Эксоцман
на главную поиск contacts

Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала

Опубликовано на портале: 10-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62. 
С переходом российской экономики на рыночные рельсы все субъекты хозяйственной деятельности оказались в принципиально новых условиях функционирования. Будучи связанными новыми обязательствами и получив целый ряд новых свобод, далеко не все предприятия и организации смогли успешно приспособиться к новым экономическим условиям. Но утверждать, что становление и формирование развитой рыночной экономики коснулось лишь отраслей материального производства, принципиально не верно. Бюджетная сфера в свою очередь является неотъемлемым звеном экономической системы страны, а это значит, что развивающиеся рыночные процессы оказывают прямое влияние на состояние всех ее составляющих, включая и систему высшего образования. Необходимо также отметить, что образовательная деятельность, в отличие от других отраслей экономики, является наиболее специфичной. Главная особенность ее в том, что основной целью работы вуза является выполнение социального заказа (подготовка специалистов), а получение доходов от внебюджетных операций и формирование прибыли выступает скорее единственной вспомогательной функцией, позволяющей вузу в рыночных условиях обеспечить нормальное осуществление своих первоочередных задач. В статье рассматриваются методы привлечения финансовых средств, даются рекомендации как объединить интересы предприятий, компаний и вузов в решении проблемы соответствия качества подготовки специалистов в вузах требованиям, предъявляемым к ним рынком труда, отвечающим полезности для предприятий выпускаемых вузом специалистов.

С переходом российской экономики на рыночные рельсы все субъекты хозяйственной деятельности оказались в принципиально новых условиях функционирования. Будучи связанными новыми обязательствами и получив целый ряд новых свобод, далеко не все предприятия и организации смогли успешно приспособиться к новым экономическим условиям. Но утверждать, что становление и формирование развитой рыночной экономики коснулось лишь отраслей материального производства, принципиально не верно. Бюджетная сфера в свою очередь является неотъемлемым звеном экономической системы страны, а это значит, что развивающиеся рыночные процессы оказывают прямое влияние на состояние всех ее составляющих, включая и систему высшего образования.

Необходимо также отметить, что образовательная деятельность, в отличие от других отраслей экономики, является наиболее специфичной. Главная особенность ее в том, что основной целью работы вуза является выполнение социального заказа (подготовка специалистов), а получение доходов от внебюджетных операций и формирование прибыли выступает скорее единственной вспомогательной функцией, позволяющей вузу в рыночных условиях обеспечить нормальное осуществление своих первоочередных задач.

Как же привлечь финансовые средства? Источником таких средств могут явиться предприятия, заинтересованные в подготовке высококва-лифицированных кадров для осуществления задач, стоящих перед многими предприятиями в условиях рыночной конкуренции, так как удачное функционирование предприятия как хозяйствующего субъекта современного рынка, бесспорно, зависит от правильной начальной его ориентации и благоприятных исходных условий его деятельности — обеспеченности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Успешно развиваться предприятие сможет только в том случае, когда человеческий капитал, которым оно располагает, будет соответствовать по своим характеристикам текущим и перспективным потребностям предприятия, определяющимся тенденциями развития соответствующей отрасли промышленности. На сегодняшний день, как показали исследования, в этой области наблюдается лишь частичное соответствие.

Функцию подготовки работников интеллектуального труда для предприятий выполняют высшие учебные заведения. Содержание высшего образования в Российской Федерации определяется государством в директивном порядке, при этом не учитываются интересы конкретных предприятий-работодателей и отсутствуют прямые связи между высшей школой и сферой производства, что ведет к образованию разрыва между качеством подготовки специалистов в вузах и профессиональными качествами работников интеллектуального труда, необходимыми предприятию для эффективного функционирования.

В статье группы авторов «Инженер на рынке труда», посвященной изучению рынка труда специалистов с инженерным образованием, приводятся следующие данные: по результатам опроса (табл. 1), и российским, и зарубежным вузам в основном удается полностью (25,5 и 27,0 % опрошенных) или частично (59,1 и 73,0 %) обеспечить соответствие качества подготовки специалистов с инженерным образованием сегодняшним требованиям рынка интеллектуального труда.

Таблица 1

Соответствие качества подготовки специалистов с инженерным образованием требованиям рынка интеллектуального труда, %
Степень соответствия Россия Другие страны
1 В целом соответствует 25,5 27
2 Частично соответствует 59,1 73
3 Не соответствует 10,9
4 Затруднились ответить 4,5
  Всего 100 100
 

Как показывают данные таблицы, качество подготовки специалистов не в полной мере соответствует требованиям предприятий. В этой же статье приводятся следующие данные (табл. 2).

Таблица 2

Соответствие структуры подготовки инженерных кадров текущим и перспективным потребностям экономики России, %
Оценка соответствия Текущим потребностям экономики Перспективным потребностям экономики
1 В целом соответствует 10,9 7,2
2 Частично соответствует 57,3 54,6
3 Не соответствует 22,7 21,8
4 Затруднились ответить 9,1 16,4
  Всего 100 100
 

Как видно из таблицы, качество подготовки специалистов не полностью соответствует текущим и перспективным потребностям экономики России. Авторы статьи отмечают: «Практика показывает, что при любой реорганизации структура подготовки инженерных кадров в высшей школе в редких случаях полностью соответствует текущим и перспективным потребностям экономики, в основном здесь наблюдается частичное соответствие». Несмотря на то, что полное соответствие представляется маловозможным, нужно пытаться максимально приблизить ситуацию к состоянию соответствия, в частности исключить полное несоответствие, доля которого, согласно табл. 2, достаточно велика (22,7 и 21,8%). Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходима разработка механизма взаимосвязи вузов и предприятий, позволяющего вузу прогнозировать потребности предприятий и готовить специалистов с учетом этих потребностей и закономерностей развития предприятия.

Тенденции развития экономики оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия, определяют стратегию его развития.

В связи с этим прогноз качественных и количественных потребностей предприятия в специалистах может быть осуществлен только с учетом тенденций развития экономики страны и данной отрасли.

Анализ зарубежного и отечественного опыта развития и взаимосвязей предприятий и вузов достаточно полно представлен в работе Н. Р. Кельчевской и М. И. Срогович «Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия — объективная необходимость XXI века».

Нами проанализирована вся совокупность конкретных форм взаимосвязи высшего образования и промышленности, используемых в зарубежных странах в рамках частных и государственных инициатив (табл. 3).

Таблица 3

Формы осуществления взаимосвязи высшего образования и промышленности за рубежом
Форма Исследователь, страна
1. Постоянный контакт университета с рынком труда с целью отслеживания его требований и происходящих перемен А.-Л. Вервилл, США. Исполнительный комитет Университета Оклахомы, США, 1969
2. Учет требований промышленности при разработке учебных планов. Постоянное обновление знаний и навыков специалистов вследствие их устаревания А.-Л. Вервилл, США; Италия
А.-Л. Вервилл, США; Франция
3. Профессионализация образования; сокращение специальностей в рамках многопрофильного обучения Германия, Франция, Китай
4. Оценка успешности учебных программ в подготовке выпускников к дальнейшей жизни. Периодические исследования профессиональной карьеры выпускников (был ли полученный в колледже опыт достаточен для овладения профессией). Использование результатов для оценки и корректировки программ Исполнительный комитет Университета Оклахомы, США, 1969 Э. Л. Бойер, США
5. Развитие партнерских связей лицей—колледж—предприятие, включающих в себя:
— организацию стажировок на предприятии;
— вклад предприятий в модернизацию учебного оборудования;
— участие профессионалов в процессе обучения.
Франция
Программы совместной подготовки специалистов вузами и компаниями (взаимодействие на этапе организации учебного процесса) Международная инженерная программа Университета Род-Айленда, США. Центр профессионального образования концерна «Сименс», Германия
6. Обучение на предприятии как ключевой элемент профессионального образования (стажировки) Франция, Бельгия, Голландия
7. Участие профессионалов отрасли в управлении государственными лицеями Франция, сельскохозяйственное образование
8. Внедрение структур информации Франция, Союз предприятий горной и металлургической промышленности организовывает «уроки производства»
9. Создание профессиональных консультативных комиссий, разрабатывающих содержание учебных программ по различным специальностям. В комиссии входят представители промышленности, образовательных учреждений, государственных органов образования, местных администраций, работников предприятий Франция, Мексика
10. Различные формы содействия трудоустройству:
— поиск стажировки вузом; Франция (Монпелье, банк стажировок)
— распределение; Франция
— помощь служб трудоустройства вузов; Франция, Япония, США
— банки данных, содержащие информацию, какую работу предпочли бы после окончания учебы студенты и аспиранты, и предоставляющие эту информацию заинтересованным организациям (пекинский «Фьючерсный рынок для высококвалифицированных специалистов»); Китай
— «гарантия» колледжами работы своим выпускникам (возмещение выпускнику 2000 долл., если он является безработным по истечении 6 месяцев с момента окончания вуза); США
— предоставление «найтея» — неформальной гарантии трудоустройства со стороны фирмы; Япония
— использование «бюллетеней трудоустройства компаний», которые рассылают фирмы, занимающиеся трудоустройством («свободное ходатайство»); Япония
— помощь выпускников прежних лет, профессоров; Япония
— соглашение между вузами и частными компаниями о сроках подписания формального акта о трудоустройстве (любая деятельность, связанная с поиском работы до этого времени, считается неформальной) Япония
 

В результате было выявлено более 10 форм практического осуществления взаимосвязи между вузами и предприятиями за рубежом. Что касается анализа отечественного опыта, то можно сделать следующие выводы:

  1. В целом в России применяются такие же формы взаимодействия высшей школы и промышленности, как за рубежом. Это означает, что в российском высшем образовании наблюдаются аналогичные зарубежным тенденции. При этом нужно отметить значительно меньшее разнообразие используемых способов взаимосвязи вузов и предприятий, что можно объяснить следующим фактом: система обязательного распределения как составляющая плановой советской системы была ликвидирована сравнительно недавно. С момента отмены распределения в России начал развиваться рынок труда молодых специалистов как составная часть рыночной экономики в целом.
  2. Содействие трудоустройству, то есть взаимодействие вузов и предприятий через рынок труда, является самым распространенным методом взаимодействия указанных субъектов как в России, так и за рубежом. Трудоустройство является самым очевидным критерием эффективности взаимодействия вузов и предприятий, самым очевидным результатом деятельности вуза как «производителя» квалифицированных специалистов, поэтому проблемам трудоустройства уделяется большое внимание, они являются предметом анализа и исследований многих авторов.
  3. Необходим учет требований промышленности при разработке учебных планов. Постоянное обновление знаний и навыков специалистов вследствие их устаревания.
  4. Требуется профессионализация образования; сокращение специальностей в рамках многопрофильного обучения.
  5. Следует реализовать оценку успешности учебных программ в подготовке выпускников к дальнейшей жизни, проводить периодическое исследование профессиональной карьеры выпускников (был ли полученный в колледже опыт достаточен для овладения профессией), использовать полученные результаты для оценки и корректировки программ.
  6. Нужно развивать в сфере профессионального образования обучение на предприятии (стажировки).
  7. Необходимо разрабатывать программы совместной подготовки специалистов вузами и компаниями (предприятиями).
  8. Требуется осуществлять прогнозирование потребностей предприятия в специалистах на основе показателей его деятельности.

Как объединить интересы предприятий, компаний и вузов в решении проблемы соответствия качества подготовки специалистов в вузах требованиям, предъявляемым к ним рынком труда, отвечающим полезности для предприятий выпускаемых вузом специалистов?

В условиях жесткой централизации вузовского образования, когда все обучающие программы разрабатываются в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными государственным комитетом РФ по высшему образованию, невозможно реализовать право предприятий по участию их в подготовке специалистов. Эта возможность возникает в случае изменения государственной политики по развитию взаимосвязей «высшая школа — промышленность», разработки механизмов адаптации высшего образования и промышленности к новым экономическим условиям.

Мы приглашаем заинтересованных лиц к обсуждению некоторых подходов в решении обозначенной проблемы.

Сторон соприкосновения интересов образования и промышленности настолько много, что для их координации целесообразно создать специальную структуру, которая сможет обеспечить условия для реализации множества взаимоинтересующих как вуз, так и предприятие образовательных задач.

В качестве такой структуры мы предлагаем создавать образовательно-промышленные группы (ОПГ) — объединения учебных заведений и предприятий, частично объединившие свои финансовые, материальные и нематериальные активы на основе договора о создании образовательно-промышленной группы в целях интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение качества образовательных услуг.

Состав ОПГ может колебаться в зависимости от поставленных перед таким объединением задач. Типовой набор участников группы состоит из одного вуза и нескольких предприятий промышленности или других отраслей. В случае необходимости в группу может входить несколько образовательных учреждений — либо вузов, либо учебных заведений разных уровней системы профессионального образования: средние школы (гимназии, лицеи), колледжи, высшие учебные заведения. Это предоставит возможность создать фирменное образование — эффективную цепочку поэтапной, начиная со школы, подготовки специалистов для определенных отраслей промышленности.

Основной задачей создания образовательно-промышленных групп является разработка и реализация проектов, обеспечивающих эффективный рост качества образования, особенно в ракурсе сбалансированности профессиональных качеств специалистов, заложенных в процессе обучения, и требований предприятий к работникам интеллектуального труда.

Создание ОПГ не возможно без принятия на государственном уровне законодательных документов. Но прежде чем активизировать законодательную инициативу, хотелось бы обсудить идею жизнеспособности подобной структуры.

Литература

1. Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Инженер на рынке труда // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 3–6.

2. Кельчевская Н., Срогович М. Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия — объективная необходимость XXI века. Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. 112 с.


Кельчевская Н. Р. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала / Н. Р. Кельчевская, Л. А. Романова // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 3(31). С. 59-62.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виталий Павлович Прокопьев, Сергей Алексеевич Рогожин
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 63-75. 
[Статья]
Гарри Гайкович Азгальдов
Экономическая наука современной России. 2001.  № 1. С. 176-179. 
[Статья]
Любовь Николаевна Титова, Ольга Петровна Синельникова
Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 78-80. 
[Статья]
Елена Юрьевна Игнатьева
Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 32-39. 
[Статья]
Надежда Шагабановна Никитина
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 70-78. 
[Статья]