Эксоцман
на главную поиск contacts

Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия

Опубликовано на портале: 29-03-2004
Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 25-31. 
Отечественная высшая школа и фундаментальная наука, как и все общественные институты, переживает глубочайший кризис. Сложившаяся ведомственная система управления образованием и наукой оказалась неэффективной и в период перехода к рынку должна быть заменена новой системой. Ее организационные принципы ориентированы к накопленному мировому передовому отечественному опыту. Как известно, в соответствии с концепцией научно-технической политики Российской Федерации проводится интеграция научно-исследовательских институтов с крупными вузами, промышленными предприятиями. Созданы федеральные научные центры в городах Арзамас, Челябинск, Обнинск, Пущины, Черноголовка и др. Одновременно в развитых странах наиболее крупные университеты в кооперации с исследовательскими институтами преобразуются в так называемые исследовательские университеты, о деятельности которых можно судить по итогам знакомства с зарубежными аналогами из наших поездок в Англию и США. Исследовательский университет - это хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом современная форма интеграции образования и науки. Именно эти университеты пользуются наибольшей поддержкой из бюджета федерального правительства для проведения научной и образовательной деятельности.

В. А. Журавлев,
Удмуртский государственный университет

КЛАССИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: КОНЦЕПЦИЯ, ПРИЗНАКИ, РЕГИОНАЛЬНАЯ МИССИЯ

Отечественная высшая школа и фундаментальная наука, как и все общественные институты, переживает глубочайший кризис. Сложившаяся ведомственная система управления образованием и наукой оказалась неэффективной и в период перехода к рынку должна быть заменена новой системой. Ее организационные принципы ориентированы к накопленному мировому передовому отечественному опыту.

Как известно, в соответствии с концепцией научно-технической политики Российской Федерации проводится интеграция научно-исследовательских институтов с крупными вузами, промышленными предприятиями. Созданы федеральные научные центры в городах Арзамас, Челябинск, Обнинск, Пущины, Черноголовка и др. Одновременно в развитых странах наиболее крупные университеты в кооперации с исследовательскими институтами преобразуются в так называемые исследовательские университеты, о деятельности которых можно судить по итогам знакомства с зарубежными аналогами из наших поездок в Англию и США.

Исследовательский университет - это хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом современная форма интеграции образования и науки. Именно эти университеты пользуются наибольшей поддержкой из бюджета федерального правительства для проведения научной и образовательной деятельности. Так, 100 ведущих исследовательских университетов США получают 95% средств федерального бюджета для исследовательских и образовательных целей. Подготовка специалистов наивысшей квалификации также сосредоточена в исследовательских университетах: 60% всех докторантов США подготовлено в 50 исследовательских университетах. Эти университеты имеют большее число студентов, обучающихся по магистерским программам, имеют лучшее соотношение между численностью преподавателей и студентов (~ 1 : 6), в то время как в обычных вузах это соотношение (~1 : 12).

Исследовательские университеты имеют наиболее прочные связи с промышленностью. Так, крупнейший американский исследовательский университет - Массачусетский технологический институт имеет связи приблизительно с 300 корпорациями (более половины из них- крупнейшие корпорации США).

Существенным отличием в формировании профессорско-преподавательского состава лучших американских университетов является ротация кадров, охватывающая сферы образования, науки и бизнеса. Между ними отсутствуют искусственные перегородки, более того - система оплаты в вузе, как и на фирме, стимулирует такую ротацию.

Исследовательские университеты активно участвуют, преимущественно на коммерческой основе, в дополнительном послевузовском образовании, предлагают многоуровневые программы повышения квалификации и переподготовки. В отличие от узкопрофильных коммерческих учебных заведений, университеты имеют возможность реализации разнообразных программ, основывающихся на междисциплинарном подходе.

Для исследовательских университетов характерна множественность источников финансирования: федеральный и местный бюджеты, гранты, благотворительные и попечительскиие фонды, бизнес, доходы от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности. Так, в США на федеральное правительство приходится 13,3% всех финансовых ресурсов, на правительство штатов - 30,3%, местные органы власти - 2,7%, частный сектор - 4,9%, студентов - 33,1%. Еще 15% средств в бюджет высшей школы относят сами вузы за счет своих фондов и доходов.

Современный исследовательский университет- это крупный экономический субъект, обладающий, естественно, большой самостоятельностью. Так, годовой бюджет Техасского университета - 3 млрд. долларов, Стандфордского - 1 млрд. долларов, Манчестер метрополитен-университета- 1 млрд. долларов. Исследовательские университеты стали равноправными партнерами бизнеса в интеграции науки, образования и производства, а порой выполняют в регионах роль ведущего, основного интегратора.

Вокруг университетов создаются исследовательские парки как форма интегрированного развития науки, образования и бизнеса. Исследовательский парк представляет собой объединенную вокруг научного центра (исследовательского университета) научно-производственную, учебную и социально-культурную зону обеспечения непрерывного инновационного цикла.

Суть концепции исследовательского парка состоит в создании особой инфраструктуры, обеспечивающей связь исследовательского центра и бизнеса, порождающей и поддерживающей на стартовом этапе малые высокотехнологичные предприятия. В парках осуществляется технологический трансфер, т. е. передача новых технологий, проекты которых возникли в научных центрах, в производство, доведение замысла до стадии выпуска продукции.

В парках реализуется интеграция науки, базирующейся в вузах, с бизнесом. Парки помогают ученым, инженерам, программистам довести свои идеи до стадии коммерческого продукта, стать предпринимателями, организовать собственные малые фирмы. Очень важна для начинающих научных предпринимателей возможность общения со специалистами разных профессий, существующая только в атмосфере университета и распространяющаяся на исследовательский парк.

Исследовательский парк существует как бы в поле притяжения университета, и его структура состоит из двух основных блоков - малых инновационных предприятий и подразделений их обслуживания и поддержки.

Технопарки, образующиеся рядом с вузами, но независимые от них, с одной стороны обеспечивают коммерциализацию научных разработок, дают дополнительный заработок преподавателям, аспирантам и студентам, а с другой, создавая околовузовские структуры коммерческой деятельности, препятствуют чрезмерной коммерциализации работы самих вузов.

Структура каждого конкретного парка определяется его специализацией, соответственно очерчивающей круг его деятельности. В структуре парка есть исследовательские подразделения, вычислительный центр, экспериментальное производство, фирмы по выпуску высокотехнологичной продукции, система обслуживания фирм парка, коммерческая и юридическая служба, учебный центр, бытовые помещения и социальная сфера. Парку предоставляется возможность пользоваться лабораториями, библиотекой и компьютерными коммуникациями университета.

Ядром парка является инновационный бизнес-инкубатор, в котором ученый после тщательной экспертизы своей разработки получает возможность льготной аренды помещений и оборудования, деловых консультаций, финансовой, информационной и организационной поддержки. Таким образом, в парке начинают действовать юридически и экономически самостоятельные фирмы.

Учредители парка заинтересованы в том, чтобы в инкубатор вошли фирмы, осваивающие новые разработанные ими технологии. Для вхождения в инкубатор обязателен бизнес-план, в котором подробно описываются и обосновываются шаги по выходу на рынок нововведений. Инкубатор - своеобразный "отель" для высокотехнологичных фирм: им помогают несколько лет, а когда фирма добивается успеха, ее место в инкубаторе занимает новая фирма. На Западе большинство инкубаторов организовано силами университетов, местных органов власти, а также бизнеса. Научно-технологические и исследовательские парки в России активно создаются как сегменты рыночной экономики, способ реализации потребности в научном предпринимательстве. Они пришли на смену отраслевым НИИ, но жалко, что в большинстве случаев, как, в частности, в Удмуртской Республике, собственность НИИ не была передана исследовательским паркам, а подверглась акционированию и бездумной коммерциализации (НИТИ "Прогресс", ИНИИМТ, НИИ ВЭМ идр.) Одновременно произошло и расточительное "разбегание" высококвалифицированных кадров. Вместе с тем "парковый" бизнес мог бы явиться весомой альтернативой утечке умов.

Основную финансовую поддержку в период становления исследовательский парк получает не из федерального центра, а за счет своего региона, местных органов власти, крупных промышленных предприятий, местного бизнеса, поскольку парк при университете призван решать прежде всего региональные задачи.

Таким образом, исследовательский университет становится важнейшим фактором технологического и экономического развития региона. Традиционные функции университета - подготовка специалистов и фундаментальные исследования - дополняются его активной деятельностью по передаче новых технологий в промышленность и бизнес. Нужно сказать, что современные исследовательские университеты обладают наибольшим потенциалом и спектром воздействий на социальную практику, идя по пути развития открытой модели взаимодействия и сотрудничества со всеми общественными институтами.

Что же такое исследовательский университет и каковы его основные черты? Исходя из имеющегося опыта можно утверждать, что для него характерны:

  • тесная интеграция обучения и исследования на всех ступенях образовательного процесса;
  • высокая доля обучающихся по программам магистров, кандидатов и докторов наук и меньшая доля студентов первой ступени обучения;
  • большое количество специальных программ послевузовской подготовки;
  • значительно меньшее число студентов, приходящихся на одного преподавателя, и меньшая учебная нагрузка, чем в обычных вузах;
  • проведение крупных фундаментальных исследований, финансируемых преимущественно из бюджета и различных фондов на некоммерческой основе;
  • тесная связь с бизнесом и хорошо поставленная коммерциализация результатов научных исследований, осуществляемая в околоуниверситетском пространстве, преимущественно в исследовательских парках;
  • тесная интеграция с мировыми научно-исследовательскими центрами;
  • определяющее воздействие на региональное научно-техническое и социально-экономическое развитие.

Развитие Удмуртского государственного университета позволяет говорить о фактических шагах на пути перехода его в статус классического исследовательского университета. Можно выделить присущие нам черты этого статуса: высокий потенциал профессорско-педагогического состава, эффективную организационную структуру, позволяющую сочетать обучение с исследованием, значительную степень интеграции с академическими научными институтами, развитую аспирантуру и докторантуру, сеть кандидатских и докторских диссертационных советов, многочисленные подразделения послевузовского образования, большой объем бюджетного и хоздоговорного финансирования научных и прикладных исследований, развитую технопарковую культуру, хорошие контакты с бизнесом, обширные международные связи, разветвленную сеть коммуникаций и спутниковой связи.

Естественно, что динамичное развитие Удмуртского государственного университета, его превращение в настоящий исследовательский университет с научно-технологическим парком при нем ставит вопросы об организационном оформлении нового статуса университета и создании концептуальной модели его дальнейшей эволюции. Требует теоретического обоснования и уже формирующаяся принципиально новая позиция Удмуртского университета в регионе. Можно сказать, что университет имеет достаточный потенциал, чтобы претендовать на роль одного из главных локомотивов социально-экономического развития в республике. И в успешном созидании университета нового типа больше всего заинтересована сама Удмуртская Республика, особенно в вопросах создания сети филиалов университета в городах и сельских районах с целью приблизить высокие образовательные технологии непосредственно к местам плотно населенных территорий республики, в области создания программ экономической и политической стабилизации региона, разработки и практической реализации новых наукоемких технологических направлений хозяйственного развития территорий республики.

В основу новой академической политики университет заложил сочетание высокого уровня фундаментальности образования с широким спектром образовательным услуг, представляемых на региональном и российском рынках образования, широкое использование в обучении новых информационных технологий, развитие систем дистанционного образования на базе Интернет-сетей спутниковых средств связи.

Мы хорошо понимаем, что на образовательном поле ныне развивается острая конкуренция государственных вузов и негосударственных учебных заведений за "своего" абитуриента. Это касается, главным образом, набора специальностей, где спрос пока опережает предложение: в экономике, праве, истории, психологии, социологии, информатике, филологии и в быстро развивающихся направлениях подготовки:

  • маркетинг - продвижение товаров на рынке;
  • реклама - пропаганда новых форм потребления;
  • организация связей с общественностью (public relation);
  • высокие технологии информированности масс (mass-media);
  • электронные коммуникации - обработка информации;
  • менеджмент - управление в сложных системах;
  • коммерция и сервис - деятельность в сфере услуг.

Все это позволяет сформулировать главные задачи в блоке вопросов академической политики:

  • обеспечить высокий эталон преподавания фундаментальных наук;
  • продолжить расширение спектра специальностей подготовки в сферы психолого-педагогических, социальных, правовых, филологических, экономических, биотехнологических, топливно-энергетических, средств связи, транспортных и других направлений;
  • обеспечить развитие большого разнообразия образовательных услуг, особенно в сфере дополнительного образования, совершенствовать качество образования;
  • развить географию приема студентов и сферу академического влияния университета на других территориях.

Наши первоочередные действия в решении этих задач включают:

  • совершенствование системы отбора абитуриентов путем развития сети университетских гимназий, лицеев, колледжей, Интернет-классов; для этого нужны качественно новые учителя и новые поколения отечественных учебников и возникает потребность открытия в университете учительского факультета магистерского уровня;
  • развитие сети филиалов университета по территории Удмуртии и в перспективных соседних регионах; в частности, приказом Минобразования Российской Федерации созданы филиалы университета в городах Кудымкар (Коми-Пермяцкий округ), Губкинский (Ямало-Ненецкий округ), Нижняя Тура (Свердловская область); в стадии организации находятся филиалы в городах Воткинск, Сарапул, Чайковский и первый сельскохозяйственный филиал университета в Киясовском районе Удмуртии;
  • создание системы дистанционного образования, широкое использование новых информационных технологий, включая мультимедиа-технологии и виртуальные технологии;
  • расширение связей с университетами дальнего и ближнего зарубежья, Европы и Америки.

Гуманитарный комплекс Удмуртского университета за последние годы был глубоко реформирован и получил значительное развитие, преемствуя лучшие традиции гуманитарного университетского образования. Можно констатировать, что мы постоянно уделяли особое внимание его приоритетному развитию, понимая, что прежняя система гуманитарного образования пришла в противоречие с задачами, стоящими перед обществом на современном этапе. Гуманитарное знание должно отражать реальную жизнь, должно обеспечить предвиденье отдаленных последствий нынешних социальных действий. Изменения общественного устройства требуют приобщения людей к новому способу жизни, что может обеспечить лишь соответствующее гуманитарное образование. Важной частью такого образования является осознание ценностей и традиций нашего общества, освобождение от легковесных представлений о том, что эти ценности можно отменять и провозглашать. Жизнь рождает и новые ценности, для закрепления которых также необходимо гуманитарное образование. Иногда упрощенно полагают, что общее гуманитарное образование нужно лишь студентам естественных факультетов. Это неверно. Занятие правом, историей или филологией и т. д., являясь гуманитарной деятельностью, само по себе недостаточно для формирования в сознании студента цельной гуманитарной картины мира.

Общее гуманитарное образование универсально и необходимо для всех. Конечная цель его состоит в том, чтобы утвердить высокие идеалы духовности и гуманитарной культуры в российском обществе через университетское образование. Это позволяет сформулировать главные задачи, стоящие перед гуманитарным комплексом университета:

  • Продолжить работу по открытию новых гуманитарных специальностей и расширить прием студентов на все гуманитарные факультеты.
  • Стимулировать развитие новых организационных форм подготовки специалистов по гуманитарным направлениям - институт права, социального управления и безопасности, факультет философии и социологии, факультет социальных коммуникаций, психолого-педагогический факультет и др.
  • Способствовать созданию интегрированной подготовки специалистов, построенной на междисциплинарных и межфакультетских исследованиях, акцентируя сильный исторический компонент гуманитарного образования и синергетическую идею целостного видения окружающего мира.

Первоочередные действия для решения этих задач:

  • обеспечить ресурсную поддержку издательской деятельности гуманитариев;
  • коренным образом улучшить библиотечное и архивное обслуживание гуманитарных факультетов;
  • способствовать развитию международных связей в сфере гуманитарного образования и наук;
  • создать междисциплинарную экономико-информационно-правовую систему подготовки специалистов в сферу правоохранительных органов.

Уровень развития научных исследований является одним из главных показателей рейтинга университетов. И как ни сложно было бы в нынешних условиях вести плодотворную научную деятельность, все же можно констатировать, что объем научных исследований заметно возрос.

Удмуртский университет стал исполнителем части государственных программ в области фундаментальных наук, наук о высшем образовании, в области искусства, освоил систему грантов, открыл исследовательский технологический парк народных ремесел и новых технологий, с которым мы связываем большие надежды в развитии прикладных исследований и установлении контактов с крупным бизнесом. Именно сбалансированность фундаментальных и прикладных исследований, их коммерциализация и определила стержень программы развития науки в университете. Ее содержательная прикладная часть включает государственные и хозрасчетные приоритетные направления исследований в сфере охраны окружающей среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций, биотехнологии, медицины, нефтяных и газовых технологий, энергетики, средств телекоммуникаций, менеджмента, криминалистики, информационных технологий и др. Нужно широко использовать для этих исследований достижения в области фундаментальных наук - математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии и др.

Следовательно, главные задачи, стоящие перед научным комплексом университета, включают:

  • необходимость обеспечить принцип "обучения через исследования" как основы полноценного университетского научного образования;
  • требование сохранить ориентацию на развитие фундаментальных исследований, на поддержку научных школ;
  • сосредоточение усилий на решении региональных проблем;
  • поддержку мероприятий для постоянного привлечения талантливой молодежи в университетскую науку.

В этой связи нам необходимо:

  • обеспечить поддержку университетско-академического комплекса УдГУ - Удмуртский филиал Уральского отделения РАН в части развития новых направлений исследования в области приборостроения, новых материалов, археологии, филологии, механики и др.;
  • способствовать междисциплинарной интеграции естественно-научной и гуманитарной культур;
  • обеспечить научное сопровождение республиканских и муниципальных программ социально-экономического, правового, образовательно-культурного и других направлений деятельности;
  • продолжить и развить научное сотрудничество с российскими и мировыми научными центрами;
  • обеспечить условия интегрированного развития науки, образования и бизнеса.

Удмуртский университет несет огромную ответственность за подготовку и воспитание более чем 15 тысяч студентов и аспирантов разных форм обучения и должен делать все, чтобы уровень их подготовки становился все выше, чтобы их знания отвечали самым современным потребностям общества и могли защитить их в жизни. Это одновременно и важнейшее условие укрепления позиций Удмуртского университета как ведущего вуза Удмуртской Республики и Российской Федерации. Поэтому считаем необходимым:

  • дальнейшее расширение учебного процесса путем введения новых специальностей и специализаций, развития возможностей получения параллельного, второго, дополнительного образования разных уровней;
  • вовлечение студентов в новые формы организации научных исследований, возможности для них в получении стипендий, грантов, премий, стажировок в ведущих университетах России и мира;
  • расширить участие студентов во всех формах управления университетом, развить студенческое самоуправление;
  • создать условия для духовного и культурного обогащения студентов, занятий спортом, полноценного отдыха, содействовать проведению традиционных ежегодных студенческих мероприятий -День первокурсника, Татьянин день, фестивали "Студенческая весна", КВН, дискотеки, конкурсы "Мисс УдГУ", спартакиады, День выпускника, День знаний, Школы науки и др.;
  • создать систему морального и материального стимулирования за хорошую учебу и научную работу, за активную общественную деятельность;
  • улучшить бытовые условия проживания в общежитиях, обеспечить адресную поддержку малообеспеченных, семейных, нуждающихся в лечении студентов.

В связи с отменой государственной системы распределения молодых специалистов в университете создан Центр занятости, задача которого - содействовать в трудоустройстве выпускникам и студентам университета. Предвидя глубокую реорганизацию государственной сферы образования, Удмуртский университет взял на себя инициативу по созданию первой региональной многоуровневой университетской инфраструктуры - университетского образовательного округа. В его состав на добровольных началах могут войти вузы, техникумы, училища, гимназии, лицеи, колледжи, общеобразовательные школы городского и сельского базирования. Главная цель округа - совершенствование системы обучения и воспитания учащихся в рамках непрерывного многоуровневого развивающего образования. Это перспективный путь создания нового облика региональной образовательной системы Российской Федерации, и работа по ее формированию только начинается. Прошедшие годы показали, что двигаться дальше без единой согласованной и строго выверенной стратегии экономического развития университета нельзя. Как же выбрать правильную экономическую стратегию? Для нас очевидно, что состояние экономики России в ближайшие годы не позволяет надеяться на заметное бюджетное финансирование высшей школы. Поэтому необходимо обосновать интенсивный путь развития университета, не требующий увеличения бюджетных поступлений, но предполагающий предоставление нам возможности максимально использовать средства от собственной деятельности. Другими словами, нужно выстроить такую полномасштабную систему внебюджетной деятельности, чтобы она приносила доходы, достаточные для достойного экономического обеспечения университета. Это новая экономико-финансовая политика университета - университетский холдинг, имеющий четкую инвестиционную направленность собственной экономики с ежегодным формированием консолидированного бюджета университета, причем структура инвестиций включает привлечение народного капитала, государственные и зарубежные инвестиции, использование университетской собственности, работу с активами ценных бумаг. Университетский холдинг отличается от старой организационной структуры университета тем, что для части факультетов, институтов и других подразделений университета делегированы права юридического лица, либо при факультете сформировано подразделение с правами полного или частичного юридического лица и действующего в сфере образования или производства по доверенности. Дальнейшее расширение холдинговой структуры связано с созданием филиалов и образовательных центров университета на других территориях. Университетский холдинг - гибкая структура в части реагирования на запросы и потребности общества и рынка, и при этом она обеспечивает устойчивость развития университета, сохраняя его целостность. Это гарантировано условиями, по которым университетский холдинг имеет единый имущественный комплекс, ведет единую учебно-методическую политику, имеет единую финансовую политику в форме внутриуниверситетской налоговой системы. Накапливаемый внебюджетный капитал используется на создание библиотечной системы, телекоммуникационных средств связи, капитальное строительство, материальную поддержку работников, социальные и хозяйственные нужды и на другие потребности университета.

Одновременно в холдинге действуют обширные финансовые проекты, базирующиеся на реализации ценных бумаг в форме образовательных векселей и образовательных страховых полисов с выходом на Российский фондовый рынок, а накапливаемый капитал инвестируется в активные сферы и приумножается, вкладывается в развитие материальной базы и в социальную сферу университета.

Важным фактором устойчивого развития является радикальная реорганизация системы управления университетом, учитывающая новые цели и новые задачи как внутри университета, так и вне его. При этом выстраивание системы управления должно опираться на Устав университета и федеральные законы в сфере образования. Можно сказать, что для современных условий наиболее заметными изменениями внутриуниверситетских отношений стала быстрорастущая эффективность действий факультетов, институтов, лабораторий по многим разделам учебной, научной, хозяйственной, финансовой, международной деятельности. При этом резко возрастает роль и значимость фигуры декана, директора института и т. д. и организация всей кадровой политики университета.

Среди внеуниверситетских отношений, важных для судеб университета, наиболее существенными становятся отношения университета со всеми уровнями власти Удмуртии и России, с общественными организациями, средствами массовой информации и т.д. Во всех случаях управление университетом должно носить эффективный, прозорливый и оперативный характер, обеспечивающий достижение главных целей в развитии университета. Его задачи:

  • глубокая демократизация управления университетом как холдинговой структурой;
  • создание университетского истеблишмента - ассоциации выпускников, экспертные советы, фонды, средства массовой информации и т. д.- с целью поддержки и отстаивания интересов университета на всех уровнях власти;
  • создание информационно-аналитического центра поддержки управленческих решений и центра правовой защиты деятельности университета;
  • законодательная инициатива, расширяющая и углубляющая автономию университета и укрепляющая его финансовое положение.

Мы убеждены в необходимости создания серьезной системы законодательного и правового обеспечения деятельности университета, системы организации исполнения и контроля за принимаемыми руководством университета решениями, системы стратегического и тактического планирования действий подразделений университета.

Важнейшим фактором развития университета является сфера информации образовательных, научных и управленческих процессов и создание разветвленной университетской телекоммуникационной сети. В настоящее время создана в основных фрагментах телекоммуникационная система университета, интегрированная в мировые компьютерные Интернет-сети на основе спутниковых систем связи. Дальнейшее развитие и модернизация телекоммуникаций и информационных технологий включает ряд задач:

  • максимально расширить доступ студентов и преподавателей к российским и мировым источникам информации, предоставить студентам новые телекоммуникационные возможности для творчества, приобретения и закрепления знаний;
  • обеспечить лидерство университета в области новых информационных технологий и развитии телекоммуникаций, способствовать интеграции научно-образовательных сетей Удмуртии;
  • создать системы массового дистанционного образования.

Научно-образовательная сеть университета послужит базой для формирования единого образовательного пространства Удмуртии с интеграцией в российское и мировое информационное пространство.

Таковы в целом положения концептуальной модели путей реального перехода Удмуртского государственного университета к эффективному динамичному развитию. Это означает, что нельзя рассчитывать на успешное решение университетских проблем, если думать только о сегодняшнем дне. Университет, выбрав достойный путь развития, может добиться большего и войти в число лучших университетов России.


Ссылки
http://virlib.eunnet.net/unimng/N2(12)_2000/win/6.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Давид Львович Константиновский, Екатерина Сергеевна Попова
Общественные науки и современность. 2016.  № 1. С. 5-19. 
[Статья]
Наталия Валерьевна Латова
Общественные науки и современность. 2016.  № 1. С. 34-46. 
[Статья]
Александр Олегович Карпов
Общественные науки и современность. 2016.  № 6. С. 139-152. 
[Статья]
Наталия Валериевна Латова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 2. С. 44-58. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]