Эксоцман
на главную поиск contacts

“Эстетический поворот” в русской музыке ХVII века: от “ангелогласного пения” к “грамматике мусикийской”

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Переходный период от Средневековья к Новому времени автор рассматривает не только как этап, на котором лишь механически перемешивается старое и новое, не только как “подготовительный” по отношению к последующей “устойчивой” культурной эпохе. Напротив, этот период обладает своим собственным “лицом”, специфическим характером. Это — время активного поиска, зарождения художественной целостности нового типа, формирования нового художественного мышления, в том числе и в области музыкальной культуры, понимаемой как совокупность музыкальных произведений, музыкальной теории и музыкально-эстетических представлений. Здесь рассматривается в первую очередь профессиональное музыкальное искусство, т. е. искусство церковно- певческое. Успешное распространение в Московском царстве партесного пения, завезенного в середине века с Украины, свидетельствует о своего рода “эстетическом повороте” в русской музыкальной культуре. Эта музыка способна воздействовать на внутренний мир человека, вызывать у него, вместо прежней умиротворенности, просветленности и чувства внутреннего покоя, самые различные эмоции. На первый план выступает фигура человека как слушателя, и его внутреннему миру прежде всего адресуется теперь музыка.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Б.В. Гнилов
Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 160-168. 
[Статья]
Наталья Шантырь
Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 142-154. 
[Статья]
Вячеслав Георгиевич Лукьянов
Социологические исследования. 2012.  № 10. С. 60-69. 
[Статья]
Александра Сергеевна Колесник
Общественные науки и современность. 2015.  № 5. С. 163-176. 
[Статья]
Сергей Вадимович Дамберг, Вадим Евгеньевич Семенков
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 173-181. 
[Статья]
Анастасия Николаевна Серебрякова
Социологические исследования. 2009.  № 10. С. 147-152. 
[Статья]