Эксоцман
на главную поиск contacts

Дашкова Т. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских журналах 1920-х – 30-х годов // Культура и власть в условиях коммуникативной революции ХХ века. Форум немецких и российских исследователей. Под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова и И. Гарбовского. М.: «АИРО-ХХ». 2002. С. 103-128

Опубликовано на портале: 26-02-2004
Выделяется два типа журналов для советских женщин, сформировавшиеся к концу 1920-х годов: элитарные издания, посвященные культуре и искусству и демократические общественно-политические журналы. Критерием типологизации изданий, по мнению автора, является целевая аудитория журналов. Так, издания первого типа – элитарные, ориентировались скорее на городскую образованную публику и транслировали общекультурные нормы и ценности, в то время как демократические журналы обращались к новому типу читателя, воспитанного в духе новой, коммунистической морали. В каждом типе изданий в соответствии с его задачами и читательской аудиторией формировался и транслировался свой тип женственности :«артистический тип» и «рабоче-крестьянский». В статье предлагается подробный анализ каждого из выделенных типов визуальной реперзентации женственности 1920-30-х годов. «Аристократический тип» - это образец рафинированной, изнеженной женщины, похожей на героиню немого кинематографа начала века. Она худощава; носит короткую стрижку или каре с прямой челкой или на косой пробор; на ее лице лежат следы усталости, большие глаза и ярко накрашенные губы только подчеркивают бледность лица. Одежда «артистической» женщины соответствует последней парижской моде тех лет: юбки до середины или чуть ниже колен, туфли на высоких каблуках, обилие украшений (бусы, браслеты) и аксессуаров (палантины, шали, сумочки). Отмечается, что этот образец женственности активно пропагандировался в элитарных изданиях до 1930-х годов, после чего остался только на театральной сцене, киноэкране и в «артистических» журналах. Второй – «рабоче-крестьяский» тип был практически полностью противоположен «артистическому». В отличие от субтильной фигурки первого типа «рабоче-крестьянские» женщины были коренасты, у них была короткая шея, широкие плечи, сильные руки. Существенное различие было представлено и в лицах, «героини труда» были круглолицы, с довольно крупными, иногда грубыми чертами. Прически они носили, как правило, короткие, закалывая волосы простыми невидимками или гребнем. Однако главное отличие заключалось в «абсолютном отсутствии косметики и общей неухоженности изображаемых лиц: широкие «растрепанные» брови, растрескавшиеся губы, неухоженные волосы». Одежда также разительно отличалась, в большинстве случаев, это был «мужской» пиджак, ватник, спецодежда и другие «гендерно-нейтральные» вещи. Таким образом, по мнению автора, для визуальных репрезентаций этого нормативного типа «советской» женщины характерна «половая невыраженность», подкрепленная подписями к журнальным фотографиям (например, товарищ Иванова т.п.).
BiBTeX
RIS