Эксоцман
на главную поиск contacts

Принципы структурирования и администрирования распределенной базы данных ресурсов ОДО

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 37-42. 

Осуществление компоненты 4 "Развитие открытого и дистанционного обучения (ОДО) для распространения образовательных программ" проекта DELPHI в рамках программы Тасис позволило решить комплекс проблем, связанных с развитием системы ОДО в России. Имеется в виду: целенаправленная работа по обучению команд разработчиков КУММ, создание сети региональных центров ОДО и корпоративных ресурсов на основе единой базы данных, выработка единой стратегии в развитии всех элементов системы ОДО в регионах России. Внедрение в России системы ОДО в полном объеме выведет образовательные компании страны на международный рынок образовательных услуг.



В. Н. Бабешко, М.И.Нежурина ,
Московский государственный институт электроники и математики

ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ РЕСУРСОВ ОДО

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в России и огромный спрос в регионах на образовательные услуги, желание получить доступ к знаниям, используя современные информационные технологии, остро обозначили проблемы, возникшие при получении образования различными категориями населения, а именно:

  • значительная территориальная удаленность потенциальных учащихся от ведущих учебных заведений России, неравномерность распределения людских и материальных ресурсов по территории страны;
  • экономические проблемы, не позволяющие многим желающим приезжать и учиться в столичных центрах;
  • необходимость получения второго или дополнительного образования параллельно своей основной деятельности;
  • неэффективность традиционного заочного обучения.

Исследование проблем высшего образования ведущими университетами мира и некоторыми российскими вузами показывает, что их решение лежит в области дистанционного обучения (ДО), т.е. активного применения в учебном процессе современных информационных технологий.

Опыт российских университетов в области ДО насчитывает не один год и существуют интересные наработки в области создания мощного телекоммуникационного обеспечения и мультимедийных программных продуктов учебного назначения.

Однако, отсутствие теоретического базиса и методического опыта работы в условиях быстро растущих технологических возможностей, привело к созданию большого количества бедных поделок, названных электронными учебными пособиями для ДО, не отвечающим требованиям методики/дидактики обучения, не говоря уже о соблюдении эргономических и психофизиологических требований к такого рода разработкам.

В связи с этим хотелось бы отметить значимость проекта DELPHI программы Тасис, который в Компоненте 4 "Развитие открытого и дистанционного обучения (ОДО) для распространения образовательных программ" ставит ряд целей, реализация которых позволит решить комплекс проблем в развитии системы ОДО в России.

1. Цели проекта DELPHI, компонента 4

  • знакомство и использование в образовательных целях зарубежного опыта в области ОДО в регионах России;
  • развитие региональных человеческих ресурсов в области методологии, технологии и организации процесса ДО. Создание творческих коллективов специалистов в области методики/дидактики, технологии и организации ОДО и их обучение;
  • создание прототипов комплексов учебно-методических материалов (КУММ) для ОДО на основе обобщенной методики с учетом российского и зарубежного опыта;
  • создание системы региональных центров ОДО на базе ведущих университетов для организации согласованной на Федеральном уровне деятельности в сфере ОДО по распространению полученного в рамках проекта опыта и развитию международных связей;
  • создание единого портфеля образовательных ресурсов для ОДО с постоянным методическим, организационным и техническим сопровождением на базе созданных Центров;
  • создание распределенной базы данных (БД) ресурсов ОДО, которая позволит внедрить на базе созданных Центров корпоративную систему дистанционного обучения и предоставить широкий спектр консалтинговых услуг.

2. Реализация целей проекта DELPHI, компонента 4

Для успешной реализации поставленных целей были привлечены лучшие специалисты в области ОДО из Европейского Сообщества (эксперты ЕС из компании Scienter) и из России (Институт дистанционного образования ТГУ- ИДО ТГУ, Центр дистанционного обучения МИЭМ - ЦДО МИЭМ, Центр новых информационных технологий СГАУ - ЦНИТ СГАУ, Центр технологий дистанционного обучения УрГУ - ЦТДО УрГУ и др.).

Была разработана единая стратегия обучения команд специалистов из 6 регионов России, подготовлены методические, лекционные, презентационные и демонстрационные материалы, проведен ряд семинаров, на которых обучены более 50 специалистов разных квалификаций: авторы учебных курсов, научные руководители команд специалистов, методисты, программисты/дизайнеры курсов.

Серия семинаров была посвящена проблемам методики/дидактики, технологии и организации процесса ОДО и обмену опытом европейских и российских экспертов по развитию ресурсов ОДО.

Методические аспекты

Используя опыт подготовки учебно-методических материалов для ДО и опыт работы с педагогическими кадрами в рамках международных проектов европейского менеджера компонента 4 Юргена Вайса, опыт ИДО Томского государственного университета и ЦДО Московского государственного института электроники и математики, которые уже несколько лет являются партнерами по осуществлению совместных программ дистанционного обучения, были сформированы требования к подготовке комплекса учебно-методических материалов командами региональных проектов, которые включают (рис. 1.):

  • педагогический сценарий;
  • путеводитель по курсу;
  • материал для изучения (опорный конспект лекций в схемах, таблицах, кратких тезисах и полнотекстовая версия курса, построенные по модульному принципу, дополнительные источники информации);
  • тренировочные материалы;
  • портфель проектных заданий;
  • глоссарий.

Причем были введены термины и определения, единые для всех участников проекта (терминологический словарь команд - разработчиков КУММ).

Педагогический сценарий (термин и разработка ИДО ТГУ) требует от разработчиков курса детализации структуры учебного материала, последовательности его изложения, описания технологии представления и изучения материала курса.

Путеводитель по курсу (термин и разработка- ЦДО МИЭМ) разрабатывается для обучаемого с целью оказания ему помощи в изучении всех компонентов КУММ, организации его взаимодействия с учебным материалом, указывает на установленные процедуры прохождения курса (понедельный график изучения модулей курса, рубежные тренировочные и контролирующие мероприятия и т.п.). Он уведомляет обучаемого о системе поддержки в процессе прохождения курса, о всех доступных ему ресурсах, помогает выбрать для себя оптимальные решения.

Материал для изучения структурируется по модулям, которые представляют из себя относительно завершенные фрагменты учебного курса и охватывают весь спектр дидактических функций.

Модули в свою очередь структурируются по блокам. Причем блок - это завершенная тематическая единица ("кирпичик") информации данной предметной области, снабженной целями, содержательной информацией в виде конспекта лекций и дополнительными материалами для углубленного изучения, а также примерами и заданиями для самоконтроля.

Тренировочные материалы содержат тренинги для закрепления материала данного блока и модуля, а также тесты для контроля и самоконтроля.

Портфель проектных заданий составляется из реальных заданий данной предметной области и с целью погрузить обучаемого в ситуацию, максимально приближенную к реальной.

Наряду с общими рекомендациями по структуризации учебного материала командам разработчиков были изложены основные психолого-педагогические рекомендации по разработке КУММ (материалы ИДО ТГУ).

Технологические аспекты

Один из семинаров был посвящен технологическим аспектам разработки мультимедийных компонентов КУММ и их практической реализации в среде Интернет.

Обсуждались особенности представления информации в рамках моделей Html, средства для интерактивных Web-публикаций, графика для Web, технологии сжатия и оптимизации графики, методы оцифровки звука и видеоизображения, инструментарий для создания интерактивных Web-приложений, анимации в Интернет (материалы ЦТДО УрГУ и ЦНИТ СГАУ, ИДО ТГУ).

Рис. 1. Структура и построение программы обучения в системе ОДО

Эти материалы помогли разработчикам создать сетевые интерактивные версии прототипов КУММ с использованием новейших Интернет-технологий.

Однако современные информационные технологии и компьютерные телекоммуникации открывают новые возможности и предъявляют новые требования к процессу обучения. Новые возможности заставляют искать новые решения в развитии информационно-инструментальной базы и методической поддержки многоуровневой системы непрерывного образования.

Таким образом, для успешной реализации доставки КУММ потребителю и организации процесса обучения необходимо использовать единое информационное пространство на основе интегрированной информационно-образовательной среды.

За стандарт коллективной работы в области ОДО проекта DELPHI компоненте 4 была принята интегрированная информационно-образовательная среда дистанционного обучения (ИОСДО), разработанная авторским коллективом Центра дистанционного обучения МИЭМ (автор концепции и руководитель разработки - директор ЦДО Нежурина М. И.).

Среда представляет собой комплекс программных средств для организации и сопровождения процесса дистанционного обучения и содержит:

  • модуль регистрации различных типов пользователей (Регистрация);
  • модуль администрирования учебного процесса (Электронный деканат);
  • модуль структуризации учебного материала (Шаблон);
  • модуль контроля знаний (Тестовая система);
  • модуль для организации телеконференций (Дискуссионный форум);
  • интерфейсы для каждой категории пользователей.

Каждый из модулей среды является базой данных или системой баз данных Lotus Notes и может работать как автономно, так и интегрироваться с другими базами Lotus Notes. Особенности разработанной Среды позволяют оперативно дополнять и изменять содержимое учебных курсов, в кратчайшие сроки создавать новые курсы. Предусмотрена возможность организации телеконференций между различными типами пользователей.

Благодаря выбору Lotus Notes в качестве программного обеспечения для разработки, Среда унаследовала все преимущества этого программного продукта.

Организационные аспекты

В организационном плане можно выделить 4 основных этапа подготовки и проведения обучения по КУММ:

  • формирование команды разработчиков и организация работы коллектива по созданию КУММ для ОДО;
  • организация рекламной кампании и набор обучаемых;
  • организация обучения по КУММ (система сопровождения);
  • мониторинг качества образовательных услуг и усовершенствование КУММ.

Для успешной реализации всех этапов в проекте было предусмотрено обучение менеджеров региональных проектов и Центров ОДО (учебные материалы и семинары проводились сотрудниками МИМ ЛИНК).

Команды разработчиков также были ознакомлены с опытом работы ИДО ТГУ, ЦДО МИЭМ и УрГУ по организации обучения студентов в системе ОДО.

3. Резюме

Таким образом проект DELPHI в рамках компоненты 4, проводя целенаправленную работу по обучению команд разработчиков КУММ, создавая сеть региональных центров ОДО и создавая корпоративные ресурсы на основе единой базы данных, позволил выработать единую стратегию развития всех компонентов системы ОДО в регионах России на основе использования результатов целого ряда международных проектов и российского потенциала в области дистанционного обучения, и тем самым выйти на международный рынок образовательных услуг.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Анатолий Константинович Волков, Марина Романовна Меламуд
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 55-57. 
[Статья]
Андрей Юрьевич Афонин
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 58-60. 
[Статья]
Jose Kollado Medina
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 23-26. 
[Статья]
Дмитрий Юрьевич Райчук
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 27-30. 
[Статья]
Галина Васильевна Можаева
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 33-35. 
[Статья]
Lourdes Guardia, Николай Андреевич Школяр
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 70-72. 
[Статья]
Юрген Вайс
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 5-9. 
[Статья]