Эксоцман
на главную поиск contacts

Международная деятельность как фактор усиления научно-образовательного потенциала НГТУ (проблемы и перспективы управления)

Опубликовано на портале: 14-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 50-56. 
Совет Российского Союза ректоров в своем постановлении N 1 от 24 ноября 1999 года рассмотрел и одобрил Доктрину образования Российской Федерации. Основная идея этой доктрины заключается в "сохранении и укреплении государственной высшей школы как непременного и неотъемлемого фактора национальной безопасности Российской государственности, а также в активном включении отечественной системы образования в мировое образовательное пространство".

Введение

Совет Российского Союза ректоров в своем постановлении N 1 от 24 ноября 1999 года рассмотрел и одобрил Доктрину образования Российской Федерации. Основная идея этой доктрины заключается в "сохранении и укреплении государственной высшей школы как непременного и неотъемлемого фактора национальной безопасности Российской государственности, а также в активном включении отечественной системы образования в мировое образовательное пространство".

В Новосибирском государственном техническом университете процесс интеграции в мировое образовательное пространство рассматривается не как дань тенденциям, а как глобальная цель, реализуемая в рамках Комплексной программы развития НГТУ "Университет - XXI веку". Одной из ее частей является утвержденная в 1999 году на Ученом совете университета "Программа развития международной деятельности НГТУ на 2000-2005 годы". В этой программе нашла свое отражение миссия Международной службы НГТУ:

  • содействие вхождению университета в мировое образовательное пространство и формирование его положительного имиджа;
  • развитие образовательных, научных, культурных связей университета с зарубежными партнерами;
  • расширение академической и студенческой мобильности;
  • экспорт образовательных услуг;
  • коммерциализация НИР и трансфер технологий;
  • оказание сервисных услуг, связанных с международной деятельностью, преподавателям, сотрудникам и студентам университета;
  • привлечение внебюджетных средств за счет реализации различных проектов в области международной деятельности.

Выбор таких приоритетов определяется, прежде всего, тем, что университеты, в том числе и НГТУ, вышли на рынок образовательных услуг. Если 20-30 лет назад никто в мире, ни в США, ни в Европе, ни, тем более, в России не заговаривал о том, что образование - это рынок, то теперь изменяются даже дефиниции. В специальной литературе появились новые термины, определяющие роль университета на современном этапе. Например, в Европе это звучит как universite-enterpreneur (предпринимательский университет), или, аналогично, academic enterprise в США. Если образование - это рынок, следовательно, можно говорить, прежде всего, об экспорте образовательных услуг, что становится одной из наиболее доходных статей бюджета любого учебного заведения. Так, в Европе годовой оборот средств на этом рынке составляет примерно 40 млрд. долларов США. Или, например, в Новосибирске в 2003 году около 450 иностранных учащихся, обучающихся в вузах города, внесли дополнительных средств на сумму порядка 50 миллионов рублей (в расчеты включены оплата за обучение, стоимость проживания в общежитиях, оценочная стоимость уровня жизни в Новосибирске), что составляет 0,1 % городского бюджета текущего года.

Поддержка процесса экспорта образовательных услуг российскими вузами нашла свое отражение в Распоряжении Правительства Российской Федерации N 1536- р от 01 ноября 2002 года. В этом Распоряжении, ссылаясь на одобренную Президентом России Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран, приводится план мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации.

Основные положения этого плана находят свое отражение в деятельности Международной службы нашего университета. Однако при реализации основных направлений развития международной деятельности НГТУ, как и многие другие российские университеты, сталкивается с целым рядом существенных проблем. Основные проблемы, сдерживающие развитие международной деятельности университета.

1. Кадровые. Большая часть преподавателей и сотрудников университета не имеют достаточной языковой подготовки; не знакомы с протокольными правилами приема официальных делегаций; недостаточно знакомы с нормативными документами Минвуза РФ и Министерства экономики РФ (финансирование загранкомандирования; прием официальных делегаций).

2. Слабое стратегическое планирование международной деятельности на уровне факультета, кафедры.

3. Проблемы, связанные с набором иностранных граждан на учебу (отсутствуют региональные модели экспорта образовательных услуг; нет тесной кооперации между вузами региона по вопросам экспорта образовательных услуг; слабо изучены потенциальные рынки образовательных услуг).

4. Низкий уровень социально-бытовых условий проживания иностранных граждан.

5. Недостаточный уровень развития академической и студенческой мобильности (слабая языковая подготовка профессорско-преподавательского и студенческого состава; недостаток финансирования; слабое умение подготовки заявочных материалов на грант).

6. Низкая известность научных работ сотрудников университета за рубежом (недостаток финансирования на загранпатентование и публикации в известных зарубежных издательствах), что мешает вхождению в мировое научное и образовательное пространство.

7. Отсутствие опыта коммерциализации НИР (неумение научных сотрудников создавать конечный продукт НИР и ОКР, пользующийся спросом на внутреннем и вешнем рынках).

8. Отсутствие в университете хорошо подготовленных project-managers, т. е. специалистов по подготовке заявочных материалов для участия в совместных международных проектах, например, TACIS/TEMPUS, INTAS и т. д.

Для решения этих и многих других проблем, мешающих успешному развитию международного сотрудничества университета, как раз и создана Международная служба НГТУ, которая является фактором усиления научно-образовательного потенциала университета.

Начав более 30 лет назад свою международную деятельность, НГТУ, на пути поиска собственного места на рынке образовательных услуг, прошел, как и многие другие вузы страны, через три основных этапа.

  • начало 70-х годов - 1990 г. (период государственного регулирования международной деятельности вуза);
  • начало 90-х годов (период перехода на контрактные формы сотрудничества с зарубежными партнерами);
  •  - середина 90-х годов и до настоящего времени (период вхождения в мировое образовательное пространство).

В настоящее время при определении приоритетных географических направлений международной деятельности НГТУ учитывается такой фактор, как сложившееся в начале 90-х годов региональное сегментирование рынка образовательных услуг. Наш университет вследствие своего географического положения и внешнеэкономических связей Новосибирской области прочно занял нишу сотрудничества со странами АТР (прежде всего, это Южная Корея и Китай) и Германией. В последнее время эта ниша расширяется за счет интереса к международной кооперации с НГТУ таких стран, как Франция, Великобритания, Новая Зеландия и Малайзия, Монголия, США и др.

Формирование структуры Международной службы НГТУ

В феврале 2002 года в университете было принято решение о создании в рамках Международной службы НГТУ Центра международного образования (ЦМО). В его состав вошли подготовительное отделение (иностранная часть); отдел по работе с иностранными учащимися и Новосибирский региональный центр тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку. При этом была создана единая система управления (проректор по международным связям - директор ЦМО) и сквозного контроля всего процесса набора, обучения, социально-бытовой и культурно-воспитательной работы с иностранными учащимися.

Основными направлениями работы Центра международного образования являются следующие:

Рекламно-информационное - деятельность, связанная с привлечением иностранных граждан для обучения в нашем университете (разработка и выпуск рекламных проспектов и буклетов на иностранных языках, включая монгольский, китайский, турецкий и т. д.; участие в международных выставках и ярмарках; работа с зарубежными агентствами по рекрутингу студентов для обучения за рубежом; информационная поддержка специализированных Web-сайтов и др.).

Учебно-методическое - организация учебного процесса по программам предвузовской подготовки перед поступлением на основной цикл обучения (бакалавриат, инженерная подготовка, магистратура); организация обучения русскому языку по различным формам и срокам подготовки (от 1 месяца до 3 лет), в т. ч. включенное обучение и обучение русскому языку на основных факультетах университета; языковые стажировки; летние языковые школы; взаимодействие с общеобразовательными и специальными кафедрами, обучающими иностранных студентов, а также с Новосибирским региональным центром тестирования.

Культурно-воспитательное - организация культурно-массовой и воспитательной работы: сотрудничество с землячествами иностранных учащихся; помощь в социально-культурной адаптации; организация Дней первокурсников; традиционных весенних Фестивалей дружбы; празднование национальных государственных праздников; организация экскурсий, посещения театров, музеев и т. п.

Организационное - прием заявок на обучение; переписка с кандидатами и их отбор; оформление необходимых документов на въезд в РФ; организация встреч иностранцев; расселение учащихся в общежитиях; контроль за их проживанием и своевременностью оплаты за обучение; регистрация вновь прибывших учащихся; оформление каникулярных и выездных виз; оформление дипломов; развитие материально-технической базы (включая оснащение общежитий) и т. д.

Итак, в своем настоящем виде Международная служба НГТУ сформировалась к 2002 году и представляет собой структурную пирамиду: проректор по международным связям - Центр международного образования; Центр международных связей; Региональный центр международного сотрудничества в области инженерного образования (создан приказом министра образования РФ N 254 от 6 ноября 1999 года для взаимодействия с вузами региона и координации партнерской деятельности). Основное направление деятельности Центра международных связей - это поддержка и развитие академической и студенческой мобильности, а также научного сотрудничества с зарубежными партнерами и организация международных научных симпозиумов, конференций, семинаров. Так, например, наш университет очень активно в научном плане сотрудничает с Южной Кореей и Китаем. Например, НГТУ является соорганизатором ежегодных международных российско-корейских научно-технических симпозиумов КОРУС (партнеры: университет г. Ульсана, Южная Корея и Томский политехнический университет) и российско-корейских научно-технических семинаров по проблемам прикладной механики РУСКО (партнер: университет г. Енгнама, Южная Корея). Совместно с китайскими партнерами (Китайская Академия ракетоносителей, г. Пекин) НГТУ проводит ежегодные научно-технические семинары по проблемам ракетоносительной техники.

Международная служба тесно сотрудничает с российско-китайским СП "ХАНТЕН" (учредители - НГТУ и партнер нашего университета Китайская Академия ракетоносительной техники, г. Пекин) в части приема, размещения и обслуживания иностранцев, посещающих наш университет. В самое последнее время в составе Международной службы создан Центр сервисных услуг для преподавателей, сотрудников и студентов университета. Сотрудники этого Центра будут производить целый комплекс услуг, например, оформление загранпаспортов, виз, бронирование авиабилетов и гостиниц. В их функции входит также организация отдыха иностранных студентов в Сибири, совмещенного с образовательными целями (первый подобный проект состоялся в июне этого года на базе университетского летнего спортивного лагеря в Горном Алтае "Эрлагол"). Кроме того, сотрудники этого Центра будут заниматься программами летнего трудоустройства студентов за рубежом (например, по программе WORK&TRAVEL).

Эта структура Международной службы НГТУ (см. рис. 1) во многом соответствует структурам подобных служб в зарубежных университетах, прежде всего, европейских и американских. Она четко встроена в систему управления университетом по вертикали: Ученый совет - ректор - проректор по международным связям - Международная служба - Совет по международной деятельности. Этот Совет создан приказом ректора в 1999 году и включает в себя представителей всех факультетов, Центра довузовского образования и Института социальной реабилитации. Он является структурным звеном системы управления международной деятельностью и оперативно содействует реализации Программы развития международной деятельности университета по горизонтали: Международная служба - факультет, кафедра, конкретная научная группа.

рис. 1.

Рис. 1. Структура международной службы НГТУ

Международная служба тесно координирует свою работу с существующими в университете офисами международных образовательных организаций и центров: Информационным центром Британского Совета; Информационным центром ДААД; региональным представительством Института имени Гете; региональным центром фонда Никсдорф - Индустрия; Сибирским центром международного сотрудничества в области автоматизации. При тесном сотрудничестве и заинтересованности зарубежных партнеров университета в ближайшее время планируется открытие в университете новых центров: American Studies, Korean Studies, China Studies, European Studies. Последний центр будет открыт в рамках проекта TEMPUS "Развитие Сибирской сети центров European Studies", который наш университет в числе других участников-партнеров выиграл в 2003 году (см. рис. 2).

рис. 2.

Рис. 2. Университетская сеть локальных офисов международных образовательных организаций и центров

Нормативной базой Международной службы являются Устав НГТУ, приказы Министерства образования РФ и приказы по вузу; утвержденное Положение о деятельности подразделения и Положение о распределении средств, поступающих за обучение и проживание иностранных граждан.

Положение о деятельности подразделения содержит основные направления деятельности, должностные обязанности сотрудников, порядок финансирования, образования и распределения доходов. Положение о распределении средств, поступающих за обучение и проживание иностранных граждан, содержит структуру распределения средств, поступивших за:

  • обучение иностранцев на этапе довузовской подготовки, на факультетах, в аспирантуре и докторантуре;
  • за обучение русскому языку по программам различной продолжительности;
  • за прохождение стажировок на кафедрах университета;
  • за услуги по оформлению документов иностранцам (оформление въездных документов в РФ; оформление дипломов бакалавров, магистров и специалистов);
  • за проживание в общежитии Центра международного образования.

В структуре распределений выделены основные статьи: фонд развития университета; фонд оплаты профессорско-преподавательского состава; фонд развития материально-технической базы факультетов; фонд развития кафедры русского языка; фонд развития Международной службы (включая внебюджетный фонд оплаты труда сотрудников).

В Международной службе разработан также пакет нормативных документов для внутреннего пользования, регламентирующих процессы:

  • загранкомандирования преподавателей, сотрудников и студентов;
  • приема иностранных делегаций;
  • организации и проведения международных симпозиумов, конференций, семинаров.

Кадровый состав Международной службы:

  • количество сотрудников - 14;
  • средний возраст - 38 лет;
  • высшее образование - 100%;
  • компьютерные навыки - 100 %;
  • владение иностранными языками (английский, немецкий, французский, итальянский, корейский, китайский, японский) - 95 %.

Штатное расписание Международной службы включает в себя должности с тарифными ставками от 7 до 14 разряда.

Каждый сотрудник Международной службы исполняет функциональные обязанности в соответствии с утвержденным Положением о деятельности и курирует отдельное направление (например, Франция, Германия, Корея, Китай и т. д.), а также он персонально отвечает за исполнение отдельного проекта в соответствии с утвержденным ежегодным Планом международных мероприятий. При этом при исполнении проектов осуществляется прямая связь: сотрудник Международной службы - ответственный представитель кафедры/факультета. Общая координация и ответственность за исполнение проектов и мероприятий, утвержденных Ученым советом университета и ректоратом, возложена на проректора по международным связям. Ежегодно отчет о проделанной Международной службой работе заслушивается на заседании Ученого совета НГТУ. Через встречи, собрания и публикации в университетских изданиях (газеты "ТУ-ИНФОРМ", "ЭНЕРГИЯ", журнал "АБЗАЦЪ") осуществляется прямая и обратная связь Международной службы с преподавателями, сотрудниками и студентами университета. Также Международная служба имеет тесную связь со СМИ города и региона и регулярно организует пресс-конференции, сопровождающие каждое международное мероприятие, что также способствует формированию положительного имиджа нашего университета.

Международная служба НГТУ открыта для активного партнерского сотрудничества с международными службами всех вузов региона как по вопросам обмена опытом и повышения квалификации, так и по вопросам совместной реализации международных проектов. Ведь для успешной деятельности на мировом рынке образовательных услуг нам необходимы выработка региональной стратегии и объединение усилий.

Так, например, одной из важных и перспективных задач на ближайшее время, требующих объединения усилий региональных вузов, является открытие Представительств вузов за рубежом, в странах, перспективных в плане набора студентов.

Разумеется, что один вуз, даже самый мощный, не сможет решить эту задачу. Ведь только первоначальные вложения составляют порядка 300 000 долларов США. Да и будет гораздо перспективнее, если такое Представительство за рубежом будет оказывать широкий спектр образовательных услуг по разнообразным дисциплинам.

Новосибирский государственный технический университет уже проводит подготовительную работу по открытию объединенного (совместно с Новосибирской государственной архитектурно-строительной академией и Новосибирской государственной медицинской академией) Представительства вузов за рубежом. Немаловажно, что в этой подготовительной работе нашему университету есть возможность опереться на партнеров: Ассоциацию монгольских выпускников НЭТИ - НГТУ (Улан-Батор) и представителя НГТУ в Малайзии.

Выводы

Международная служба НГТУ решает следующие первоочередные задачи, сдерживающие развитие международного сотрудничества:

  • недостаточная языковая подготовка большей части научных сотрудников, преподавателей и студентов университета. Эта проблема решается за счет расширения сети офисов зарубежных образовательных организаций и центров, расположенных на территории университета, и создания языковых центров, организуемых различными юридическими лицами на конкурентной основе.
  • недостаточное знание протокольных аспектов приема зарубежных гостей университета и нормативных документов, касающихся финансовой стороны приема иностранных делегаций и загранкомандирования сотрудников и студентов НГТУ. Решается за счет разработки комплекта методических документов "для внутреннего пользования" и проведения тренинг-семинаров для лиц, отвечающих за международную деятельность на факультетах.
  • повышение уровня стратегического планирования международной деятельности на факультетах и кафедрах. Решается за счет "прозрачности" стратегического планирования международной деятельности университета; доступности и ясности для общественности университета основных направлений Программы развития международной деятельности НГТУ; обсуждения итогов и перспектив развития международных связей в средствах массовой информации НГТУ, а именно: газеты "ТУ-ИНФОРМ", "ЭНЕРГИЯ", журнал "АБЗАЦЪ", ТВ НГТУ, сайты НГТУ и Международной службы, а также за счет передачи полномочий и распределения ответственности за осуществление отдельных проектов и программ по горизонтали: Международная служба НГТУ - факультет, кафедра, научная группа.
  • снижение уровня набора иностранных студентов. Решается за счет разработки целевой программы по набору иностранных учащихся; развития связи с агентствами по набору за рубежом; размещения рекламы в сети IEAE, на сайте ALMA MATER, разработки комплекта рекламных материалов на различных языках: английский, монгольский, турецкий, китайский, корейский, а также разработки новых образовательных программ, пользующихся спросом на рынке; разработки совместных с зарубежными вузами-партнерами подготовки специалистов с выдачей дипломов двух университетов; разработки образовательных проектов на иностранных языках, в том числе, ориентированных на европейских студентов специализированных программ "учеба + отдых", организуемых в университетском летнем спортивном лагере на Горном Алтае.
  • недостаточный уровень социально-бытовой сферы проживания иностранных студентов, стажеров, приглашенных преподавателей и т. д. Решается за счет развития и улучшения бытовых условий проживания в общежитии гостиничного типа для иностранных учащихся.
  • недостаточное финансирование академической и студенческой мобильности. Решается за счет целенаправленного поиска и подбора различных зарубежных программ, грантов и стипендий, финансирующих развитие мобильности, а также за счет развития обменных студенческих программ и практик с зарубежными партнерами НГТУ.
  • низкая известность результатов научных исследований сотрудников НГТУ за рубежом. Решается за счет финансирования расширяющегося количества международных конференций, симпозиумов, семинаров, проводимых в НГТУ или за рубежом при участии НГТУ как соорганизатора мероприятия: российско-корейские симпозиумы и семинары КОРУС, РУСКО, российско-китайский семинар РУС-ЧИН; международная конференция по актуальным проблемам электронного приборостроения и международный семинар по проблемам алгебры и математической логики и др., а также за счет финансирования публикаций трудов международных симпозиумов и передачи их в Библиотеку Конгресса США в рамках контракта с IEEE, США, а также в библиотеки других стран.
  • низкий уровень коммерциализации НИР. Решается за счет создания совместных с Кореей и Китаем Центров высоких технологий, создания в НГТУ распределенного Технопарка и отдела коммерциализации НИР.
  • Разумеется, что развитие международной деятельности вуза требует не только нового мышления, новых подходов, новых навыков, но и значительного финансирования. Университет, понимая важность развития международного сотрудничества для усиления своего научно-образовательного потенциала, последовательно решает эти задачи, сдерживающие его международную активность. Но поскольку такие же задачи в той или иной степени стоят перед большинством российских и, в частности, сибирских университетов, для их успешного решения, для прорыва региональных вузов на рынке экспорта образовательных услуг требуется объединение усилий вузов, например, в рамках Регионального центра международного сотрудничества в области инженерного образования при НГТУ.
Литература

1. Филиппов В. Н. Вуз на рынок идет с опаской // Поиск. 2002. 20 сент.

2. Цой Е. Б., Белова Т. И., Гущина А. М. Международные программы Новосибирского государственного технического университета в области образования // Стратегия развития университетского технического образования в России: 2-я Всерос. науч.-практ. конф. М., 2000.

3. Цой Е. Б., Гущина А. М. Управление международной деятельностью университета (на примере НГТУ): история и настоящее // Управление университетом: 2-й Всерос. семинар. Тюмень: ТГУ, 2003 (в печати).


Цой Е. Б. Международная деятельность как фактор усиления научно-образовательного потенциала НГТУ (проблемы и перспективы управления) / Е. Б. Цой, А. М. Гущина, Т. И. Белова // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 4(27). С. 50-56


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Н. Белюгова
Директор школы. 1999.  № 4. С. 24-30. 
[Статья]
Константин Михайлович Ушаков
Директор школы. 2003.  № 4. С. 3-10. 
[Статья]
Дмитрий Семенович Львов, Валерий Григорьевич Гребенников, Баграт Айкович Ерзнкян
Экономическая наука современной России. 2000.  № 3-4. С. 5-21. 
[Статья]
Роман Григорьевич Стронгин, Борис Ильич Бедный, Григорий Артурович Максимов, Алексей Андреевич Миронос
Университетское управление. 2006.  № 2(42). С. 45-51. 
[Статья]
Сергей Всеволодович Кортов
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 61-68. 
[Статья]