food Distribution Research. 1998.  Vol. 29. No. 1. P. 75-80. 
[Статья]
Mark G. Brown, Thomas Spreen, Ronald P. Muraro
Journal of Food Distribution Research. 1999.  Vol. 30. No. 3. P. 22-32. 
[Статья]