Эксоцман
на главную поиск contacts

La sainte famille : L’épiscopat français dans le champ du pouvoir // Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 44-45. Novembre 1982. Pp.2-54.

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1982.  No. 44-45. . P. 2-54. 
Статья П.Бурдье и Де Сен-Мартэн "Святое семейство : Французский епископат в поле власти" исследует мир католических священников. Основная идея статьи показать, что этот мир стратифицирован, внутри него существует система иерархии, которая взаимосвязана со стратификацией внутри правящего класса. Такой взгляд на «епископат» расходится с самопрезентацией этой группы, которая настаивает на том, что сходства между служителями культа значительно важнее, чем различия между ними. Одна из особенностей этой группы – она сильно идеологизирована, следовательно, сопротивляется социологическому исследованию.

Тематические разделы:

Введение: обращается внимание на то, что священники («епископат») прилагают много усилий для создания своего публичного имиджа как единой группы.

Часть первая посвящается исследованию того, как создается иллюзия однородности мира священников и развенчанию этого мифа. Исследуется основополагающее различие внутри группы: между священниками, которые с детства воспитывались, чтобы посвятить себя религии, и теми, кто более открыт внешнему миру и знает его, получил теологическое образование. Первые в основном уроженцы сельской местности, большая часть из них выходцы из бедных семей, их образование исключительно религиозное. Уже в 25 лет они получают сан. В дальнейшем они предпочитают деятельность внутри религиозного поля и работу с низшими слоями населения. Вторая группа более независима по отношению к церкви и обладает сторонним взглядом на католический мир. Они чаще выходцы из обеспеченных семей, многие принадлежат к аристократии и высшим слоям французской буржуазии и их имена числятся в светских регистрах. Они обладают широким светским и религиозным образованием. Для них путь священника – это выбор из многих возможностей. Они получают сан позже, часто после нескольких лет работы преподавателями в иезуитских колледжах.

Часть вторая рассматривает борьбу внутри религиозного поля и борьбу епископата за влияние на общество в целом. Борьба внутри религиозного поля определяется в значительной мере образованностью и наличием диплома. Как и «в миру» диплом способствует карьере. Показано, что авторитет церкви в обществе постепенно понижается. С начала века изменился габитус священника, изменился язык общения внутри религиозного поля. Епископат конкурирует с теологами, интеллектуалами, социологами, психоаналитиками за влияние на умы.

Часть третья рассматривает «совмещение несовместимого» – светской и религиозной логики. Показано, что роль многих церковных обрядов – маркировать переходы от одного социального статуса к другому. Стратификационные критерии общества и религиозные ритуалы, следовательно, взаимосвязаны. Выдвигается тезис о сделке между священниками и их клиентурой как о модели взаимоотношения между религиозным и светским мирами.

Часть четвертая исследует мир священников как единый «корпус». Показано, что относительно других фракций господствующего класса среди священников больше выходцев из низших слоев и из провинций. По ценностям и по полученному образованию епископат ближе к владельцам частных (особенно семейных) предприятий, чем к чиновникам и другим государственным служащим.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Michele Pincon, Monique Pincon-Charlot
[Книга]
Д.В. Баженов
Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 144-146. 
[Статья]
Monique de Saint-Martin
[Книга]
Vladislav Bajaja, Wilhelm Buhrer, Peter Krassnig, Phillippe Nanopoulos, Emmanuel Raulin, Guy Valentin
[Книга]
Arlette Karpoff
Директор школы. 1996.  № 3. С. 79-83. 
[Статья]
Пьер Монсан
Бюллетень Инновационные Тренды. 2011.  № 11. С. 1-3. 
[Статья]