Эксоцман
на главную поиск contacts

О критериях Исследовательского университета

Опубликовано на портале: 13-04-2004
Cуть классического исследовательского университета - интеграция учебного процесса и фундаментальных научных исследований - системно впервые была сформулирована В. Гумбольдтом в ХIХ веке. В статье автором определяются основные функции такого университета, рассатриваются принципы реорганизации в сфере управления исследовательским университетом в связи с необходимостью проведения комплекса системных мероприятий. организационного, управленческого и ресурсно-финансового плана.

I. Введение. Историческая справка

Cуть классического исследовательского университета - интеграция учебного процесса и фундаментальных научных исследований - системно впервые была сформулирована В. Гумбольдтом в ХIХ веке.

Можно определить основные функции такого университета (в дальнейшем для определенности будем подразумевать Исследовательский университет):

  • производство знаний;
  • накопление и хранение знаний;
  • передача знаний;
  • распространение знаний.

Эти принципы, положенные в основу первых российских университетов, в существенной мере были искажены на начальной стадии социалистического строительства, когда создание профильных вузов шло за счет разрушения инфраструктуры классических университетов, и практически сама целесообразность университетского образования была поставлена под сомнение.

Однако вскоре приходит понимание того, что создание и развитие широкой сети профильных вузов и втузов требует преподавателей с фундаментальными знаниями, а состояние и перспективы науки напрямую зависят от качества университетского образования.

В 1931 г. вышла серия постановлений об "обратной" реорганизации университетов, их главнейшей задачей признавалась подготовка научных работников и преподавателей высшей школы. Новый устав университетов рассматривал их как научно-учебные заведения.

В контексте исторической справки следует также отметить Постановление ЦК КПСС и СМ СССР 1972 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране", в котором была особо подчеркнута роль университетов в системе высшего образования и поставлена задача превращения их в ведущие учебно-методические центры высшей школы.

Минвузом СССР и Минвузом РСФСР было поручено ряду ведущих университетов (Ленинградскому, Воронежскому, Горьковскому, Иркутскому, Новосибирскому, Пермскому, Ростовскому, Саратовскому, Томскому и Уральскому) выполнение роли базовых вузов, ответственных за координацию научно-методической и исследовательской работы и подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации для вузов РСФСР.

В свете вышесказанного следует отметить, что проблема выделения ряда университетов страны в особом статусе (сегодня - в статусе исследовательского университета) имеет свою историю и неоднократно ставилась в связи с новыми потребностями общества.

Несомненно, всякий раз в качестве нулевого приближения применялись системы критериев, учитывающие научно-образовательный потенциал, плановые направления экономики, географическое положение и многое другое, но решения, скорее всего, принимались на основе обобщенных экспертных оценок с позиций политической и экономической целесообразности.

II. Критерии исследовательского университета

Переходя непосредственно к теме сообщения, приведу определение понятия критерия. Критерий - 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки.

В этой связи общая критериальная оценка представляет из себя на первом этапе выделение характерных признаков исследовательского университета, а затем определение системы показателей, которые могут быть выражены количественно или (экспертно) качественно. Численные параметры, в конечном итоге, зависят от внешне налагаемых условий: от предполагаемого числа исследовательских университетов, выделяемых объемов финансирования и т. п.

Итак, предлагаются следующие критерии Исследовательского университета:

Оценочные критерии Оценка
1. Наличие ведущих научных и научно-педагогических школ, являющихся лидерами в ключевых направлениях фундаментальной науки и технологий
1.1. Премии международного и национального уровней (за 10 лет) 1-3
1.2. Научные школы, имеющие статус ведущих научных школ России 2-4
1.3. Гранты РФФИ, РГНФ, министерств и ведомств (за 5 лет) 500
1.4. Докторские и кандидатские диссертации (защищенные за 5 лет) 50 и 300
1.5. Научные монографии, изданные центральными и зарубежными издательствами (за 5 лет) 50
1.6. Проекты НТП министерств и ведомств (за 5 лет)  
1.7. Крупные национальные и междуна родные научные, образовательные и технологические проекты (за 5 лет) $5-10 млн.
1.8. Медали и премии международных научно-технологических выставок (за 5 лет) 5-10
1.9. Доктора наук (средняя численность за 5 лет) 150-200
1.10. Кандидаты наук (средняя численность за 5 лет) 400-500
1.11. Привлеченные научные ресурсы (отношение внебюджетной составляющей к общему объему НИР) 0,5-0,8
1.12. Научно-координационные центры национального и регионального уровней 1-3
1.13. Патенты и лицензии (за 5 лет) 30-50
2. Наличие инфраструктуры и материально-технической базы фундаментальных и прикладных научных исследований
2.1. НИИ (по постановлениям Правительства) и штатные научные сотрудники 1-3, 500
2.2. Уникальные научные объекты и оборудование 1-3
2.3. Учебно-научные центры с РАН и другими государственными академиями наук 5-10
2.4. Центры коллективного пользования 1-3
2.5. Центры высокопроизводительных технологий 1
2.6. Технопарки и инновационно-технологические центры 1
2.7. Научно-исследовательские лаборатории 10-30
3. Интеграция научных исследований и образовательного процесса на всех уровнях подготовки (университетский курс, магистратура, аспирантура, докторантура, переподготовка и повышение квалификации, стажировка) и наличие инфраструктуры подготовки кадров высшей квалификации
3.1. Докторские диссертационные советы 10
3.2. Кандидатские диссертационные советы 10
3.3. Специальности аспирантуры 50-70
3.4. Специальности докторантуры 20-30
3.5. Аспирантура, численность 400-500
3.6. Докторантура, численность 50-80
3.7. Профессора и доценты, имеющие право руководства аспирантами 300-400
3.8. Результативность аспирантуры 30%
3.9. Результативность докторантуры 30%
4. Наличие информационной базы учебно-научной деятельности и возможностей передачи информации научно-образовательному сообществу
4.1. Научная библиотека 1-3 млн. экз.
4.2. Интернет-центр 1
4.3. Компьютерный парк 1000-2000 ед.
4.4. Базы данных 1
4.5. Сети телекоммуникаций 100 Мб/с
4.6. Дистанционное образование 10 специальностей  
4.7. Издательство 1
4.8. Издаваемые научные журналы 1-3
5. Наличие системы отбора и научной поддержки талантливой молодежи на уровнях довузовского, вузовского и послевузовского образования
5.1. Центры довузовской подготовки 10-30
5.2. Связь со средней школой 10-20
5.3. Физико-математические школы и другие школы юных 1-3
5.4. Студенческие и школьные олимпиады, конкурсы, конференции 10-30
5.5. Стажировки студентов, аспирантов и молодых ученых в ведущих научных центрах 30-50
5.6. Медали и дипломы Минобразования, академий наук и международных организаций (за 5 лет) 10-20
5.7. Государственные премии, медали РАН и Гранты Президента РФ молодым ученым (за 5 лет) 3-5
6. Интеграция в мировое научно-образовательное пространство, сотрудничество с мировыми научно-образовательными центрами и фондами
6.1. Гранты международных программ и фондов 1-2
6.2. Совместные научно-образовательные проекты и программы млн. USD в год
6.3. Совместные научно-образовательные центры  
7. Высокий уровень учебного процесса
7.1. Квалификационный состав ППС 50%
7.2. Широкий спектр направлений и специальностей подготовки 40-60
7.3. Сбалансированность естественно-научной и гуманитарной составляющих подготовки  
7.4. Наличие новых образовательных технологий  
7.5. Привлекательность вуза (соотношение студентов-жителей других регионов к общему числу студентов)  
7.6. Междисциплинарность образовательного процесса 0,25
7.7. Возможности и материальная база нравственного, культурно-эстетического и физического воспитания студентов  
 

III. Заключение. Примерная модель исследовательского университета

Исходя из вышеперечисленных критериев, с учетом сегодняшнего состояния высшей школы на отнесение к типу Исследовательского университета могут претендовать вузы, имеющие в своем 5-летнем активе Государственные премии и научные школы, отнесенные к ведущим научным школам России, несколько сотен выполненных грантов ведущих национальных научных фондов, несколько десятков защищенных докторских и несколько сотен кандидатских диссертаций, выполнившие научные и научно-технические проекты, в т.ч. с зарубежными партнерами, на сумму $5-10 млн., имеющие НИИ, созданные по постановлениям Правительства, и несколько сотен штатных научных сотрудников, несколько уникальных объектов, установок или ЦКП с доступом к таковым, активно сотрудничающие с РАН и другими государственными академиями наук, имеющие центры высокопроизводительных технологий и инфраструктуру инновационной деятельности, авторитетные и признанные научные школы, национальные и региональные научно-координационные центры.

Эти университеты обладают широким спектром специальностей в области точных, естественных и гуманитарных наук, высокими показателями остепененности профессорско-преподавательского состава, среди которого 150-200 докторов и 400-500 кандидатов наук, развитой инфраструктурой подготовки кадров высшей квалификации: несколькими десятками специальностей аспирантуры (~ 50 специальностей) и докторантуры (~ 25 специальностей), несколькими десятками (~ 100) докторантов и несколькими сотнями (~ 400) аспирантов, 15-20 диссертационными советами.

Обязательным является наличие развитой информационной базы: научной библиотеки с 1-3 млн. единиц хранения, Интернет-центра, парка (1000-2000) компьютеров, скоростной сети телекоммуникаций со скоростью 100 Мб/с, развитой системы дистанционного образования, издательства, собственно издаваемых журналов.

В исследовательском университете существует эффективная система отбора и поддержки талантливой молодежи на всех уровнях образовательного процесса (довузовского, вузовского и послевузовского), функционируют несколько десятков центров довузовской подготовки в различных регионах страны, регулярно проводятся научные молодежные мероприятия, организуются стажировки молодых ученых в ведущих научных центрах, студенты и молодые ученые получают в год по несколько медалей и премий за лучшую научную работу.

Такие университеты имеют хорошую репутацию в мировом научно-образовательном сообществе и сложившиеся связи с ведущими университетами мира, регулярно получают гранты ведущих зарубежных фондов и программ на сумму порядка $1 млн. в год.

Как правило, этот тип университетов, относясь к национальным центрам образования, науки и культуры, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны и региона, является центром культуры и просвещения, несет существенную нагрузку в социально-стабилизационном плане.

Некоторые соображения о структуре исследовательского университета. На наш взгляд, исследовательский университет должен представлять из себя системно управляемую совокупность интегрированных учебно-научных (УНК) и учебно-научно-инновационных (УНИК) комплексов, функционирующих на основе ведущих научных школ: УНК обеспечивают фундаментальные научные исследования в области точных, естественных и гуманитарных наук и опережающую подготовку кадров высокой квалификации на этой основе, а в УНИК больший акцент делается на инновационно-технологической деятельности и обеспечении кадрового сопровождения высокотехнологичных разработок.

Очень существенно, что на Исследовательский университет возлагаются задачи развития науки и подготовки кадров также и для других вузов.

Некоторая реорганизация потребуется и в сфере управления исследовательским университетом в связи с необходимостью проведения комплекса системных мероприятий организационного, управленческого и ресурсно-финансового плана. Большая работа должна быть проведена и по созданию нормативно-правовой базы деятельности Исследовательского университета.

И в заключение: я считаю, что оценка вуза, связанная с отнесением к типу исследовательского университета, должна быть комплексной, с учетом различных видов его деятельности (см. выше) и сложения результатов. Вряд ли целесообразно придание статуса исследовательского университета на основе выделения только какого-либо одного узкого научного направления; для этого существуют другие формы поддержки.


Майер Г. В. О критериях Исследовательского университета / Г. В. Майер // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 3(26). С. 6-9


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Андрей Александрович Баранов
Директор школы. 2002.  № 9. С. 25-30. 
[Статья]
Андрей Александрович Яковлев
Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 25-39. 
[Статья]
Дмитрий Викторович Пузанков, Вадим Федорович Рябов, Александр Николаевич Мамонтов
Университетское управление. 2002.  № 2(21).
[Статья]
Маргарита Валентиновна Альгина, В.С. Синельников
Университетское управление. 2007.  № 5. С. 52-55. 
[Статья]
Татьяна Валентиновна Козлова
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 60-64. 
[Статья]