Основные термины и определения (Оценка и управление социальными рисками, связанными с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации)
В современных условиях оценка риска является составным элементом теоретической базы принятия решений в политике и экономике. Рассматривая проблему оценки социальных рисков, связанных со сферой образования, можно отметить, что цель модернизации образования России состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, в обеспечении ее соответствия вызовам XXI века и потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Именно уровень и качество образования - важнейшие факторы сохранения отечественных культурных традиций, развития духовного потенциала общества, экономического роста, социального прогресса, предупреждения преступности, беспризорности, наркомании и других негативных социальных явлений.
В методике оценки социальных рисков, обусловленных неоднородностью развития региональных образовательных систем, используются следующие термины и понятия: анализ социального риска, вероятность события, доступность образования, идентификация опасности, качество образования, объект риска, субъект риска, приемлемый риск и др.
ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ РИСКАМИ,СВЯЗАННЫМИ С НЕОДНОРОДНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Основные термины и определения
В методике оценки социальных рисков, обусловленных неоднородностью развития региональных образовательных систем, используются следующие термины и понятия.
Анализ социального риска, или социальный риск-анализ - процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения. Анализ социального риска заключается в использовании всей доступной информации для идентификации (выявления) опасностей и оценки риска до наступления определенного события, обусловленного этими опасностями.
Вероятность события - количественная оценка возможности наступления этого события.
Доступность образования - степень обеспечения равных возможностей получения образования, финансируемого из бюджета всех уровней.
Идентификация опасности - процесс выявления и признания факта существования и определение ее характеристик.
Индикатор - (от лат. indicator - указатель) - качественная либо количественная характеристика хода процесса или состояния объекта наблюдения.
Качество образования - мера достижения цели образования; условный, количественно не измеряемый показатель, который характеризует степень удовлетворения образовательных потребностей личности, общества, государства.
Критерий (от греч. krit®rion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.
Неоднородность развития - различие основных показателей развития сравниваемых объектов.
Объект риска - сфера деятельности, общество, организация, человек, для которых возможно наступление негативного последствия. Опасность - источник потенциального ущерба, вреда или ситуация с возможностью нанесения ущерба.
Оценка - степень соответствия эталону; приближенное значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным. Оценка социального риска - процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для человека и (или) окружающей его среды. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание.
Параметр (математический) - независимые переменные какой-либо функции; (от греч. parametrЎv - соразмеряю) - величина, значения которой служат для установления различий между элементами некоторого множества.
Приемлемый риск - риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из экономических и социальных соображений.
Региональная система образования - система образования субъекта РФ как составная часть системы образования России.
Риск (от франц. resque - опасность) - вероятность наступления негативного последствия или мера ожидаемого неблагополучия.
Система образования Российской Федерации - это совокупность: а) взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; б) сети образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты; в) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Социальные гарантии - границы, пределы реализации социальных прав, признанные обществом необходимыми и возможными с позиций достигнутого уровня развития, наличия ресурсов для их реализации и зафиксированные в виде норм законодательства.
Социальные права - совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности людей, признаваемых целесообразными с позиций развития личности, социальных групп и общества в целом. Социальные права распространяются на свободное передвижение, выбор места жительства и работы, на справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, равную оплату за равный труд, жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на образование.
Социальный риск - риск, объектом которого являются социальные права и (или) социальные гарантии.
Степень риска - сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события.
Субъект риска - источник возможного негативного последствия.
Угроза - совокупность условий и факторов, которые создают опасность для жизненно важных интересов личности, общества, государства.
Управление социальными рисками - процесс прогнозирования, оценки и минимизации социальных рисков; системный подход к принятию управленческих решений, процедур и практических мер для предупреждения или уменьшения негативных социальных последствий опасности.
Управляемость образовательной системы - способность системы использовать и изменять свои структуры, технологии и ресурсы в соответствии с поставленными целями.
Характеристика - взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, определяющими состояние объекта (процесса, системы), выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика.
Эффективность образования - отношение социально-экономического результата образовательной деятельности к затратам на его достижение.
См. также: