Эксоцман
на главную поиск contacts

Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства

Опубликовано на портале: 20-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 104-106. 
В статье М. Д. Мартыновой, проректора по внеучебной работе Мордовского государственного университета, рассматривается институт кураторства как метод управления процессом профессионального и культурного становления студентов. Работа кураторов направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания — создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов (самостоятельно или через сотрудничество с психологической службой университета). В статье показывается, что такая работа со студентами должна проводиться в каждом вузе, что кураторство является одним из основных стратегических направлений воспитательной работы университета.

Одним из первых официальных документов российской высшей школы, посвященных кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 г. Императором Николаем II. В ней была обозначена основная функция куратора «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, … а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, … в том числе устройства научных и литературных кружков, учреждения кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир».

Прошло более чем сто лет, но надобность в работе куратора не отпала, а, наоборот, скорее возросла. С одной стороны, меняются требования к системе высшего образования, предъявляемые обществом. Мы неизбежно в ближайшем времени перейдем к многоуровневой подготовке специалистов, при которой возрастет важность работы куратора и качественно изменится ее содержание. С другой стороны, наблюдая ежегодно за студентами и невольно сравнивая разные поколения студентов, многие преподаватели отмечают возрастающий инфантилизм современных молодых людей. Получив частично ложное воспитание со стороны телевидения, они имеют завышенные и не обоснованные потребности. Хотя зачастую не ориентируются в элементарных вещах. Тем более, далеко не сразу привыкают к новой системе обучения и к новым академическим требованиям, которые им предъявляет система высшего образования.

Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования во всех отношениях. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Это, во-первых. Во-вторых, меняется «качество территории». Теперь он находится не среди 25 одноклассников, а в поточной аудитории, рассчитанной на 100–150 человек, что производит на вчерашних абитуриентов разное впечатление — от чувства восторга от новизны до ощущения затерянности. Естественная человеческая потребность в «личной востребованности» зачастую остается неудовлетворенной. Первый семестр первого года обучения — это период адаптации студента к новой системе образования. Быстрая и успешная адаптация к жизни вуза студентов первого курса является залогом успешности овладения ими профессией — того, ради чего они пришли в университет, и того, ради чего работает вся система высшего образования. Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп.

В-третьих, содержание работы куратора значительно отличается от работы классного руководителя. Оно определяется, в том числе, и возрастными особенностями студентов-первокурсников. Это совершенно иной возраст со своими специфическими психологическими особенностями и возрастными интересами.
В этот возрастной период завершается формирование идентичности. Здесь на первый план выступает потребность в профессиональном самоопределении и принятии участия в экономической, политической и общественной жизни общества. Сегодня работа кураторов в нашем университете направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания — создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов (самостоятельно или через сотрудничество с психологической службой университета). Помимо этой задачи важным является, как уже было сказано:

  • помощь в социальной адаптации студентов-первокурсников;
  • приобщение к корпоративной культуре университета.

Насколько студенту необходим куратор?

Согласно социологическому опросу, проведенному в МГУ им. Н. П. Огарева, потребность в кураторе испытывают около 53 % студентов-первокурсников. Это мнение сохраняется у 36 % студентов старших курсов. Куратор, в основном, помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (6,8 %), со здоровьем (4,8 %), личные проблемы (4,9 %), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (5,8 %), приобщиться к общественной жизни факультета (19,1 %), оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ (3,2 %), помогает разрешить конфликт с преподавателем (2,8 %), улучшить бытовые условия (2,2 %). В том случае, если бы не было куратора, было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни для 29,6 % студентов, были бы лишены возможности общаться с интересным человеком 12 %, было бы сложно в первые месяцы обучения 12 % студентов. Куратор необходим студентам для того, чтобы рассказать об основных требованиях к учебе (14,3 %), помочь при составлении курсовых и научных работ (8,8 %), знать, что есть преподаватель, неравнодушный к студенческим проблемам (15,5 %), познакомить с Уставом университета и другими официальными документами (8,7 %). Не испытывали потребность в кураторе в 2003–2004 учебном году 7,3 % студентов. Сами предпочитают решать проблемы 7,6 % студентов.

Руководитель университетской Службы психологического консультирования отмечает в своих отчетах, что год от года растет число студентов, желающих получить консультацию психолога, особенно среди студентов гуманитарных факультетов, подавляющее число — это юноши. Наиболее значимые проблемы — разочарование в выбранной специальности или факультете, неуспешная адаптация к вузу, заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, неудачи в личной жизни, конфликты в семье, одиночество. Конечно, куратор вряд ли сможет помочь с проблемами в личной жизни и конфликтами в семье. От куратора не следует ожидать вообще квалифицированной психологической помощи. Его задача состоит совсем в другом. Это — сориентировать студентов-первокурсников, в первую очередь, на получение профессионального образования, убедить, что самое главное для него в настоящее время — это овладеть профессией, поддержать и помочь ему в этом.

Согласно социологическому опросу студенты следующим образом определяют куратора: оптимистически настроенный мобильный педагог, который легко ориентируется в ситуациях и гибко реагирует на все нюансы межличностного и межнационального общения. Он умеет планировать работу и достигать не только ближайшие, но и перспективные цели, чутко реагировать на изменения вкусов, интересов студентов, сохраняет приверженность общечеловеческим ценностям и этическим идеалам. Такой педагог продуктивно сотрудничает с людьми, имеющими другие взгляды и убеждения. Мобильная личность педагога, обладающего творческим потенциалом, свободно ориентирующегося и умеющего не только сделать нравственный выбор, но и отстоять свое мнение, владеющего духовными ценностями и способного в полной мере осуществить образовательную программу.

Как официально закреплена деятельность куратора в нашем вузе? Кураторство — одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками профессорско-преподавательского состава в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных их индивидуальными планами. В университете разработаны и утверждены все необходимые нормативно-правовые документы для работы института кураторов. Приказом ректора № 119 от 02.02.99 г. «Об организации воспитательного процесса в вузе на современном этапе» зафиксирована необходимость предусматривать деканами факультетов, директорами институтов, заведующими кафедрами кураторскую работу при планировании учебной нагрузки преподавателей и учитывать ее при избрании по конкурсу на соответствующую должность. Для кураторов академических групп первого курса снижается нагрузка на 40 часов (за счет ее перераспределения в пределах кафедры). В расписании I курса предусматривается час куратора.

В настоящее время на основании Положения о кураторах в МГУ им. Н. П. Огарева педагогическую деятельность осуществляют 136 кураторов, назначенных приказом ректора из числа преподавателей вуза. Анализ работы института кураторов показал, что основная часть кураторов, имея большой профессиональный опыт в сфере преподавательской деятельности, испытывают потребность в овладении современными социально-педагогическими технологиями и знаниями специфики возрастной психологии. Поэтому в 2003–2004 учебном году в Мордовском государственном университете на факультете повышения квалификации преподавателей вуза введена специальность «Управление процессом воспитания в высшем учебном заведении» по подготовке кураторов академических групп. Данный курс способствует повышению уровня компетентности преподавателей в организационной и психолого-педагогической работе со студентами первого курса.

Программа курса рассчитана на 72 учебных часа и включает в себя три раздела: «Педагогика и психология высшей школы», «Специфика воспитательной работы в вузе», «Технология и методика работы куратора».

В первом разделе особое внимание уделяется особенностям современной Российской системы образования, а также практически значимым для преподавателей-кураторов вопросам педагогики и психологии студенчества. Тематика занятий второго раздела включает теоретическое рассмотрение и практическое освоение методов формирования ценностных ориентаций молодежи, делового общения, разрешения конфликтов в студенческой группе. Большой интерес у кураторов вызывают вопросы деятельности внутривузовских общественных объединений и организаций. При рассмотрении темы «Цели, задачи и формы работы куратора в вузе» преподаватели осваивают методики социометрического, диагностического изучения студенческой группы. По третьему разделу курса кураторы знакомятся с уже реализуемыми на отдельных факультетах и в институтах программами работы кураторов, с опытом работы специалистов различных структур воспитательной работы вуза: отдела молодежных инициатив, центра развития социальной активности молодежи и др.

Качество работы вуза в любой сфере деятельности, в любом подразделении обеспечивает ее кадровый потенциал педагогов-профессионалов. Работа кураторов направлена на решение одной из важнейших задач высшей школы — способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. От качества образования и воспитания, которые получат наши студенты в университете, в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического развития страны, состояние культуры и духовности общества. Кураторство является одним из основных стратегических направлений воспитательной работы университета.


Мартынова М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства / М. Д. Мартынова // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 5-6(33). С. 104-106.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Иван И. Мельников, Олег Николаевич Смолин
Университетское управление. 1997.  № 3(3). С. 3-15. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Александр Владимирович Пономарев
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 71-76. 
[Статья]
Dale Mann, Владимир Бриллер
Директор школы. 1996.  № 2. С. 14-22. 
[Статья]
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 7-13. 
[Статья]
Владимир Владимирович Мельник
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 58-63. 
[Статья]