Эксоцман
на главную поиск contacts

Основные термины и определения (Оценка и управление социальными рисками, связанными с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации)

Опубликовано на портале: 09-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 38-41. 
Организация: Учебный центр подготовки руководителей Минобразования России
В современных условиях оценка риска является составным элементом теоретической базы принятия решений в политике и экономике. Рассматривая проблему оценки социальных рисков, связанных со сферой образования, можно отметить, что цель модернизации образования России состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, в обеспечении ее соответствия вызовам XXI века и потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Именно уровень и качество образования - важнейшие факторы сохранения отечественных культурных традиций, развития духовного потенциала общества, экономического роста, социального прогресса, предупреждения преступности, беспризорности, наркомании и других негативных социальных явлений.
В методике оценки социальных рисков, обусловленных неоднородностью развития региональных образовательных систем, используются следующие термины и понятия: анализ социального риска, вероятность события, доступность образования, идентификация опасности, качество образования, объект риска, субъект риска, приемлемый риск и др.

ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ РИСКАМИ,СВЯЗАННЫМИ С НЕОДНОРОДНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Основные термины и определения

В методике оценки социальных рисков, обусловленных неоднородностью развития региональных образовательных систем, используются следующие термины и понятия.

Анализ социального риска, или социальный риск-анализ - процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения. Анализ социального риска заключается в использовании всей доступной информации для идентификации (выявления) опасностей и оценки риска до наступления определенного события, обусловленного этими опасностями.

Вероятность события - количественная оценка возможности наступления этого события.

Доступность образования - степень обеспечения равных возможностей получения образования, финансируемого из бюджета всех уровней.

Идентификация опасности - процесс выявления и признания факта существования и определение ее характеристик.

Индикатор - (от лат. indicator - указатель) - качественная либо количественная характеристика хода процесса или состояния объекта наблюдения.

Качество образования - мера достижения цели образования; условный, количественно не измеряемый показатель, который характеризует степень удовлетворения образовательных потребностей личности, общества, государства.

Критерий (от греч. krit®rion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.

Неоднородность развития - различие основных показателей развития сравниваемых объектов.

Объект риска - сфера деятельности, общество, организация, человек, для которых возможно наступление негативного последствия. Опасность - источник потенциального ущерба, вреда или ситуация с возможностью нанесения ущерба.

Оценка - степень соответствия эталону; приближенное значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным. Оценка социального риска - процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для человека и (или) окружающей его среды. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание.

Параметр (математический) - независимые переменные какой-либо функции; (от греч. parametrЎv - соразмеряю) - величина, значения которой служат для установления различий между элементами некоторого множества.

Приемлемый риск - риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из экономических и социальных соображений.

Региональная система образования - система образования субъекта РФ как составная часть системы образования России.

Риск (от франц. resque - опасность) - вероятность наступления негативного последствия или мера ожидаемого неблагополучия.

Система образования Российской Федерации - это совокупность: а) взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; б) сети образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты; в) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Социальные гарантии - границы, пределы реализации социальных прав, признанные обществом необходимыми и возможными с позиций достигнутого уровня развития, наличия ресурсов для их реализации и зафиксированные в виде норм законодательства.

Социальные права - совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности людей, признаваемых целесообразными с позиций развития личности, социальных групп и общества в целом. Социальные права распространяются на свободное передвижение, выбор места жительства и работы, на справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, равную оплату за равный труд, жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на образование.

Социальный риск - риск, объектом которого являются социальные права и (или) социальные гарантии.

Степень риска - сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события.

Субъект риска - источник возможного негативного последствия.

Угроза - совокупность условий и факторов, которые создают опасность для жизненно важных интересов личности, общества, государства.

Управление социальными рисками - процесс прогнозирования, оценки и минимизации социальных рисков; системный подход к принятию управленческих решений, процедур и практических мер для предупреждения или уменьшения негативных социальных последствий опасности.

Управляемость образовательной системы - способность системы использовать и изменять свои структуры, технологии и ресурсы в соответствии с поставленными целями.

Характеристика - взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, определяющими состояние объекта (процесса, системы), выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика.

Эффективность образования - отношение социально-экономического результата образовательной деятельности к затратам на его достижение.


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N3(21)_2002/win/2_1.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Б. А. Колтынюк
[Книга]
Александр Петрович Долгов, Мария Викторовна Сухова
[Книга]
Александр Рудольфович Наумов, Василий Владимирович Чекмарев
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 18-24. 
[Статья]
Надежда Шагабановна Никитина
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 70-78. 
[Статья]
Университетское управление. 2007.  № 4. С. 55-71. 
[Статья]
Лилия А. Зубченко
Социальные и гуманитарные науки. Отечеcтвенная и зарубежная литература. Серия 2, Экономика. Реферативный журнал. 2001.  № 4.
[Статья]
Анатолий Леонидович Гавриков, Наталья Николаевна Ильяшенко, Владимир Александрович Исаев, Геннадий Станиславович Поровский
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 20-23. 
[Статья]