Эксоцман
на главную поиск contacts

Андрогин в культуре модернизма

Опубликовано на портале: 22-04-2004
Автор обращается к проблеме андрогина, являющейся основополагающей в художественном сознании модернизма. Деятельное “я” до модернизма традиционно мыслилось в мужском варианте, т. е. человек. Однако оставшись в антропоцентрической культуре наедине с самим собой, без опоры на внешний мир, человек-мужчина неминуемо должен был встретить ту, которая изначально составляла часть его самого, – человека-женщину, наделенную творческими способностями в не меньшей степени, чем он сам. Приход женщины в искусство в период формирования модернизма – своеобразное возвращение в мужское начало, с которым начало женское изначально составляло единство, идеально воплощенное в андрогинизирующем типе сознания. Христианское прочтение андрогинна принадлежит Я. Бёме. Он выделил в первом человеке, Адаме, две сущности – внутреннюю (духовную) и внешнюю (земную). Каждая из них соответствует: в первом случае мужскому, во втором – женскому началам. Адам тогда утратил “ангельский мир”, когда из него была “выделена” женская ипостась, соотносимая с Софией Премудростью Божьей. Мистерия мужчины и женщины, тайна двух полов разрешается в метафизическом единстве, в котором природное или душевное человека должно быть примирено с религиозным стремлением христианина. В таком облике понятие “андрогин” усваивается рубежным сознанием ХIХ–ХХ вв., в частности, Н. Бердяевым, который в своих размышлениях развивает положения Бёме.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Леонид Григорьевич Ионин
Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 3-12. 
[Статья]
Михаил Константинович Горшков
Социологические исследования. 2008.  № 6. С. 110-114. 
[Статья]
Александр Сергеевич Ваторопин
Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 84-92. 
[Статья]
Айман Дамировна Муханбетова
Полисфера. 1999.  № 1.
[Статья]
Светлана Юрьевна Барсукова
Социологические исследования. 2007.  № 4. С. 149-153. 
[Статья]
Николай Владимирович Работяжев
Полития. 2012.  № 3.
[Статья]