Эксоцман
на главную поиск contacts

The application of a diagnostic model and surveys in organizational development / Применение диагностических моделей и анкетирования в организационном развитии

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Journal of Managerial Psychology. 2000.  Vol. 15. No. 2. P. 108 - 125. 
Питер Лок (Университет Нового Южного Уэльса, Австралия) и Джон Кроуфорд (Технологический университет Сиднея, Австралия) представляют результаты исследования, основной целью которого была оценка взаимосвязи между ответами работников (вопросник по организационной диагностике - Organizational Diagnosis Questionnaire) и оценками организационной эффективности по специальному вопроснику (Organizational Effectiveness Questionnaire) в двух лидирующих компаниях Австралии. Всего было опрошено 349 сотрудников. Диагностические модели, как отмечают авторы, помогают консультантам по организационному развитию: 1) упорядочить данные об организации; 2) улучшить понимание организационных проблем; 3) систематически интерпретировать данные; 4) разрабатывать подходящие стратегии изменений. В данном исследовании была использована модель шести ячеек М. Вайсборда, на основе которой Р. Прециози (R. Preziosi) разработал вопросник по организационной диагностике (Organizational Diagnosis Questionnaire). Данная модель была выбрана авторами в силу ее простоты, легкости понимания для клиентов, отражения существенных действий и ключевых переменных в организации. Она с успехом внедряется в проектах организационного развития. Основным критическим замечанием к вопроснику является недостаточная проверка его психометрических свойств. Для оценки влияния переменных из диагностической модели на организационные результаты часто используется показатель эффективности. В исследовании был использован вопросник Е. Стила (Organizational Effectiveness Questionnaire) для оценки эффективности организации. Вопросники были распространены в двух компаниях, предоставляющих управленческие (компания А) и телекоммуникационные (компания Б) услуги. Возврат анкет составил 43% в компании А и 42% в компании Б. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу. В результате по вопроснику диагностики организации были получены шесть факторов, проинтерпретированные в терминах оригинальных субшкал Прециози. Факторный анализ данных по вопроснику Стила выделил два позитивно коррелирующих фактора эффективности (вместо одного по Стилу). Регрессионный анализ данных показал, что различия в оценках организационной эффективности в двух обследованных организациях частично можно объяснить различиями в ответах на вопросник по диагностике организации.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Юрий Геннадьевич Одегов, Татьяна Васильевна Никонова, Дмитрий Александрович Безделов
[Книга]
Елена Павловна Попова
Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 108-116. 
[Статья]
Валерий Львович Доблаев
Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 43-53. 
[Статья]
В.С. Ефимов, А.В. Лаптева
Университетское управление. 2010.  № 1. С. 23-29. 
[Статья]
Сергей Ростиславович Филонович
[Учебная программа]
Olav Sorenson, William P. Barnett
Industrial and Corporate Change. 2002.  Vol. 11. No. 2. P. 289-325. 
[Статья]